Искусство и культура древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Цель: Расширить представление о Китае.

Задачи:
1. Раскрыть истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей
чувство глубочайшего уважения.
2. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.
3. Достижения и изобретения китайцев

Содержание

Введение…………………………………………………………с.4
Глава 1. Китайцы………………………………………………………….с.5
Глава 2. Культура Китая…………………………………………………..с.6
Глава 3. Религия Китая………………………………………….................с.7-10
3.1 Конфуцианство
3.2 Даосизм
3.3 Буддизм
Глава 4. Традиции Китая…………………………………………………..с.11-12
Глава 5. Истоки поклонения……………………………………….............с.13-15
5.1 Культ дракона
5.2 Традиции культа личности и предков
5.3 Вера в духов
Глава 6. Каллиграфия………………………………………………………с.16 Глава 7. Китайская живопись……………………………………………...с.17-20
7.1 Традиционная китайская живопись
7.2 Пейзажная живопись
7.3 Портретная живопись
Глава 8. Прикладное искусство Китая……………………………………с.21-24
8.1 Сучжоуская вышивка
8.2 Китайские веера
8.3 История китайских узелков
8.4 Китайский фарфор и керамика
8.5 Вырезание из бумаги – «цзяньчжи»
Глава 9. Скульптура в Китае………………………………………..с.25-28
9.1 Терракотовая армия
9.2 Глиняная скульптура
Глава 10. Древняя архитектура Китая……………………………...с.29-31

10.1 Великая китайская стена
Глава 11. Кун-фу……………………………………………………………с.32
Заключение…………………………………………………………с.33
Список использованной литературы……………………………...с.34

Вложенные файлы: 1 файл

Н.Д.КИТАЙ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

       Китай - страна  с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной  кухни, живописи и другие.

При ознакомлении с китайскими источниками  и при наблюдении за жизнью китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества - трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и таланту  китайский народ внес большой  вклад в сокровищницу мировой науки и техники.

       Еще в 1990 году  английский китаевед Д. Макгован  в своей книге "Китайцы у  себя дома" так выразил свои  впечатления о китайском крестьянине: "Всякий кто поближе познакомится  с китайским крестьянином, не  только назовет его добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всего привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное - отсутствие жалоб на судьбу, несмотря на то, что условия, в которых он живет, далеко не могут быть названы легкими. Оценка, данная крестьянину, остается верной и поныне.

        Традиции прошлого  и современность наиболее контрастно  проявляются в жизни китайской  семьи, особенно в отдаленных  сельских районах. Согласно старым  суеверным взглядам китайцев, чтобы  обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего  рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его  женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

       Значит, надо было  сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода. Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям.

          
              
 
 
                      
                              
 
                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                             
                                  Глава 5. Истоки поклонения

                                         5.1. Культ дракона 
            Это мифическое животное пользовалось у китайцев  огромной популярностью, оно считается тотемом далеких предков китайского народа, древним символом китайской нации и началом ее культурного развития.

 По китайской мифологии дракон - повелитель водной стихии - дарил людям воду, щедро орошал поля тех, кто, верно, служил ему, защищал крестьян от неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств, дракон занимает третье место после Неба и Земли.

          Дракон изображался в самых  причудливых видах. Его глаза похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы, туловище покрыто чешуей, четыре тигровые лапы имеют орлиные когти и другие. Но во всех случаях облик этого мифического животного выглядел величественным, суровым и воинственным.

          
                          5.2. Традиции культа личности и предков

             Древние китайские мыслители  считали небо владыкой мира, источником  активного начала. Но так как  небо не могло управлять земными  порядками, то оно даровало  власть правителю, который управлял подданными по "небесному велению", считалось исполнителем воли неба, поэтому его называли Сыном Неба.

     В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название "сто семейств", рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания  подчинения и уважения к старшим прививается с детства.

       Не счесть знаков обожания, которые оказывались императору. Если он приказывал все беспрекословно подчинялись. Присутствующий или отсутствующий император получал от своих подданных доказательства божественного почитания. Самые высокие сановники империи падали ниц даже перед пустым его троном или перед ширмой из желтого шелка, которую украшали изображения дракона - символа могущества и черепахи - символа долголетия. Император Китая считался властелином мира.

