Искусство и культура древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Цель: Расширить представление о Китае.

Задачи:
1. Раскрыть истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей
чувство глубочайшего уважения.
2. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.
3. Достижения и изобретения китайцев

Содержание

Введение…………………………………………………………с.4
Глава 1. Китайцы………………………………………………………….с.5
Глава 2. Культура Китая…………………………………………………..с.6
Глава 3. Религия Китая………………………………………….................с.7-10
3.1 Конфуцианство
3.2 Даосизм
3.3 Буддизм
Глава 4. Традиции Китая…………………………………………………..с.11-12
Глава 5. Истоки поклонения……………………………………….............с.13-15
5.1 Культ дракона
5.2 Традиции культа личности и предков
5.3 Вера в духов
Глава 6. Каллиграфия………………………………………………………с.16 Глава 7. Китайская живопись……………………………………………...с.17-20
7.1 Традиционная китайская живопись
7.2 Пейзажная живопись
7.3 Портретная живопись
Глава 8. Прикладное искусство Китая……………………………………с.21-24
8.1 Сучжоуская вышивка
8.2 Китайские веера
8.3 История китайских узелков
8.4 Китайский фарфор и керамика
8.5 Вырезание из бумаги – «цзяньчжи»
Глава 9. Скульптура в Китае………………………………………..с.25-28
9.1 Терракотовая армия
9.2 Глиняная скульптура
Глава 10. Древняя архитектура Китая……………………………...с.29-31

10.1 Великая китайская стена
Глава 11. Кун-фу……………………………………………………………с.32
Заключение…………………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………………...с.34

Вложенные файлы: 1 файл

Н.Д.КИТАЙ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

                                    8.3 История китайских узелков 
 История китайских узелков тесно связана с общим развитием 5000-летней китайской цивилизации. Уже в древности узелки использовались для счета. В китайской культуре говорится о завязывании веревок в узлы для записи. Чтобы отметить мелкое событие завязывали маленький узелок, чтобы отметить большое важное событие - большой узел. 
 В начальный период китайской цивилизации и культуры люди почитали веревку. Само слово «веревка» (шен) произносится по-китайски также как и слово «божество». Кроме того, иероглиф «веревка» имеет особое значение для китайцев, которых иногда называют народ драконов, еще и в том смысле, что этот иероглиф похож на  движущегося  дракона.

Из-за тесной связи китайских  узелков с местной культурой, техника плетения узлов превратилась в народное искусство. Китайская  техника плетения узлов развивалась в художественное искусство в эпоху династий Тан (618-907 гг. н.э.) и Сун (960-1279 гг. н.э.) и пережила свой расцвет во время династий Мин и Цин (1368-1911) гг. н.э.). В то время узелки широко использовались в традиционных костюмах. Помимо применения в качестве декоративного оформления во время праздников, узелки также использовали в ожерельях, заколках для волос и нарядных подвесках. Особый вид узлов, известный как «узелки счастья» служил в качестве амулета, который приносил удачу,  защищал от злых сил, способствовал преодолению невзгод. 
 За прошлое столетие, особенно в «новом» коммунистическом Китае это традиционное искусство утратило свое значение. Лишь в конце 90-х китайское искусство плетения узелков, а также вышивка и традиционные китайские костюмы, были заново открыты. С этих пор продолжается их триумфальное шествие по городам. 
 Отличительной чертой при плетении китайских узелков является использования одного-единственного шнура. Шнур длиной, по меньшей мере 1 м, в соответствие со специальной методикой и правилами наматывается, складывается, вышивается и протягивается, в результате чего создаются удивительные узелки. Китайские узелки выглядят одинаково снаружи и с изнанки. Хотя существуют отдельные исключительно сложные художественные узлы, используемые в дизайне, все они представляют собой комбинации 20 базовых техник плетения. 
                            
                               8.4 Китайский фарфор и керамика 
 Фарфор... Когда-то он ценился наравне с золотом, ему приписывали особые магические свойства, а выдача секретов его изготовления каралась смертью. Истоки керамического производства восходят к XVI - XI векам до нашей эры, а уже в правление династий Хань и Тан китайское искусство керамики и фарфора стало символом «краткости, сочности, глубины и величия». Период расцвета искусства фарфора относится ко времени династии Мин. Именно тогда изделия из фарфора обрели характерные формы, а сам фарфор - знаменитую белизну, тонкость и звонкость.  
Удивительные по красоте и изяществу китайские изделия, привозившиеся в Европу, пользовались такой популярностью, что редкий дворец не имел в то время китайской комнаты. Главным украшением роскошных дворцовых интерьеров был китайский фарфор. Огромный спрос и высокая стоимость таких изделий заставляли европейских мастеров предпринимать попытки разгадать секрет его производства. Это удалось сделать лишь в 1709 году немецкому алхимику Иоганну Фридриху Бетгеру. В XVIII столетии крупнейшими европейскими центрами производства фарфора стали Мейсен и Севр, а в России - фарфоровый завод, начавший работать при императрице Елизавете, дочери Петра Великого.  
 Даже войны не смогли уничтожить складывавшееся веками искусство фарфора. В первые годы Китайской республики, несмотря на социальную нестабильность, оно продолжало развиваться.  
 После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики в индустрии фарфора и керамики произошли перемены. За годы социалистической реформы возникли новые заводы, производство было механизировано, что позволило существенно увеличить выпуск фарфоровых изделий. Из предмета роскоши фарфор превращался в предмет массового потребления. 
                              8.5 Вырезание из бумаги – «цзяньчжи»  
 Вырезание из бумаги – «цзяньчжи» - это один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Из инструментов используется только нож или ножницы и бумага. Вырезанием в основном занимаются женщины-крестьянки. В древнем Китае каждая женщина должна была владеть этим искусством. Раньше вырезанные из бумаги фигурки использовали для различных ритуалов, а в наши дни они в основном служат предметом украшения интерьера.  
                                Глава 9. Скульптура в Китае 
   Когда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором возникают, словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры танского времени: мчащиеся или вздыбленные кони, юные девушки-танцовщицы, взмахивающие длинными рукавами, тонкие и одухотворённые лица буддийских божеств из пещерных храмов или занимательные фантастические рельефы ханьского времени. Зная высокий уровень этих произведений, трудно поверить, что в самом Китае и в древности и в средние века скульптура считалась не видом искусства, а всего лишь ремеслом. О скульптуре Китая человек узнал только тогда, когда в XIX - XX веках постепенно были обнаружены сохранившиеся памятники, которые дали богатый материал для исследования. До недавнего времени заброшенные, многие буддийские пещеры храмы теперь открыли науке новую эпоху в изучении скульптуры, стеной живописи и легенд средневекового Китая.  
 
                                    9.1 Терракотовая армия 
  Китайские земледельцы давно находили в окрестностях Сианя странные глиняные черепки. Они, правда, боялись их трогать, поскольку полагали, что это древние магические амулеты, источники всяческих бед. Все объяснилось в 1974 г. Простой китайский христианин Янь джи ван решил выкопать на своем участке колодец. Воду он не нашел, зато обнаружил нечто другое. На глубине 5 метров Янь Дживан наткнулся на статую древнего воина в полный рост. Археологи были потрясены находкой китайского земледельца. Раскопки показали, что воин здесь не один. Ученые обнаружили целую армию - несколько тысяч фигур. Сомнений быть не могло. Глиняные солдаты пролежали в земле уже больше 2 000 лет с момента смерти легендарного объединителя Китая Цинь Шихуанди. 
 Сегодня на месте исторической находки возник целый город. Три больших павильона скрывают от непогоды и вандалов погребальную армию первого китайского императора. Снимать здесь строго запрещено. Раскопки длятся уже больше 30 лет, и конца им не видно. Ян Дживан наткнулся на первый и, видимо, главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй. В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников. Искусствоведы считают, что на создание этого парка циньского периода ушло больше 30 лет. 700 тысяч мастеров трудились над созданием войска, которое можно поставить в ряд древних чудес света. 
 Терракотовая армия, открытая в 1974 г., оказалась лишь малой частью этого грандиозного комплекса. По древней китайской традиции император собрался похоронить вместе с собой 4 000 молодых воинов, однако советникам удалось убедить правителя не делать этого. Такой варварский шаг неизбежно должен был вызвать бунт. Тогда-то и придумали вместо живых людей похоронить глиняные статуи. Правда, для надежности свиту решили увеличить в два раза - 4 000 пар, то есть 8 000 воинов. Все они были обращены лицами на восток. Именно там находились царства, разгромленные великим Цинь Шихуанди. Статуи были выполнены с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Они, кстати, отражают многонациональность срединной империи. Среди воинов встречаются не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90-1,95 метра. Такими высокими солдаты божественного Циня, конечно, не были. Все это должно было надежно защитить мертвого императора в царстве живых. Увы, расчет не оправдался. Уже через несколько лет столь могучая армия потерпела сокрушительное поражение. После смерти Цинь Шихуандина на престол взошел его сын - слабый и безвольный Эр Шихуандин. Его неумелые действия на престоле вызвали бурю народного возмущения. Крестьянский бунт, которого так опасались советники первого императора, все-таки разразился, а подавить его железной рукой уже было некому. Первое поражение потерпела именно терракотовая армия. Возмущенные толпы разграбили и сожгли бездвижное войско. Следует отметить, что это был не просто акт бессмысленного вандализма, разрушение имело чисто практическое значение. Дело в том, что восставшим негде было взять оружие: все лишнее Цинь Шихуанди переплавил или уничтожил, чтобы избежать подобных инцидентов. А здесь под землей весьма опрометчиво было зарыто 8 000 превосходных комплектов настоящих луков и стрел, копий, щитов и мечей. Они и стали главной целью повстанцев. Весьма символично, что восставшие захватили оружие у погребальной армии великого Циня. Правительственные войска были разбиты. Бездарный сын великого правителя был убит своими же придворными. 
 Многие века грабители пытались найти сокровища в императорских гробницах. Некоторым эти попытки стоили жизни. Удивительно, но глиняные солдаты как могли охраняли дух своего повелителя. Рассказывают, что среди раскопанных статуй был найден не один человеческий скелет. Но вот парадокс: сегодня даже глина, из которой сделаны стены, стала золотой. Один глиняный кирпич эпохи Цинь Шихуанди стоит десятки тысяч долларов. Древние свитки содержат информацию о том, что вместе с божественным Цинем были похоронены несметные сокровища, которые до сих пор не найдены, в том числе и золотой трон первого императора. Цинь Шихуанди умел загадывать загадки. По одной из версий, на самом деле он похоронен совсем в другом месте, а это лишь декорация. Что ж, если это действительно так, то о масштабах истинного захоронения можно лишь догадываться. 

                                    9.2 Глиняная скульптура 
 К чудесам света парк не причислить, но это что-то невероятно. Особенно, если представить, что он создавался энтузиастами. Парк глиняных скульптур появился в китайском городе Таншань. Количество скульптур достигает нескольких тысяч — в мире ему нет аналогов.  
 Автором этого проекта стал скульптор Цинь Шипин. Работать начали в 2008 году, скульптуры из глины лепили всего 3 человека! А финансировал проект сам автор. 
 Цинь надеется заработать за счет посетителей, что абсолютно естественно, да и в желающих обозреть достопримечательность нет отбоя. Зрители могут свободно перемещаться по улице в окружении глиняных фигур и, включив воображение, переносится в далекие времена династии Сун. Размеры парка: 60 на 300 метров. 
Все фигуры (люди, лошади, строения) выполнены из глины в пропорции 2/3 от натуральной величины. 
                             
                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                          Глава 10. Древняя архитектура Китая

  В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследия.

 Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее, они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.

  Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

   Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

   По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй, Чжэцзян, Фуцзянь и других. 
                               
                                  10.1 Великая китайская стена 
Великая китайская стена — один из древнейших архитектурных памятников Китая и символ могущества китайской цивилизации. Наверно, в мире нет ни одного цивилизованного человека, который не слышал бы о «восьмом чуде света» — Великой Китайской стене. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Есть несколько мнений о её точной длине, но что можно сказать наверняка, так это то, что она тянется на расстояние более двух тысяч километров, а если учитывать отходящие от неё другие крепостные валы, в сумме получаются все 6000-6500 км. 
 Официальной версии возведение Великой стены началось в 220-х годах до нашей эры по распоряжению правителя Цинь Ши-хуанди и было призвано защитить северо-западную границу страны от набегов кочевых народов. Сооружение великой стены продолжалось сотни лет и прекратилось только после установления правления династии Цин.

  Чтобы попасть внутрь государства, нужно было обязательно пройти сквозь её пропускные пункты, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не открывались до утра. Поговаривают, даже самому императору Китая как-то пришлось ждать рассвета, чтобы попасть в своё государство.

  Стену строили трижды, в течение 2700 лет. На строительство сгонялись военнопленные, заключённые и крестьяне, которых вырывали из семьи и отправляли в северные районы. При возведении стены погибло приблизительно два миллиона человек, а их останки были замурованы в её основании. Поэтому в народе Великую Китайскую Стену до сих пор нередко называют китайской «Стеной плача».

  Великая стена имеет высоту от 6 до 10 метров и ширину — от 5.5 до 6.5 метров. На разных участках стены сооружены сторожевые башни, казематы и сигнальные вышки, а у основных горных проходов построены крепости.

                                          Легенды и истории

  Для возведения Великой китайской стены потребовалось немало рабочих сил. Согласно китайской легенде, муж девушки по имени Мэн Цзяннюй сразу после свадьбы был отправлен на строительство Великой стены. Молодая жена провела в ожидании три года, а муж так и не вернулся домой. Чтобы отнести ему теплой одежды, она отправилась в долгий и опасный путь к стене. Дойдя до заставы Шаньхайгуань, Мэн Цзяннюй узнала, что ее муж умер от непосильной работы и был похоронен под стеной. Молодая женщина горько зарыдала, и тогда произошел внезапный обвал большого участка стены, обнажив труп ее любимого мужа. Китайский народ увековечил в преданиях память о тяжелом труде строителей стены.

  При строительстве стены необходимо было выполнить сразу несколько условий. Например, каждая из башен стены непременно должна была находиться в зоне видимости двух соседних. Сообщения между ними передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня (в тёмное время). Ширина стены, 5,5 метров, также была специально просчитана.  
 
 
                                   
                            
                                Глава 11. Кун-фу

  Кун-фу является одним из боевых искусств и частью более широкого понятия ушу. Это один из наиболее хорошо известных примеров традиционной китайской культуры. Кун фу – это уникальный китайский стиль боевых искусств, который является одним из самых древних видов спорта. В нем сочетаются упражнения как для развития тела, так и для развития духа. На протяжении своей долгой истории кун-фу развивалось как уникальное сочетание физических упражнений, вида самообороны и искусства. В таких видах спорта как легкая атлетика, игры с мячом, тяжелая атлетика, бокс и многих других спортсмены обычно заканчивают свою карьеру в возрасте тридцати с лишним лет. Травмы, полученные за годы занятий спортом в болеем молодом возрасте могут давать знать о себе и в дальнейшем. В китайском куну-фу делают различие между так называемым внешним и внутренним кун-фу. Говорится, что во «внешнем» кун-фу человек занимается развитием мышц, связок и суставов, а во внутреннем – тренируется дух и разум.

 
 
 
 
 
 
 
 
                               
 
 
 
 
 
                                       Заключение 
      Данная работа может быть  использована на уроках истории и     
    внеклассных занятиях. 
    Я выбрала эту тему потому что, она связана с моей будущей профессией. 
    Профессия переводчик китайского языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   
                  Список использованной литературы  

1. «Жизнь и нравы  старого Китая»: «Китайцы у себя  дома » Д. «Макгован» 2010.

2. Китайская классическая  поэзия,

3.  Коростовцев И.  «Китайцы и их цивилизация», Смоленск: «Русич», 2003.

 Сайты:

 Ссылка: http://www.chinaya.ru (Китай)

 Ссылка: http://history.rin.ru (история). 
Ссылка: http://www.studfiles.ru

 Ссылка: http://www.bestreferat.ru 
Ссылка: http://www.kazedu.kz




Информация о работе Искусство и культура древнего Китая