Реализация индивидуального подхода младших школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

В связи со становлением новых общественных отношений наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей самостоятельности, то среди молодежи наоборот, резко снизился интерес к учению. Перед школой стоит важная задача: повышать интерес учащихся. Для успешного выполнения этой задачи необходим качественно иной подход к обучению школьников, а также изменение мышления учителей.
В человеческом обществе проявляется развитие общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Индивидуальный подход. Проблемы реализации в начальной школе………………………………………………………………………6
Глава II. Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

- принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

-принцип индивидуальности. Создание условий для формирования  индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

-принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь  тому человеку, который реально  обладает субъектными полномочиями  и умело использует их в  построении деятельности, общения  и отношений. Следует помочь  ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

-принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

-принцип творчества  и успеха. Индивидуальная и коллективная  творческая деятельность позволяет  определять и развивать индивидуальные  особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивного Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

-принцип доверия  и поддержки. Такая атмосфера  раскрепощает учащихся, содействует  раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их  личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

С точки зрения современной психологии, проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье. В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода поэтому не может

рассматриваться вне деятельности, без учета отношения  ребенка к окружающим, его интересов. Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органичное сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности. Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода. Существует еще одно немаловажное условие эффективности индивидуального подхода – средства обучения. Это разнообразнейшие материалы и «орудия» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время можно достигнуть поставленной цели обучения. Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый). На сегодняшний день самым актуальным средством являются ЦОРы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ЦОРы. Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе.

О том, что компьютер  способен оказать огромную, буквально  неоценимую поддержку учителю и  учащимся – и при подготовке к  уроку, и на самом уроке, и при  выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это время в спорах было сломано немало копий, коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной (а когда соответствующие «компьютерные» технологии наконец-то превратятся из единичных лабораторных образцов в повседневность – также и тактильной, вкусовой или обонятельной) информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель (в том числе – «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит нам ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни о применяемых для его реализации конкретных средствах информационных технологий, ни о том, разработан ли тот или иной объект профессионально или создан самим учителем или учащимися в качестве творческой работы, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки». В отличие от такой вольной трактовки, «официальная» терминология, принятая, в частности, в документах НФПК (Национального фонда подготовки кадров) при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии, в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:

ЦОРы – как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;

ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;

ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.

Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться – что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному, «рядовому» учителю все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия. Если трактовать термин «ЦОР» именно в широком смысле, то это не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами в рамках тендеров НФПК, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся. Нередко именно так учителя и решают насущный вопрос компьютерной поддержки преподавания своего предмета - либо что-то создают на компьютере сами, либо поручают ученикам выполнить эту работу, раздавая им соответствующие темы творческих работ.

К особенностям «профессиональных» ЦОРов относятся:

  1. Метаописание объектов в соответствии с неким общепринятым шаблоном (включая «привязку» цифрового объекта к конкретной теме единого рубрикатора, однозначно определяющего роль и место данного объекта в учебном процессе по данному предмету).
  2. ЦОР должен представлять собой только лишь некоторый файл данных, подготовленный в таком формате, который соответствовал бы заранее оговоренному допустимому перечню.

