Романский стиль в предметном мире средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь - крупнейший феодальный властитель. В ряде государств церковь держала в своих руках до трети всех земельных угодий страны. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинственные подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались несмешные, полные наблюдательности поговорки и притчи.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….. 3
2. Романский стиль в быту средневековья………………………….. 5
3. Заключение…………………………………………………………. 19
4. Литература…………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

КР Романский стиль в предметном мире средневековья..docx

— 89.55 Кб (Скачать файл)

В период позднего Средневековья  были широко распространены прямоугольные  столы на х-образных перекладинах либо на четырех ножках. Самой популярной мебелью для сиденья в различных  слоях общества на протяжении всего  Средневековья были лавки или  скамьи, а также сундуки. Зачастую только главам знатных семей полагался отдельный стул. Его высокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Со временем появились и стулья на х-образных перекладинах или четырех ножках, но скамья все же была важнее, чем стул. Средневековая мебель редко переставлялась с места на место и расставлялась обычно вдоль стен. Ее часто камуфлировали тканями. В целом, даже в состоятельном доме мебели было немного. И на протяжении долгого времени она изготавливалась одним мастером-плотником, который строил дом и выполнял отделочные работы. Лишь со временем от плотницкого дела окончательно отделилось столярное (ранее всего в Италии), стало развиваться ремесло краснодеревщика. Появилась техника фанеровки, которая позволила использовать более дешевые и более легкие сорта дерева, которые снаружи покрывались тонкими досками хороших пород. Севернее Альп фанеровка появилась в ХШ в. (хотя на юге Европы она была известна еще в римский период). К концу Средневековья выросло число предметов мебели и появились прототипы всех основных современных предметов мебели. Она стала украшаться скульптурой, резьбой, живописью, различной облицовкой. В состоятельных домах мебель делалась из дорогих и даже редких сортов дерева: черного дерева, привозимого из Индии, ясеня, ореха и др.С конца ХV в. в частных итальянских домах стали появляться стеллажи и этажерки для книг, а в кабинетах кресла и складные стулья, так называемые «стулья Савонаролы».

С течением времени интерьер менялся не только за счет мебели и  украшения стен и полов коврами, гобеленами, картинами, росписью, обоями, но и за счет всевозможных полезных и бесполезных предметов, призванных украсить и сделать более удобной  домашнюю жизнь, например, часов, подсвечников, канделябров, декоративных ваз, зеркал и т.д. Обстановка крестьянского дома при этом оставалась крайне скудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была очень грубой и тяжелой, изготовлялась плотницкими инструментами, обычно хозяином дома. Материалом служили необработанные доски, чаще – толстые бруски, а иногда – цельное выдолбленное дерево (например, для изготовления сундуков). Крестьянскую мебель иногда расписывали либо украшали резьбой.

Мебель романского периода  точно отвечала менталитету и  уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его  потребности. О мебельном искусстве, возможно, говорить, и то с большой  долей условности, начиная с IX в.

Стул романского периода

Дубовый шкаф с резьбой, Нижняя Саксония

Стул в соборе Святого  Петра в Риме, Италия – St. Peter's Basilica

Дубовая скамья

Обеденный стол из дуба

Внутреннее убранство  дома было скудным: в большинстве  случаев пол выполнялся земляным. Только во дворце богатого синьора  или короля иногда пол мостился каменными  плитами. И только очень богатый  человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать  на нём цветным камнем орнамент. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов  и замков постоянно было сыро и  холодно, поэтому пол устилали слоем  соломы. В богатых домах пол  устилали соломенными циновками, а  в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. В светской литературе позднего средневековья, в описаниях  домов королей и знатных вельмож  часто упоминается пол в пиршественной  зале, усыпанный цветами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую  роль.

В домах высшей знати каменные стены принято было закрывать  коврами, привезенными из стран Востока. Само наличие ковра свидетельствовало  о знатности и богатстве его  хозяина. Когда развилось искусство  изготовления тканых ковров (шпалер), ими  стали затягивать стену для того, чтобы сберечь тепло.

Главное жилое помещение  дома синьора – центральная зала, служившая гостиной и столовой, в  центре которой располагался очаг. Дым от очага выходил в отверстие  в потолке помещения. Лишь много  времени спустя, в XII–XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом  убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую  не закрывающуюся трубу. Слуги к  ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы  дольше сохранить тепло. Спальные помещения  часто делались общими, поэтому кровати  в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто  спали вместе с гостями, согревая друг друга. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и  самые почётные гости.

Спальни для синьора и  его жены делались обычно в маленьких  и тесных боковых помещениях, где  их кровати устанавливались на высоких  деревянных помостах со ступеньками  и пологом, который задёргивался для защиты от ночного холода и  сквозняков.

Ввиду того, что в раннем средневековье не была известна технология изготовления оконного стекла, окна первоначально  не остеклялись, а забирались каменными  решётками. Они делались высоко от земли  и были очень узкими, поэтому в  помещениях царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что  было весьма удобным для перемещения, например, по этажам башни-донжона. Деревянные стропила крыши изнутри здания оставались открытыми. Лишь позднее научились  делать подшивные потолки из досок.

Полумрак холодных помещений  домов романской эпохи компенсировался  яркой и пёстрой окраской неказистой мебели, дорогими шитыми скатертями, нарядной посудой (металлической, каменной, стеклянной), коврами, шкурами животных.

Номенклатура мебельных  объектов в жилых помещениях была невелика и состояла из различных  типов стульев, табуретов, кресел, кроватей, столов и, конечно же, сундуков –  основных мебельных объектов того времени, реже – шкафов.

У очагов и за столом сидели на грубо обтёсанных скамьях и  примитивных табуретах, в доски  для сидения которых вставлялись  сучки, служившие ножками.

По-видимому, это они явились  предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов  и стульев. Из античной мебели для  сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или  кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой, изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями.

Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые  предназначались для высших иерархов церкви. Одним из редких уцелевших  образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток.

Сохранился образец богато украшенной скамьи из церкви Сан-Клементе в Тауле (Испания, XII в.). Это скамья, выполненная в виде своеобразного трона, имеет три места, разделенные колонками, между которыми и боковыми стенками установлены три арки. Боковые стенки и навес богато украшены ажурной резьбой. Некогда она была расписана: кое-где на ней сохранились следы красной краски.

В целом мебель для сидения  была неудобной и тяжёловесной. Обивки на табуретах, стульях, скамьях и  креслах не было. Чтобы скрыть дефекты  соединений или плохо обработанной деревянной поверхности, мебель покрывалась  толстым слоем грунта и краски. Иногда необработанный деревянный каркас обтягивался холстом, который покрывался грунтом (левкасом) из смеси мела, гипса  и клея, а затем расписывался красками.

В этот период большое значение приобретают кровати, рамы которых  устанавливаются на точёных ножках и окружаются низкой решёткой.

Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются  на квадратные ножки. Все кровати  снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего  и защищать его от холода и сквозняков. Но такие кровати принадлежали, в  основном, знатным вельможам и  служителям церкви. Кровати для небогатых  людей были достаточно примитивны и  выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой  выемкой в средней части лицевой  и задней стенок. Стойки у ног  заканчивались точёными шишками, а  в изголовье делалась высокая  стенка с небольшим деревянным навесом.

Столы в ранний период еще  весьма примитивны. Это просто съёмная  доска или грубо сколоченный  щит, который устанавливался на двух козлах. Выражение ставить столы  пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы  ставились или убирались после  окончания трапезы. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.

Но самым универсальным  и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Форма сундука, несмотря на его примитивную  конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Для большей прочности  сундуки обычно обивали железными  оковками. Небольшие по размерам сундуки  можно было легко переносить в  случае опасности. Такие сундуки  часто не имели никаких украшений  и, прежде всего, отвечали требованиям  удобства и прочности. Позднее, когда  сундук занял свое особое определенное место среди других предметов  обстановки, его делали на высоких  ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Являясь родоначальником  всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.

Поставленный вертикально  на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной  крышей и фронтоном, украшенным плоской  резьбой и раскраской. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Постепенно появляются, особенно в  церквах, высокие шкафы с двумя  дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. В них хранилась  церковная и монастырская утварь. Один из таких шкафов имеется в  Обазии (департамент Коррез). Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса – декор носит четко архитектурный характер; массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Верхняя часть дверки скруглена. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.

Обычно шкафы, также как  и сундуки, отделывали железными  накладками (оковками). Именно эти накладки из кованого железа держали толстые  необработанные доски изделия, так  как известная с античности ящичная  и рамочно-филёночная вязка здесь  фактически не применялись. Со временем кованые накладки, кроме функции  надёжности, получили и декоративные функции.

При изготовлении такой мебели главная роль принадлежала плотнику и кузнецу, поэтому формы мебели романского стиля весьма просты и  лаконичны.

Романская мебель делалась, в основном, из ели, кедра и дуба. В горных областях Западной Европы вся мебель той эпохи изготавливалась  из мягких пород дерева – ели  или кедра; в Германии, скандинавских  странах и Англии обычно применялся дуб.

В романскую эпоху самая  большая номенклатура мебельных  объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для  соборов и церквей. Скамьи с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные  пюпитры для чтения и т.п. были широко распространены в XI–XII вв.

Обычная бытовая мебель, которую сами делали и использовали сельские жители, ремесленники и мелкие торговцы, сохраняла свои формы, пропорции  и украшения без всякого изменения  в течение еще нескольких столетий.

В культовых зданиях и  их обстановке со второй половины XIII в. начинает распространяться готический стиль, который подчиняет своему влиянию большинство западноевропейских стран. Но этот новый стиль еще долго не затрагивает народное прикладное искусство и изготовление мебели.

Информация о работе Романский стиль в предметном мире средневековья