Романский стиль в предметном мире средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь - крупнейший феодальный властитель. В ряде государств церковь держала в своих руках до трети всех земельных угодий страны. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинственные подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались несмешные, полные наблюдательности поговорки и притчи.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….. 3
2. Романский стиль в быту средневековья………………………….. 5
3. Заключение…………………………………………………………. 19
4. Литература…………………………………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

КР Романский стиль в предметном мире средневековья..docx

— 89.55 Кб (Скачать файл)

Чувашский государственный  педагогический университет имени  И.Я.Яковлева.

Художественно-графический  факультет.

Кафедра Дизайна и МПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Истории и теории дизайна

на тему

«Романский стиль в  предметном мире средневековья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Заочного отделения

Группы Д-3

Максимов А.А.

Проверил:

Меньшикова 

Ирина Петровна.

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013г.

Содержание.

 

  1. Введение…………………………………………………………….. 3
  2. Романский стиль в быту средневековья………………………….. 5
  3. Заключение…………………………………………………………. 19
  4. Литература…………………………………………………………. 20

 

Введение.

 

Романское искусство, стиль  архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Западной Европе в X веке. Термин «романский» (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Романская эпоха - время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям.

К началу 11 в. у большинства  народов Западной Европы феодальный строй окончательно стал господствующим. Производственные и юридические  отношения, государственное устройство, религия и культура приняли характерные  средневековые формы. Переход от «варварских» империй к «классическим» государствам средневековой Европы, связанный с утверждением феодальных отношений, носил тяжелый, мучительный  характер. Это был период больших  социальных и военных потрясений. Трудности внутреннего развития усугублялись ещё и тем, что в  течение 9 и 10 вв. европейским народам  приходилось бороться против набегов  мавров и Венгеров. В 10 столетии особенно разрушительными и грозными стали  набеги норманнов, вызванные хозяйственным  кризисом, разложением родовых связей народов Скандинавии и их запоздалым переходом к феодализму. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах  и борьбе против внешних врагов, характеризуется временным упадком  и оскудением духовной культуры.

В истории западноевропейской культуры развитого феодализма явственно  выделяются два этапа. Первый - 11-12 вв., второй 12-14 (в некоторых странах  вплоть до 16) столетия. На первом этапе  начавшие возрождаться ремесло, торговля, городская жизнь были развиты  ещё относительно слабо. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Королевская власть вначале была слаба; король лишь «первый среди  равных». Он скорее декоративная фигура, завершающая иерархическую пирамиду вассалов и сеньоров, чем олицетворение  централизованной государственной  власти. Правда, уже с конца 11 в., особенно во Франции, королевская власть начала укреплять свой авторитет и создавать централизованное феодальное государство, способствовавшее как дальнейшему подъёму феодальной экономики, так и организованному подавлению постоянных крестьянских восстаний. Большую роль в развитии культуры сыграли в конце этого периода так называемые крестовые походы, предпринятые для отвоевания «святой земли» - Палестины у мусульман. Они ознакомили Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока, способствовали развитию торговли ряда городов европейского Средиземноморья (Венеция, Генуя, Марсель), ускорили рост ремёсел и торговли в ряде стран Западной Европы.

Главной идеологической силой  на данном этапе развития была католическая церковь - крупнейший феодальный властитель. В ряде государств церковь держала  в своих руках до трети всех земельных угодий страны. В рыцарских  замках возникла относительно свободная  от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая  любовь и воинственные подвиги. В  среде народа продолжали жить и развиваться  эпос, лирика, поэтический мир сказок. В деревнях и городах создавались  несмешные, полные наблюдательности поговорки  и притчи. Наряду с мираклями и  мистериями - инсценировками религиозных  тем, происходившими в дни церковных  праздников перед храмами, разыгрывались  первые, ещё наивные по форме светские театральные зрелища, в которых  отражался быт горожан, а иногда и крестьян, получали первую обрисовку  реальные людские типы и характеры.

 

Романский стиль в быту средневековья.