Поэтому для  работы с такими ЦОРами всегда требуется  либо соответствующее программное  обеспечение (способное работать с  такими файлами), либо (что более  предпочтительно) некая универсальная  оболочка, специально предназначенная для формирования на компьютере требуемого комплекта ЦОР, их упорядоченного хранения, поиска и воспроизведения, а также (желательно) обеспечивающая контроль знаний и предоставляющая ряд функций для управления проведением учебного процесса. В настоящее время такая оболочка находится в стадии завершения ее разработки, также в рамках одного из тендеров НФПК. Это – Система организации и поддержки образовательного процесса, разрабатываемая фирмой «1С» и получившая название «1С: Образование 4. Школа». По завершении ее разработки она будет предоставлена российским учителям и, по-видимому, станет основной программной средой для работы с ЦОРами. Причем очень важным является тот факт, что одним из компонентов этой системы является среда разработчика ЦОР – простая в освоении и в использовании и вместе с тем достаточно «профессиональная», которая позволит учителям и учащимся не только создавать собственные цифровые ресурсы, но и оформлять их в соответствии с принятыми для Единой коллекции ЦОР стандартами (регламентом), сопровождать эти ресурсы требуемыми метаописаниями и привязкой к единым рубрикаторам, а также формировать «дистрибутивы» этих ресурсов для обмена ими с другими учителями. Само представление учебного материала в виде ЦОР призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении – на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда – и даже при его представлении в виде обычной «аналоговой» аудио- или видеозаписи. Но в понимании многих ЦОР все еще остается только лишь «оцифрованным» материалом, независимо от того, придает ли ему эта оцифровка новые качества. А в итоге – мы получаем, например, комплекты ЦОР по математике, где те или иные объекты представляют собой скопированные из учебника абзацы с текстом определений, «отсканированные» из того же учебника чертежи графиков функций или записи формул (чаще всего – в виде растрового изображения). Но какая разница – сможет ли ученик прочитать этот текст и формулы или рассмотреть графики на страницах учебника или же на экране дисплея (либо на проекционном экране)? Никакой! За исключением разве что того, что учебник – доступнее: для работы с ним не нужен ни компьютер, ни проектор. И, может быть, за исключением довольно сомнительной надежды на то, что само по себе общение с компьютером способно хоть на немножко повысить интерес («мотивацию») школьников к изучаемому материалу... На самом же деле понять, имеет ли смысл представлять тот или иной материал в форме ЦОР (и вообще в «электронной» форме), нетрудно. Для этого достаточно лишь представить себе этот будущий (или уже существующий) ЦОР, а затем... снова вернуться к «докомпьютерной эре» и попытаться представить себе тот же самый материал в «бумажном» виде. И посмотреть – что при таком «бумажном» представлении этого ЦОРа будет утеряно (в методическом и в содержательном плане). Если эти потери действительно были бы велики и невосполнимы (скажем, показать процесс функционирования того или иного устройства на бумаге удалось бы только в виде последовательности отдельных «кадров» – рисунков с подписями «а)», «б)», «в)», тогда как в ЦОРе это можно максимально наглядно показать в виде анимации; либо, например, при «бумажном» представлении графика будет утеряна возможность «поиграть» с ним, меняя те или иные параметры и исследуя «поведение» изучаемой функции) – значит, данный материал пригоден для его представления в виде ЦОР. Но если ничего (или почти ничего) не меняется, тогда следует крепко подумать: а нужно ли оцифровывать такой материал? Иногда это может быть, конечно, оправданным ради большей компактности хранения и быстроты поиска, но считать такие материалы ЦОРами в полном смысле этого слова, думается, неправильно. Это именно оцифрованные материалы (тексты, рисунки и пр.), – но не ЦОРы! Вместе с тем следует проследить, каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала. Они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой ЦОР (в том числе в технологическом плане) и не должны «заслонять» собой содержательное наполнение.  Иногда  при подготовке презентаций их разработчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, а в результате содержание презентации оказывается попросту потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих изо всех углов, мигающих надписей и частей рисунков, – так что внимание «зрителя», отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб презентуемому материалу.

Рассмотрим   некоторые   «составляющие»  ЦОРов, используемые в начальной школе. Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

Презентации — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Информационно-обучающие  программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.

Преимущества  тестирования: объективность, простота, массовость.

Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных  классов является применение мультимедийных технологий посредством использования  одного компьютера на класс, изображение  с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Мультимедиа  в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа — это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и.т.д. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30 %, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

Мультимедиаресурсы  за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Очевидно, мультимедиа-презентации более востребованы для обучения учащихся с визуально-аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материала учащимися с кинестетической модальностью восприятия.

При разработке уроков учителя могут использовать программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации. Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований: слайд должен содержать минимально возможное количество слов, для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета. Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зеленый, фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим. На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2–3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях. При использовании на уроке мультимедиа-ресурсов, учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые   формы учебного взаимодействия учащихся между собой. В перспективе в школьной практике будут шире применяться такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых могут использоваться возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников;

Информация о работе Реализация индивидуального подхода младших школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства