Исчезнувшие храмы Старого Оскола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:18, доклад

Краткое описание

Храмы на Руси всегда были средоточием духовных и культурных ценностей, много впитали в себя за столетия своего существования. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственного, надвременного и надпространственного единения Бога с людьми воспринимались всеми православными как самое необходимое условие спасения души, без которого нет полноценной жизни на земле. Множество храмов стояло на старооскольской земле за века существования города.
В конце 19 века в городе и пригородных слободах было 11 каменных храмов и 1 собор – Богоявленский. До наших дней сохранились и действуют церкви бывших пригородных слобод, в настоящее время вошедшие в городскую черту.

Содержание

Введение. Цель написания работы 3

Историография вопроса 4

История исчезнувших храмов 5

4. «Красота спасет мир» 8

5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Исчезнувшие храмы.doc

— 3.20 Мб (Скачать файл)

Частное общеобразовательное  учреждение

 «Православная гимназия  во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского №38»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исчезнувшие храмы

Старого Оскола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 ученица 10 класса Стрельникова Анастасия,

консультант:

учитель истории

Зубова. А.И.

 

 

 

 

 

 

СТАРЫЙ ОСКОЛ 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение. Цель написания работы                                      3

 

  1. Историография вопроса                                                        4

 

  1. История исчезнувших храмов                                             5

 

4.  «Красота спасет  мир»                                                            8

 

     5. Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    3

 

    «Все, взявшие  меч, мечом погибнут»

                                                                                                                                      (Мф.25,52)

 

           Храмы на Руси всегда были  средоточием духовных и культурных ценностей, много впитали в себя  за столетия своего существования. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственного, надвременного и надпространственного единения Бога с людьми   воспринимались всеми православными как самое необходимое условие спасения души, без которого нет полноценной жизни на земле. Множество храмов стояло на старооскольской земле за века существования города.

             В конце 19 века в городе и  пригородных слободах было 11 каменных  храмов и 1 собор – Богоявленский. До наших дней сохранились и действуют церкви бывших пригородных слобод, в настоящее время вошедшие в городскую черту.

            Это следующие церкви:

Ильинская, возведенная  в 1872 г. в Ездоцкой слободе;

церковь Вознесения, расположенная  в Казацкой слободе, построенная в 1872г.;

Свято-Троицкая церковь, возведенная  в 1730г. в Стрелецкой слободе;

церковь Воздвижения, построенная  в 1787г. в Ямской слободе;

церковь Александра Невского, построенная  в 1903г. в слободе Гумны.                                  Нижеперечисленные церкви, включая и собор, были разрушены в 1930-е годы:

Богоявленский собор, построенный  в 1840г.  на Нижней площади;

Успенская церковь (ранее был женский  монастырь) построена до 1764г.;

Покровская церковь, возведенная  в 1783г.;

Казанско-Никольская церковь, построенная в 1862г. также на Нижней площади;

церковь Благовещенская – построена  в 1824г. и перенесена в 1809г. на угол улиц Курская и Михайловская;

церковь Ахтырская (кладбищенская) – 1822г.

            Я учусь в православной гимназии, и поэтому решила написать работу об уничтоженных в 1930-х годах православных храмах в нашем городе.

           Хотелось  бы написать такую работу, которая  бы содержала все известные  на данный момент сведения  об этих храмах и обстоятельствах,  при которых они были разрушены и почему.

           В  первую очередь я изучила книгу  Никулова А.П. «Оскольский край»,  нашла в ней большой материал, посвященный всем существовавшим  в городе храмам, в том числе  исчезнувшим, но материалов, необходимых  мне, не обнаружила. Поиски в Интернете на сайте Белгородско-Старооскольской епархии тоже ничего не дали. В нашей школьной библиотеке я нашла каталог Колесниковой Л.И.«Православное церковное зодчество Белгородской

                                                      4

 

области», книга 1-я, издательства Белгородско-Старооскольской епархии. Но… снова разочарование. Автор обещает рассказать об исчезнувших храмах во второй книге. Ее не оказалось ни в церковной библиотеке, ни в библиотеке нашей школы, ни в краеведческом музее. Видимо, выпуск не состоялся. Зато в нашей школьной библиотеке   мы нашли записки старожила Мелентьева Р.И. «Городок провинциальный». Прочитали их на едином дыхании. Как живой предстал перед нами маленький провинциальный город, кипящий жизнью, со множеством людей с очень интересными судьбами.

             Затем я сходила в краеведческий  музей города. Работник музея  Л.Н. Калабухова посоветовала  обратиться к известному краеведу  Мелентьеву Р.И., сказав, что больше  него об исчезнувших храмах, пожалуй,  никто нам не расскажет. Удивлению моему не было предела: ведь только вчера я читала его «Записки старожила» Мы встретились с ним у него дома. Рем Иванович оказался очень интересным человеком. Он показал нам несколько своих фильмов о городе и храмах,  множество фотографий старого Старого Оскола, сделанных в конце Х1Х века, и своих, которые он делал в период строительства ОЭМК и Нового города. Сравнение этих фотографий поразило нас. На месте полей и старых одноэтажных улиц вырос большой современный город. Но что-то исчезло на фотографиях новостроек, может быть, ощущение индивидуальности.

              Позже мы увидели эти фотографии  в книге, изданной Курским отделом  статистики, которую нам дал настоятель  храма Александра Невского отец  Алексей. Их мы располагаем  в приложении.

              Отец Владимир (Русин), настоятель  церкви в селе Куньи, при  встрече рассказал нам немного  по интересующей нас теме и  посоветовал пересмотреть его  публикации в «Православном Осколье». Мы просмотрели подшивку этой  газеты за последние два года. Материалов о разрушенных храмах немного, так как он занимается в основном судьбами священников при советской власти. Но это чтение расширило наше представление о том, как действовала власть по отношению к церкви в 20-30-е годы ХХ века.

              Григорьев Эдуард Иванович, известный краевед, также рассказал нам много интересного об истории города, но в основном периода войны.

             Кроме этого мы встретились  со старожилом нашего города, Переверзевой О.А., которая поделилась  своими детскими впечатлениями о разрушении одного из храмов.

              Постепенно складывалось представление  о непростой истории нашего  города вообще и истории православных  храмов в частности. Весь материал  я бы хотела представить в  виде рассказа о том, как  выглядела бывшая Курская улица, ныне улица Ленина в начале ХХ века, когда на ней стояло шесть великолепных православных храмов.

 

 

 

                                                         5

 

  В 1778г.  Старый  Оскол получил статус города, был реконструирован. Составлен  генеральный план, который утвердила Екатерина Вторая. Уже тогда город был одним из немногих культурных центров Курской губернии, куда он входил. Главной улицей города была Курская. Именно на ней, соревнуясь друг с другом, строили свои особняки богачи города. Начиналась она с Нижней площади, которая тогда называлась Красной, т.е. Красивой. Это древнейшее место города, бывший центр старинной крепости. Левое крыло площади занимал сад и трактир Коммерческого собрания. Рядом стояло величественное здание Богоявленского собора - самое красивое здание в городе.            

            Богоявленский собор был построен  одновременно с крепостью, был  деревянный, дважды горел – в  1617 и в 1628 годах. В 1782 году  собор был отстроен заново  по плану архитектора Симона  Макферрана, в 1784 конфирмован Екатериной Второй. Его продолжают отстраивать до 1840г. Каменное здание собора облицовывают мрамором. Строителем считают старооскольского купца Иванова Алексея Ивановича.

           В  1935г. собор был разрушен. Мелентьев  Р.И. рассказывает, что мальчишкой он бегал вместе с другими ребятами, чтобы собирать осколки разбитого колокола. Он был бронзовый, и осколки на изломе блестели, а мальчишки думали, что это золото. Рем Иванович рассказывал, как уничтожили это громадное здание. Никакой снаряд или бомба его не могли взять. В соборе некоторое время квартировала военная часть. Военные и подготовили собор к уничтожению. Каменные углы и фундамент постепенно выбирались и заменялись дубовыми плашками и колодами. Затем эти плашки облили дегтем и керосином и подожгли. Дерево сгорело, и собор рухнул. Но по мнению Никулова А.П., храм «добили» во время войны.

          Примерно  на том месте, где сейчас  магазин «Провиант», стоял когда-то  Успенский храм, построенный еще  в 1765г., но неоднократно перестраиваемый. Разрушен в 30-е годы. За магазином «Диамонд» до сих пор сохранилась часть его стены.