 

Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они  должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенном смысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было не только дать приют, но и скрыть его  обитателей от любопытных непрошенных  взоров. Именно поэтому оно подобно  крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся  ставнями. Ибо, по выражению французского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означало потерять свободу”. До ХП в. городские дома мало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного: большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принесли с собой и свои строительные навыки. Конечно тип и материал (из которого возводили дома) были разнообразны и зависели, в первую очередь, от состоятельности владельцев, их положения в обществе, богатства, а также местных условий. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простых ремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохо отесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки, дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, но деревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в. Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времени Италии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводили замки. Первые замки возникли в 1Х-Х вв. во Франции и на первых порах представляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню – донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственном холме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколько ярусов-этажей деревянными перекрытиями, нижний ярус мог быть забит балластом, жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенно строительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад сменила стена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находился сухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост. В ХП-ХШ вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступные крепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и стали включать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковую капеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, “банальную” печь, всевозможные хозяйственные постройки. Такой замок очень напоминал эмбрион будущего города.

И всё же в целом культура 11-12 столетий - философия, мораль, начатки  точных наук, нравоучительная литература и монументальное искусство - была подчинена  интересам религии, гнёту церковного авторитета, освящавшего всю систему  феодальной эксплуатации и угнетения. В рамках церковной идеологии  того времени развивались, однако, и  некоторые положительные тенденции. Стройная церковная иерархия охватывала все политические раздробленные  страны католической Европы. Только церковь  была носительницей духовного единства. Она являлась, особенно на первом этапе, средоточием образованности; в монастырях формировалась средневековая интеллигенция: философы, богословы, юристы, врачи, художники, архитекторы.

В искусстве первому этапу  периода развитого феодализма соответствует  так называемый романский стиль.

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись  ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой  эмали по меди и золоту.

Для романского искусства  характерно широкое использование  железа и бронзы, из которых изготавливались  решетки, ограды, замки, фигурные петли  и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

С XI в. начинается производство тканых ковров - шпалер. Орнаментика  тканей связана с восточными влияниями  эпохи Крестовых походов.

Художественное ремесло  интенсивно развивалось как в  монастырских мастерских, так и в  городах, в среде свободных ремесленников  и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, складни - диптихи и триптихи, навершия епископских посохов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, украшенные медальонами с изображением зверей и птиц. Развивалась старая техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине реки Маас, позднее - перегородчатой эмали. С последней трети XII века на первое место выдвинулись мастерские города Лиможа, прославившегося впоследствии своими расписными эмалями. Из кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками. Бронза применялась для дверных молотков в форме голов животных или человека. Чеканные двери с бронзовыми рельефами - эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои - акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука).

Комнаты украшались коврами. Их, как правило, вешали на стены, настилали  на сиденья, но долгое время не клали  на пол. Лишь в ХV в. в городах Италии коврами (местного производства или же привозившимися в большом количестве генуэзскими и венецианскими купцами из стран Востока (Леванта) стали застилать и полы.

В период позднего Средневековья  особое внимание стали уделять стенам частного жилища. Их начали расписывать  в подражание античным образцам. В  моде были и раскрашенные двери. В  ХV в. появились обойные ткани. Они изготавливались из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, а также парчи и тисненой кожи, иногда позолоченной. В том же ХV в. из Фландрии распространилась мода на гобелены. Сюжетами для этих изделий служили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события. Большой популярностью пользовались также тканевые шпалеры, так называемые мильфлеры, на ярком фоне которых, усыпанном цветами, изображались сцены из жизни крестьян и сеньоров. Однако подобную роскошь могли позволить себе очень немногие. Кроме того, в Средневековье появились обои из грубой рубчатой ткани, но настоящей “революцией” в этой области стало появление в ХУ в. бумажных обоев.

Интерьер средневекового дома существенно дополняла мебель, которая, как правило, отличалась массивностью и тяжеловесностью. Делали ее, главным  образом, из дуба и ореха, и снаружи  часто обивали железом, от чего она казалась еще массивнее. Основным по важности предметом обстановки была кровать. В спальне богатого дома она имела внушительные размеры и была приблизительно 4 м шириной. На фамильной кровати могла разместится вся семья. Огромные размеры кровати были не только выражением благополучия, но и служили целям гостеприимства: оставшегося на ночлег важного и приятного для семьи гостя хозяева могли положить с собой в одну постель. Кровати были высокими и размещались на возвышении, куда вели 1-2 ступеньки; часто имели украшенное скульптурой, резьбой или живописью изголовье. Сверху кровать закрывал балдахин, опиравшийся на колонки; кроме того, кровать могла иметь задергивающиеся занавески. В складках балдахинов, предназначенных для того, чтобы защищать спящих от домашних насекомых, скапливались полчища клопов и блох, мешая сну и угрожая здоровью. На кровать обычно стелили тюфяк, набитый соломой и сеном; поверх которого клали матрас из шерсти и хлопчатой бумаги. Состоятельные горожане накрывались суконными одеялами, отделанными мехом, под которые в свою очередь подкладывали еще перину набитую ватой и пухом. Из ваты и пуха делали и подушки. Кровать застилалась вышитым суконным покрывалом; в позднее Средневековье в ходу были цветные шелковые одеяла, которые набивались шерстью и простегивались. Белье в богатом доме было из белого полотна, в менее состоятельных пользовались цветным.

Впрочем, не только во времена  Средневековья, но и во времена Возрождения  постельное белье использовалось крайне редко. В самых бедных городских  и деревенских домах спали  прямо на полу или на нарах. Слуги  довольствовались охапкой соломы. Вторым после кровати предметом обстановки был сундук. Во времена Средневековья  сундук был универсальной мебелью. Он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сиденья, даже дорожным чемоданом во время длительных и  частых поездок королей и знатных  сеньоров. В сундуках везли значительную часть имущества, о чем свидетельствуют  ручки на сундуках.

Первые раннесредневековые сундуки выдалбливались из стволов  деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, с  крышкой в виде двускатной крыши. Вообще же форма сундуков берет свое начало с античных саркофагов, а  их конструкция сходна с конструкцией античных сундуков. На юге сундуки  изготавливались из ели; на севере (в  Англии, Германии, странах Скандинавии) – чаще из дуба. Со временем появилось  много разновидностей сундуков. Одной  из них был тяжелый кованый  сундук, который использовался для  хранения денег и драгоценностей. В церквах использовались сундуки-скамьи и высокие сундуки с короткими ножками и дверками (переходная форма к шкафу). Первые шкафы в принципе были не чем иным, как повернутыми на бок коваными сундуками. В готический период во Франции, Германии, Англии в домах знати и простых горожан появился сундук-скамья. В Италии получил распространение сундук-кассоне, который одновременно служил для хранения вещей и в качестве сиденья. Традиционно он оставался принадлежностью приданого невесты и размещался в супружеской спальне. В ХУ в. в Италии появились кассоне меньших размеров – кассета, а также сундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Из сундуков развился не один новый тип мебели. Например, сформировался предмет мебели, напоминающий современный диван: ларь со спинками и подлокотниками. Сундуки богато украшались росписью, рельефами, обивались серебром. Мастера изощрялись в изготовлении всевозможных металлических скреп, ключей, замков (в том числе потайных). Шкаф для одежды еще не изобрели. Вместо них использовались сундуки, выдвижные ящики под высокой кроватью или вешалки. Но в ХV в. появились шкафы для посуды (буфет, креденца или дрессуар) и секретеры. Первые развились из поставца, на котором хозяева хранили самую ценную в доме посуду и выставляли ее на обозрение гостям во время праздничных трапез. Традиционный стол в Средневековье представлял собой положенные на прочные козлы тяжелые съемные доски. Столы, за которыми ели, после трапез разбирались и составлялись там и тогда, когда нужно было поесть. На средневековых рисунках стол всегда накрыт низко свисающей белой скатертью, поэтому нам трудно судить о его форме. Но в период готики появились новые разновидности столов. Самым характерным был стол с торцовыми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опорах с глубоким выдвижным ящиком. Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимающейся столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков. Такими письменными столами пользовались торговцы и банкиры в своих конторах.

Информация о работе Романский стиль в предметном мире средневековья