       Культ предков - древняя традиция, с незапамятных времен наложившая глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть - почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии; вера живых людей в продолжение существования умерших родственников, в магическое влияние мертвых на живых, в сохранении постоянной связи между ними. Иными словами, культ предков - это вера в самостоятельное существование духа покойника. 
  Истоком веры древних китайцев в потустороннюю жизнь было, прежде всего, сновидение, которое служило не только подтверждением возможности отделения души человека от его тела, но и обоснованием потусторонней жизни усопшего.

    Культ предков дает о себе знать и в современном Китае: многие крестьяне верят в потустороннюю жизнь прародителей, поэтому приносят им жертвоприношения - пищу, миниатюрные предметы домашнего обихода. Неправомерно культ предков сводит лишь к суеверию: он, помимо суеверного назначения, призван сохранить память живых о мертвых. Культ предков не только религией для китайского народа, но и единственным нравственным кодексом.  
 
                                            5.3. Вера в духов

     Суеверные китайцы почитают разных духов, которые якобы олицетворяют силы природы: духов неба, земли, гор, морей, духов животных, деревьев. Духи специализировались в самых различных областях: дух, защищающий поля от вредителей; дух, охраняющий колодец; дух, радости и блаженства; дух рынка; дух - покровитель шелковичного червя и т.п.

Не исчезли старые обряды и при захоронении. Умер человек. Его быстро хоронить нельзя: время  захоронения определял прорицатель. С покойником хоронили ценные вещи. Из дорогого дерева изготавливали гроб, в него клали деньги для "дорожных расходов" усопшему. И по ныне эти веры сохранились.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                               
 
 
 
 
 
                                   
 
 
                                     Глава 6. Каллиграфия 
        Каллиграфия (от греч Kalligraphia-красивый почерк) это искусство красивого и чёткого письма. Согласно давней традиции, искусство каллиграфии, считалось наивысшим проявлением изобразительного искусства в Китае, вплоть до того, что о человеке судили по красоте его почерка. Произведения декоративной каллиграфии очень распространено в Китае в храмах, на стенах пещер, на каменистых горных склонах, а также на памятниках. Основными инструментами каллиграфии являются кисточка и чернила, они же используются в традиционной живописи Китая, основой которой является искусство линий и оттенков.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Глава 7. Китайская живопись 
                              7.1 Традиционная китайская живопись

   Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. По форме она близка к европейскому импрессионизму - с той только разницей, что существовала уже за много веков до появления последнего. Можно сказать, что традиционную живопись не волнует правдоподобие - реализм ею понимается более глубоко.

      Картина - это иной мир, где трава может быть черной, а лица людей - красными. Но все вместе, в едином контексте, смотрится органично. Задачей живописи художник видит гармоничное слияние человека и природы.

 Китайская живопись движется от сложности к простоте. В этом контексте большое значение уделяется чистому пространству, которое, по обстоятельствам, приобретает тот или иной выразительный смысл.

 Китайская национальная живопись  гохуа появилась в глубокой  древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. 
      Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью. В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства. 
 
                                         7.2 Пейзажная живопись 
             Образам китайской живописи придавалось символическое значение, связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Дуалистическая структура мира, утверждённая в глубокой древности, представала  воплощённые как Неба и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила - (янь) и женская сила - (инь). Взаимодействие этих сил порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которых образовано всё реальное, всё сущее. Годовой цикл воплощал круговорот рождения и смерти вещей. "Четыре времени года" - излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила янь испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет. Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.

 В китайских пейзажах  горы считались олицетворением  мужского светлого начала янь, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям, возникает вселенная.

В китайских пейзажах как бы соединяются три мира: мир  воды, мир камня и мир дерева. Их объединяет особая живописная организация времени и пространства, являющаяся отражением четвёртого, важнейшего мира. Особое значение придавалось изображению воды, которую почитали как "нектар богов". Согласно легенде, феникс стал символом чистоты, потому что напоен водой. Водопад - символ встречи Неба и Земли. Он, подобно дракону, выражает единство бытия и небытия. К миру воды относятся и облака - "небесные горы". Реки, озера, ручьи облагораживают Землю своим небесным и абсолютным началом.

    В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она - знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.

Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал " пользы бесполезного", то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности.

Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема - прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот цветок - символ возвышенного одиночества.

  Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук - это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало янь, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь.

          Назовём ещё некоторые популярные символы в изобразительном искусстве: дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы, а дракон также символ императора, а сейчас Китая и мужского начала; феникс - императрица, женское начало; лев-символ мощи и благородства; тигр-защитник от злых духов;  журавль, черепаха,  старые камни - символы долголетия; летучая мышь, сорока - символы счастливой вести; голубь-символ мира, появился недавно; лотос - символ внутренней чистоты;

персик - символ долголетия и бессмертия; рыба карп - символ пожелания счастья и успехов; гранат - символ пожелания большого мужского потомства; множество цветов - символ расцвета китайского искусства.

                                   
                                  7.3 Портретная живопись 
 Портрет и вообще изображение человека играли заметную роль лишь на раннем этапе китайской живописи. После периода Тан (618-907 гг.) портретной живописи стали отводить менее значительную роль, пока она не заняла последнее место.

  В портретном искусстве можно выделить два направления. Одно исходило из конфуцианской официальной традиции социально- этической значимости человека, другое опиралось на даосско-буддийскую философию ценности личности и потому стремилось раскрыть неповторимые черты характера и свойства данного человека.

  Художники первого направления изображали чаще всего мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Художники, относящиеся ко второму направлению, создавали образы поэтов, отшельников, фантастические портреты святых.

Первые чаще всего  работали в цвете, в детальной, скрупулезной манере. Вторые отдавали преимущество рисованию тушью, прибегая порой  к лёгкой подцветке, в свободной, эскизной манере.

 

 

 
           
                
 
                                 Глава 8. Прикладное искусство 
 Традиции древнего декоративно прикладного искусства, продолжают 
современные китайские мастера. Их насчитывается более 600 видов.

 Прикладное китайское  искусство и ремесла делятся на семь основных категорий: резьба, работы по металлу, ткачество и вышивание, плетение корзин и циновок, производство фарфора и керамики, картины из цветов и растений, а также лакирование.

  Искусство резьба включает в себя резьбу по нефриту и другим камням, кости, дереву, бамбуку, рогу, кокосовому ореху, черепице, литью и т.д. Особенно широко известна китайская резьба по нефриту, традиционно являющемуся одним из самых высоко ценимых камней в Китае.

 В современных произведениях  прикладного искусства ярко проявляются тонкий художественный вкус и высокое мастерство народных художников Китая.

                           8.1 Сучжоуская вышивка  
 Сучжоуская вышивка возникла в городе Сучжоу более 2000 лет назад в эпоху Троецарствия и уже стала настоящим искусством.  
Этот вид вышивки окончательно сформировался в период династии Сун (960—1279 гг.), а в период династии Цин (1644-1911 гг) она достигла наибольшей популярности.  
 Пожилые мастера говорят, что раньше ради сохранения наследственности и передачи этого искусства, секреты мастерства вышивки передавались только мужчинам или же, например, жене сына, но не передавались дочерям. 
  Картины вышиваются тончайшими иглами и шёлковыми нитями. Это очень скрупулезный труд. Этот вид искусства сочетает в себе живопись, графику и рукоделье. На одну картину у мастера уходит от 6 месяцев до года кропотливого труда. Но зато в результате получаются настоящие шедевры. Созданные таким образом картины выглядят как живые. На них можно рассмотреть самые мельчайшие детали изображаемого объекта. Узелки в них прячутся особым способом так, что обе стороны вышивки кажутся лицевыми.   
                                         8.2  Китайские веера 
 История китайского веера очень древняя, самые ранние сведения о его появлении относятся к эпохе, вошедшей в историю Китая, как эпоха Воюющих царств (403-221 гг. до н. э.).  
Вначале веера были в форме опахал с деревянной ручкой и перьями. Затем этот предмет домашнего обихода и украшения совершенствовался, стали появляться овальные и круглые веера, складные и в рамке. На них изображали картины с различными сюжетами и каллиграфию в виде стихов или высказываний мудрецов.  
 Китайские веера изготавливаются из слоновой кости, бамбука, душистого сандалового дерева, фарфора, нефрита и специальной тонкой бумаги и шёлка. В разных династиях были свои виды и формы вееров. Китайские веера являются неотъемлемой частью традиционной китайской культуры. 

Информация о работе Искусство и культура древнего Китая