Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.

Вложенные файлы: 1 файл

Режиссерский замысел.doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

 

    продолжение

--PAGE_BREAK--

Характер сценария культурно-досуговой программы предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и режиссера-постановщика предстоящей программы и работа над его замыслом соединяет в себе литературную и режиссерскую линии… Автор мыслит образными категориями, он как бы «прокручивает» в мыслях зримые образы, ориентируясь на привлечение различных служб, предполагая решение организационных вопросов. Свойственные различным формам культурно-досуговых программ яркая образность, зрелищность стимулируют эмоции, эстетические переживания, способствуют возникновению коллективных эмоций, организуют общение зрителей между собой и участниками программы. Организация общения людей разных по возрасту, образованию, интересам является важным инструментом воспитательного воздействия на аудиторию. Решая задачу вовлечения зрителей в процесс общения, сценарист уже на этапе работы над замыслом внутренним взором видит реакцию зрителей на программу в целом и отдельные ее эпизоды или номера и программирует реакцию зрителей. Путем использования специальных приемов, активизирующих участие зрителей в программе, автор моделирует дальнейшее развитие действия в сценарии. А если в структуру сценария по замыслу вошли комплексы разнообразных культурно-досуговых программ, шествие, театрализованное представление, встречи, ярмарки, игрища, кинопоказы, конкурсные состязания, то все их многообразие предполагает точный расчет, прогнозирование активной деятельности зрителей. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения, расширения границ и возможностей для общения. Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой — от замысла до воплощения на сцене. Но порой и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги. В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различные уровни сценарной записи. Среди них можно выделить сценарный план — набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристикой аудитории; либретто — более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения; литературный сценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб, режиссерский сценарий — развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

 

В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:

 

1. Отклик на «социальный заказ»  общества, сбор и поиск материала

 

2. План творческой деятельности Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории, постановка педагогических задач.

 

3. Кристаллизация плана, обрастание  содержательным материалом, поиск  дополнительных фактов, уточнение  событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами.

 

4. Творческие импровизации и  вариации при отборе художественного  материала.

 

5 Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного  хода, образной выразительности.

 

6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.

 

7. Доработка и реализация замысла  в одной из форм сценарной  записи. Окончательный отбор выразительных  и изобразительных средств для  воплощения замысла.

 

Для мероприятий культурных детских программ и концертов необходимо очень серьезно подходить к подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов, научной терминологии, иначе дети не поймут смысла и драматургии сценария. Так же нужно включать в сценарий игровые моменты, детские и тематические стихи, поговорки, цитаты из известных произведений, как поэтических, так и прозаических. Материал можно брать из книг по организации досуга и культурных мероприятий, книг по проведению праздников, стихи, прозаические произведения. Немаловажную роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как оно оказывает свое эстетическое влияние на зрителей в аудитории. В сценарии так же необходимо это учитывать и указывать, находить подходящую к драматургии музыку, которая ярко отражала ее.

 

Заключение

 

Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

 

Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

 

 

Введение к работе

Художественное творчество как предает исследования всегда являлось одной из сложнейших для постижения областей жизни. Вместе с тем, задачи управления его процессами постоянно волновали умы человечества. Изучение истории создания тех или иных шедевров мирового искусства, эпох и этапов развития искусства, творчества выдающихся художников, приоткрыло завесы над многими, казалось бы непостижимыми для человека, тайнами творческого процесса.

 

Время, социальная динамизация жизни, острота ее конфликтов, ускоряя художественный процесс, настоятельно требуют от науки об искусстве конкретного знания каждого этапа творчества.

 

В театре - искусстве, произведения которого создаются на глазах у зрителя, загадок и тайн больше, чем в творении других искусств именно потому, что художественное, сценическое преображение жизни действительной в образ иной, художественно созданной действительности, осуществляется и на глазах у зрителя и вместе с ним. Есть, однако, скрытые от зрительного зала процессы, предшествующие рождению спектакля, которыми обеспечивается рождение живого сценического произведения. Свое доспектакльное бытие произведение проживает в разных формах. Главные из них -режиссерская разработка, репетиционный и постановочный процессы. В них взращивается нечто, еще невиданное зрителем.

 

Несмотря на то, что каждому из этапов создания спектакля, как впрочем и произведениям другого вида искусства, посвящена немалая научная литература, самопризнания художников, воспоминания о творческом пути создания произведений, этих знаний пока явно недостаточно для построения конкретной и четкой модели процесса создания спектакля. D

 

Театр в сегодняшней действительности, как никогда ранее активно привлекает к себе внимание зрителя и ставит множество различных проблем перед наукой.

 

Конкретные задачи коммунистического строительства в сфере художественной культуры актуализуют поэтому всю совокупность проблем управления процессом создания спектакля.

 

Трудно переоценить значимость такого явления как художественная целостность произведения в условиях современной идеологической борьбы. Само понятие "художественная целостность" включает в себя идейно-художественную направленность произведения искусства, в театре - спектакля.

 

Обеспечение идейно-художественной целостности спектакля осуществляется на каждом этапе работы над ним. Но в ходе режиссерской разработки спектакля, на этапе создания режиссерского замысла рождением новой художественной идеи вносится едва. ли не самый существенный вклад в формирование спектакля как целостности. "Как категория эстетики художественная идея дает возможность соединить в единое смысловое целое замысел художника, его реализацию, восприятие и эстетическую оценку художественного произведения. Обладая на всех этих этапах различными качественными особенностями, она сохраняет основной принцип - быть смысловой, организующей формой художественного творчества"1.

 

В стремлении современного театра к максимальной самостоятельности и выявлению своей специфической театральной природы, взаимоотношения режиссера и театра претерпели ряд принципиаль- х Шилин В.Н. Художественная идея как предмет теоретического познания. - См.: Сб. Методологические проблемы современного искусствознания. Вып.З. Л., 1980, с.31. - 5 -ных изменений, особенно на протяжении последнего столетия. Возрастающая роль режиссера в процессе создания спектакля очевидна самовду театру и его зрителю. Очевидно и то, что если в конечном результате "... театрального творчества актеры и режиссер-постановщик принципиально равны друг другу ...", как считает один из современных теоретиков театра В.Е.Хализев, то режиссеру в процессе создания спектакля принадлежит решающее слово. "Актер и режиссер, осуществляя прежде всего собственные творческие идеи, служат вместе с тем воплощению замыслов друг друга. Именно внутреннего, органического соответствия между художественными устремлениями всех создателей спектакля требует существо театра как искусства синтетического"1.

 

Новый сценический синтез, подготовленный театральной режиссурой в первой трети XX в. поставил режиссуру в положение самостоятельного искусства, которое "... является в театре как бы надстройкой над актерской игрой... , обладает самостоятельной художественной значимостью. Именно поэтому проблемы режиссуры представляют собой проблемы не только теоретические, но и практически значимые для самого театра и науки о нем.

 

В их числе, как представляется, вопрос о -роли и значении замысла в структуре спектакля является одним из центральных.

 

Необходимость изучения закономерностей процесса создания спектакля особых доказательств не требует. Взаимосвязь знания о жизни театра и практики очевидна. Она подтверждена неоднократно всем ходом развития театроведения, общими задачами культурного строительства, партийно-правительственными документами по руко- х Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978, с.230-231. 2 Там же, с.230. водству искусством, выступающими как методологические разработки по отношению к искусствознанию в целом.

 

Специфической особенностью художественно-творческого процесса создания спектакля является то существенное обстоятельство, что коллективное, сотворческое производство реализует собою и воплощает на уровне целостности образ, принадлежащий сознанию только одного из творцов спектакля - режиссера. Его замысел становится средоточием, побуждением и целью деятельности целого коллектива. Процесс создания спектакля (производство) - коллективен. Цель его, внутренний образ - индивидуален. Он определяет собою процесс создания спектакля и его сценическое бытие.

 

Выделение режиссерского замысла как особого этапа в создании спектакля и особой составной в деятельности режиссера представляется необходимым моментом исследования специфики режиссерской деятельности в целом, так как именно режиссерский замысел в этой деятельности выступает тем самым побуждающим мотивом художественного производства, который Маркс применительно ко всякой деятельности определяет как мотив "производства, который является его предпосылкой" и называет его идеальным1.

 

Если рассматривать режиссерскую деятельность в целом в системе художественно-творческой деятельности, то определить ее конечный продукт иначе как спектакль нельзя. Этот конечный продукт, естественно, не является результатом творческой деятельности, сотворчества. Такой, в котором внешняя предметность спектакля как целостности - результат сотворчества коллектива, а, вот, внутренняя - определяется еще одним свойством, отмеченным Марксом: "И если ясно, что производство представляет потреблению предмет в его внешней форме, то точно также ясно, что no-

 

Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., т.12, с.717-718. - 7 -требление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель"1. Коллективный, сотворческий процесс создания спектакля также предполагает отмеченное Марксом идеальное целеполагание как непременное свойство всякой деятельности вообще и проявляется в деятельности каждого участника спектакля. Однако цель, воплощенная в образ целостного спектакля, является прерогативой режиссерского сознания. На уровне замысла и в его движении к образной полноте и конкретности осуществляется постижение идейно-художественной целостности будущего спектакля, В ней реализуются целостность смысловая, мировоззренческая, эмоциональная, устремленность режиссерского сознания. Именно поэтому, к вопросу о том, что представляет собою режиссерский замысел и наука и практика обращаются постоянно. Точки зрения о роли замысла в процессе создания спектакля, в его структуре, о специфике замысла были высказаны практически всеми без исключения режиссерами советской сцены, многими театральными педагогами, теоретиками театра.

 

В большинстве размышлений о природе и значении замысла замысел рассматривается как непременная часть творческого процесса создания спектакля и часть профессиональной, творческой деятельности режиссера, результат ее, через целостность которого прежде всего проявляется творческий характер режиссуры, ее самостоятельность как особой межвидовой формы театрального искусства.

 

Автору представляется, что под режиссерским замыслом в многочисленных высказываниях режиссеров-практиков прошлого и сегодняшнего театра, в специальных исследованиях, посвященных этой проблеме, понимается целостный идеальный образ спектакля в его

Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину