Произведения русской живописи 2-й половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 14:19, реферат

Краткое описание

Цель, моей работы – познакомиться с произведениями русской живописи 2-й половины XIX века.
Задачи:
-обратиться к литературе по истории художественной культуры;.
- рассмотреть произведения

Вложенные файлы: 1 файл

Экзаменационный реферат_2011_дополненный и исправленный_19.05.doc

— 5.74 Мб (Скачать файл)

I. Введение.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства. До середины XIX века в русском искусстве он считался главным – «высоким», собственно к живописи относили только его произведения.

      Для познания прошлого во всей  его зримой конкретности мало истории–науки нужна история–искусства и особый дар художественного воплощения исторической правды во всей его полноте. Положительные примеры из истории к тому же имеют и воспитательный характер.

 Этот жанр посвящен воссозданию  событий прошлого, имеющих большое историческое значение. По-моему  мнению, сейчас реалистическому направление в живописи уделяется недостаточно внимания, а особенно знакомству с ними широких зрительских кругов, по крайней мере, я не знаю значительных произведений конца XX – XXI века реалистического направления исторического жанра. В этой работе я внимательно познакомившись с произведениями исторического жанра русского искусства 2-й половины XIX века, хочу продолжить работу изучив произведения этого жанра  в русском искусстве XX века, а также в творчестве новосибирских художников в частности.

 

 Актуальность проведения работы, заключается в том, что она посвящённая отечественному искусству, не только позволяет глубже узнать творчество наиболее выдающихся русских художников, но и потому что их произведения в историческом жанре зримо воплощают важнейшие события отечественной истории. А то и другое не только очень интересно в познавательном смысле, но я думаю очень важно и даже необходимо для личностного формирования каждого уважающего себя человека. Знание истории своего Отечества - интересно и важно всегда, но хочется не только знать какие-то достоверные факты, но и видеть наглядное изображение событий, следовательно, исторический жанр, особенно в реалистическом направлении, актуален всегда!

 Я очень люблю читать историческую литературу, поэтому мне захотелось узнать по больше о художественных произведениях отображающих исторические события.

 

Цель, моей работы – познакомиться с произведениями русской живописи 2-й половины XIX века.

 

 

 Задачи:

-обратиться к  литературе по истории художественной культуры;.

- рассмотреть произведения;

- выяснить какие из них относятся  к коллекции Третьяковской галереи, Пушкинского музея в Москве, Русского музея в Петербурге, к сожалению, пока только по материалам Интернета и книгам. Хотя в будущем надеюсь, посетить эти музеи лично.

- оценить и высказать свою  точку зрения на данный предмет.

 

 

 Метод исследования – книги, информация из Интернета.

 

 

Краткий анализ литературы:

-Биография Сурикова. Евдокимов И. В. Суриков, 1933. — 164 с. (Жизнь замечательных людей)

-Н. К. Рерих «Виктор Михайлович  Васнецов» / Рерих Н. К. Художники  жизни. Москва: Международный Центр  Рерихов, 1993. — 88 с.

-Репин И. «Далекое близкое». — М.: Захаров, 2002

 

II. Основная часть

1.Из истории

В XIX веке. Россия пережила сильные потрясения: Поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

 

Человек впервые ощутил пугающую силу науки и власть техники. В повседневную жизнь вошли телефон и швейная машинка, стальное перо и чернила, спички и керосин, электрическое освещение и двигатель внутреннего сгорания, паровоз, радио... Но наряду с этим были изобретены динамит, пулемет, дирижабль, аэроплан, отравляющие газы.

     К началу 70-х годов в изобразительном  искусстве определилось мощное «прогрессивное» художественное явление – «ПЕРЕДВИЖНЕЧЕСТВО» -- 1-е независимое от Академии объединение художников – «Товарищество передвижных выставок».  «Товарищество…» ставило две главные цели:

 

  1. Создание искусства, которое должно было говорить правду о русской жизни.
  2. Знакомство широких масс русского общества с достижениями современного искусства.

 «Товарищество…» организовывало  передвижные выставки в крупных  городах России: Санкт-Петербург, Москве, Киеве, Одессе, Харькове и других  городах.

     Первая состоялась в ноябре 1871 года. На первых порах огромную неоценимую помощь передвижникам оказал П. М. Третьяков. Приобретая их полотна для своей коллекции, в дальнейшем ставшей ядром знаменитой Третьяковской галереей.

     В 70-80-х годах общество занимало лидирующее положение в русском изобразительном искусстве.

      Исторический жанр  в русской  живописи 2-й половины XIX века обогатился новым национально-реалистическим прочтением событий русской истории. Историческая правда, во всей её полноте, дух ушедших эпох воплотился в их произведениях как никогда прежде.

. Товарищество стало  поистине центром отечественной  художественной жизни, в разное  время в него входили все  наиболее талантливые художники: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов др.

     «Творчество…»  художников реалистов отличалось  необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в  нескольких жанрах, так И.Е. Репин  создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа.

Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В.В.Верещагин.

     Историческое  прошлое нашей страны стало  объектом живописных работ В.Сурикова, И. Репина, Н. Ге, М. Нестерова.

     На рубеже XIX - XX веков в духовной жизни России появляются тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники называли "серебреным веком" русской культуры.

     Возрождение национальных художественных традиций в самосознании, людей. Возрастает интерес к прошлому, прежде всего, к своей собственной истории

Тут то и возрастает спрос на картины, написанные в историческом жанре.

Так что же такое ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР в общем?

Исторический жанр- один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события, а также былинным и сказочным, в произведениях которых часто исторически точно воссоздается атмосфера и реальные образы истории Древней Руси.

  Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре реалистического направления, господствовавшего в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Творчество художников   

   Исторический жанр  в русской живописи 2-й половины XIX века пережил настоящий расцвет в творчестве таких мастеров как И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. и В. Васнецовы, а также в творчестве В. Верещагина – художника-баталиста и М. Нестерова, художника работавшего успешно во многих жанрах.

    В первую очередь, мне бы хотелось отметить творчество В.И.Сурикова. Заслуженно прославленный как величайший художник, Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных среди русских художников. Более того, во всем мире трудно назвать другого живописца, который бы так глубоко проник в прошлое своего народа и так волнующе воссоздал его в живых художественных образах.

Теперь немного подробнее о художнике и его произведениях.

а) Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Его отец коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков, мать -Прасковья Фёдоровна Торгошина.

В 1856 - 1861 учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П.И. Кузнецов в 1870 отправил его учиться в Петербург, академию художеств, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". В 1875 окончил Академию с золотой медалью и переехал в Москву, получив заказ на роспись храма Христа Спасителя. В Москве окончательно оформились мировоззрение Суриков и его художественные интересы, прежде всего как исторического живописца. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

 Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. Первое его значительное полотно — “Утро стрелецкой казни” (1881) — сразу привлекло внимание художественной общественности и принесло известность. В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними) обобщенно-типизированные и в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами образы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений

 Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».

                                              

Утро стрелецкой казни.

Весна 1881 года была запоздалой. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Шутка ли! Кончил картину, которую писал несколько лет... Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей... Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Сам он потом говорил: "Я, когда "Стрельцов" писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась...     Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь".

 Художника В. Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых воплощался бы дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И еще его всегда интересовали народные судьбы на широких перекрестках истории.

История создания картины "Утро стрелецкой казни" начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. И потом через все годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел, чтобы в 1878 году приступить к его воплощению.

...В тусклом свете серенького  утра темнеет силуэт храма  Василия Блаженного. Справа - кремлевские  стены, около которых, охраняемая  солдатами, идет дорога к виднеющимся  невдалеке виселицам.

 

Петр Великий - верхом на коне, неумолимый и твердый в своем решении. Но его фигура отодвинута В. Суриковым в глубину картины, а весь передний план ее занимает народная толпа, стеснившаяся возле Лобного места и телег со связанными стрельцами.

 

Где только было возможно, художник стремился найти для своей картины живые прообразы героев. При этом его, конечно, волновало не только внешнее сходство живой модели с действующим лицом картины, но и внутреннее. Одна из главных фигур произведения - страстный, неукротимый рыжебородый стрелец, который через всю картину устремляет яростный взгляд на Петра. Найти для него натурщика помог И. Репин, который потом вспоминал: "Поразившись сходством намеченного им одного стрельца, сидящего в телеге с зажженною свечою в руке, я уговорил Сурикова поехать со мною на Ваганьковское кладбище, где один могильщик был чудо-тип. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему, и Суриков при имени "Кузьма" даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба".

 

На картине этот рыжебородый стрелец как бы концентрирует на себе возмущение и непокорность всей массы, которые у других проявляются более сдержанно и скрыто. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру.

Величавая торжественность последних минут перед смертью видна и в посеревшем от пыток лице седого стрельца. В беспредельном отчаянии припала к нему дочь, на русую растрепавшуюся голову которой тяжело легла узловатая рука старика.

 

Напряженному накалу страстей в левой части картины противопоставлены спокойствие и равнодушие в правой ее части. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Левой рукой он сжимает конские поводья - так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Его нисколько не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, ни сами трагические события, происходящие на площади...

Информация о работе Произведения русской живописи 2-й половины XIX века