Реализация индивидуального подхода младших школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

В связи со становлением новых общественных отношений наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей самостоятельности, то среди молодежи наоборот, резко снизился интерес к учению. Перед школой стоит важная задача: повышать интерес учащихся. Для успешного выполнения этой задачи необходим качественно иной подход к обучению школьников, а также изменение мышления учителей.
В человеческом обществе проявляется развитие общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Индивидуальный подход. Проблемы реализации в начальной школе………………………………………………………………………6
Глава II. Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

_____________________________ университет

Факультет ____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                            Курсовая работа

   Реализация индивидуального подхода младших               школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка _ курса, _ группы,

Факультета ПиМНО,

Очной формы обучения,

__________________________

 

_____________

 

                                                                                           Научный руководитель:

Зеленина  Елена Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2012г


                                         Оглавление

 

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Глава I. Индивидуальный подход. Проблемы реализации в начальной школе………………………………………………………………………6
  3. Глава II. Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе……………………………………………………………………..14
  4. Заключение……………………………………………………………….26
  5. Литература……………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 


 

                                   «Всеми возможными способами нужно  воспламенять

в детях горячее  стремление к знанию и учению»

Я.А. Коменский

 

Введение

В связи со становлением новых общественных отношений наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей самостоятельности, то среди молодежи наоборот, резко снизился интерес к учению. Перед школой стоит важная задача: повышать интерес учащихся. Для успешного выполнения этой задачи необходим качественно иной подход к обучению школьников, а также изменение мышления учителей.

В человеческом обществе проявляется развитие общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Она выражается в индивидуальных особенностях. Их возникновение связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Возможно, многие считают, что своеобразность детей может быть терпима только в семье, но в школе ученики должны придерживаться общих правил и учиться по установленному порядку. Достоинство этого мнения в том, что здесь присутствует дисциплина, которая, естественно, должна присутствовать в учебном процессе, но также есть и недостаток: отсутствие оригинальности, творчества. Поэтому обучение и воспитание должны опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.

В наше время  без использования современных  средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить  образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного  общества. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) сейчас активно используется на уроках, в основном это показ презентаций.

Таким образом, можно заметить, что в ХХI веке не менее важны 2 проблемы:  индивидуальный подход к ребенку и использование ЦОР на уроках. Следуя из этого, можно предположить, что логично будет «вложить» такой критерий, как учет индивидуальных особенностей в ЦОР, с помощью разнообразных средств, приемов и методов. Беря в основу этот вывод, мы поставили перед собой цель:

- раскрыть значимость ЦОР в реализации индивидуального подхода младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Объект: Использование ЦОР на уроках в начальной школе.

Предмет: Принципы индивидуального подхода с использованием ЦОР.

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования поставлены следующие задачи:

- проанализировать литературу об индивидуальном подходе младших школьников и ЦОРах;

- показать роль  и значение ЦОРов;

Для решения  поставленных задач мы использовали следующие методы:

- изучение литературы;

- обобщение педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Индивидуальный подход. Проблемы реализации в начальной школе.

На сегодняшний  день дается множество определений индивидуального подхода. Рассмотрим определения лишь из некоторых словарей.

Индивидуальный  подход – психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. ( Психологический словарь. 2000)

 Индивидуальный — индивидуальный, ая, ое; лен, льна. 1. Личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других. (Толковый словарь Ожегова)

Индивидуальный  подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. ( Педагогический словарь)

 В данных определениях прослеживается как сходство, так и различия, но педагогический словарь лучше раскрывает суть данного понятия. Чтобы разобраться  с этим вопросом, рассмотрим различные концепции, начиная с классиков.

Проблеме индивидуального  подхода в воспитании детей уделяли  внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. В работах Н.К.Крупской раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение к его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир. А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Методологическое  обоснование и теоретические  положения в трудах Н.К.Крупской и А.С.Макаренко являются исходными для дальнейшего развития в педагогике проблемы индивидуального подхода к детям. Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков. Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка  В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая  необходимость педагогического  просвещения. При этом он отмечал, что  общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Что касается современных педагогов, то В. А. Рожина понимала индивидуальный стиль познавательной деятельности (ИСПД), как систему индивидуально-своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности и.т.д.), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений. А также выделила условия для формирования ИСПД. А.В. Емелина понимала дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении, как создание педагогом небольших гомогенных групп внутри школы, класса (с учетом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей, уровня готовности) и организацию учебной и воспитательной работы, способствующей развитию этих групп. Она приводит ряд трудностей в их использовании и возможные пути решения. Н.А.Карпушина также раскрывала идею дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей по способу восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики). Ш.А. Амонашвили условно делит модели образования на авторитарно - императивные и гуманные. Авторитарно-императивный подход базируется, по его мнению, на:

- нивелировании  индивидуальности отдельного ребенка;

- подчинении  детей целям и воле взрослого  в процессе воспитания и обучения;

- отчуждение  ребенка от участия в процессе  организации собственного образования;

- превращении  вопроса дисциплины в главную  педагогическую проблему;

- порождении насилия по отношению к детям.

По мнению ученого гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:

- максимально  возможным учетом и культивированием  детской индивидуальности;

- стремлением  превратить ребенка в полноправного  сотворца собственного развития;

- ориентацией  на «истинную» природу каждого  ребенка;

- отсутствием  всякого рода насилия по отношению  к ребенку. 

Ш.А. Амонашвили взаимоисключает описанные выше стили обучения и не допускает  их смешение. Сущность педагогической системы Ш.А.Амонашвили, как показывает анализ, заключается в стремлении педагога созидать из каждого малыша личность, «высшее творение природы, обладающее «страстью» к развитию, взрослению и свободе». Личность, по мнению ученого, рождается в борьбе с самим собою, в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

В процессе анализа  психолого-педагогической литературы, мы обнаружили ряд проблем, связанных с реализацией индивидуального подхода, таких как:

- сложность и возрастное своеобразие младшего школьного возраста;

- ограниченность выбора содержательного материала и методических приемов.

Среди главных  условий реализации личностно-ориентированного обучения Е.В.Бондаревская выделяет: самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание обучения и воспитания, диалогичность и творческий характер учебной деятельности. По мнению автора, этот тип обучения «рефлексирует» природные особенности человека (способность мыслить, чувствовать, действовать), его свойства как субъекта культуры. Личностно-ориентированное обучение, по мнению И.С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И.С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашли отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся, ориентировали на использование разных способов учебной работы, изменили вектор движений не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика - к условиям его обучения.

Информация о работе Реализация индивидуального подхода младших школьников с использованием ЦОР на уроках изобразительного искусства