          На самом возвышенном месте  Курской улицы высилась церковь  Михаила Архангела (Благовещенская), построенная в 1809г. Церковь  была каменная, двухэтажная, внутри отделанная под мрамор. Это был один из красивейших храмов города после собора. На колокольне были встроены часы с боем, которые отбивали каждый час, здесь же находился пожарный сторож. Колокольным звоном этой церкви восхищался поэт Алексей Кольцов, который был в городе в 1836г. и даже познакомился со звонарем Дятловым. За Михайловской церковью был небольшой сквер с кованой оградой и воротами. В нем хоронили священнослужителей этой церкви. Старожил Мелентьев рассказывает, что здесь были и склепы. Особенно был интересен Макаровский склеп. Он был покрыт чугунной плитой на шарнирах. На ее углах были отлиты колоколенки с силуэтами городских церквей. Когда кто-нибудь подходил к склепу, площадка вибрировала от

                                                        6

 

шагов, и маленькие  колокольчики отзванивали заупокойную  молитву. На могильной плите была выбита надпись «Под сим камнем лежат  строители-подрядчики всех каменных церквей города Макаровы - Евсюковы. Мир их праху». Храм был разрушен вместе с кладбищем при нем. Но, видимо, разрушена была только колокольня, потому что в здании храма потом долгое время была типография. Надо сказать, что при всех храмах были кладбища священнослужителей, именитых купцов, церковных старост. Плиты-надгробия при разрушении храмов были свезены с могил, и из них были выстланы порожки к спуску на улицу Рыльскую. Мелентьев рассказывает, что каждый раз, спускаясь и поднимаясь, люди читали эпитафии и имена  на этих плитах, топча и оскверняя память умерших.

              История церкви Ахтырской Божьей  Матери такова. В 1785г. согласно Указу  Екатерины II землемер Егор Плотников приступил к новой планировке города. Было определено новое место городского кладбища. Туда бала перенесена деревянная церковь. Затем в 1822г. была построена каменная и освящена во имя Ахтырской Божией Матери. Благодаря попечительству купца И. Симонова храм был отделан внутри под мрамор, построены ограда и ворота, открыта церковно-приходская школа. Церковно-приходские школы были при всех церквях города.

              До сих пор старожилы называют  улицу Володарского  Казанско-Николаевской.  Начинается она от улицы Демократической  (бывшей Мясницкой), пересекает Нижнюю площадь и спускается к реке Оскол. Название улица получила от Казанско-Николаевского храма, который стоял почти в начале улицы, там, где сейчас спортивный зал ГРТ. Говорят, что она не отличалась красотой: колокольня была непропорционально велика. К 1802 г. на месте сгоревшей деревянной отстраивается эта церковь. И только в 1830 г. начали строить колокольню в виде огромной массивной башни, которая должна была доходить в высоту до 130 аршин. Закончить колокольню не смогли из-за отсутствия средств. Вдобавок церковь сильно пострадала от большого пожара в 1848г. Только в 1857г. колокольня была достроена  уже по новому проекту священника Попова. На нее был повешен колокол в 333 пуда – самый большой в городе. Кругом храма был разведен сад и обнесен кузнечной оградой. Сад развел церковный староста и попечитель церкви Владимир Васильевич Игнатов, который и был погребен в этом саду. Колокольня и храм были выкрашены на средства купца Игнатова, а на средства купца Винникова стены внутри были отделаны под мрамор. Через Нижнюю площадь к реке были прорыты тайные ходы.

           В 30-е годы храм был разрушен, колокол сброшен и разбит, церковные  реликвии разграблены. Переверзева  О.В. рассказывала, что помнит, как  у развалин храма стояли на  коленях женщины и плакали.  В 1948г. на месте храма был построен дом овощесушильного завода, который постоянно давал серьезную осадку.

             

                                                 7

 

 По сведениям Отца  Владимира дольше всех продержался  Покровский храм. Начали его разрушать в те же 30-е годы, а окончательно разрушили уже в послевоенные. Стоял он в районе нового моста через реку Оскол на улице Космодамиановской (с 1918 – Коммунистической). Территория храма захватывала часть площади, где сейчас строится квартал «Старая мельница». При рытье котлована был найден фрагмент мраморного  иконостаса с надписью «…оенна средства церковного старосты С.Я. …ова в 1908 году при настоятеле протоиерее М. Рудневе». Сейчас он находится в музее нашей гимназии.

Информация о работе Исчезнувшие храмы Старого Оскола