Живопись как средство развития художественной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

Глава 1. Живопись как вид изобразительного
искусства
1.1. Средства художественной выразительности
живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..стр.
1.2. Виды живописи. . . . . . . . . . . . . . . . ……………стр.

Глава 2. Развитие художественной грамотности школьников
2.1. Понятие художественной грамотности……….стр.
2.2. Знакомство с перспективой. . . . . . . . . . . . . ……стр.
2.3. Анализ программы изобразительного
искусства В.С. Кузина…………………………..стр.
2.3. Конспекты уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …стр.

Заключение…………………………………………………..стр.
Список литературы………………………………………….стр.
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

живопись курсовая2012.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Живопись  как средство развития художественной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства                               

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Оглавление

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

 

Глава 1.    Живопись как вид изобразительного

                   искусства

           1.1. Средства художественной выразительности

                  живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..стр.

           1.2. Виды живописи. . . . . . . . . . . . . . . . ……………стр.

 

Глава 2.   Развитие художественной грамотности школьников

           2.1. Понятие художественной грамотности……….стр.

           2.2. Знакомство с перспективой. . . . . . . . . . . . . ……стр.

           2.3. Анализ программы изобразительного

                  искусства В.С. Кузина…………………………..стр.             

           2.3. Конспекты уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . …стр.

 

Заключение…………………………………………………..стр.

Список литературы………………………………………….стр.

Приложения         

 

 

 

 

 

Введение

 

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие  художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

В Концепции  модернизации российского образования  отмечается необходимость более  полного использования нравственного  потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Школа – важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и  воспитании молодого поколения. Это  выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.

Живопись –  искусство цвета и главным  средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках по цветоведению.

Изучение основ  цветоведения дает обучающимся возможность  познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы. Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.

Но все же, в преподавании изобразительного искусства  в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

Поэтому учителю  начальных классов очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей  к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме.Из всего этого ясно, что учитель сам, прежде всего, должен хорошо разбираться в вопросах перспективы, светотени, цветоведения. Тогда он сможет научить детей рисовать предметы с учетом точки зрения, передать их величину по мере удаления, а также подобрать цвет для данного задания, грамотно объяснив значение хроматических и ахроматических, теплых и холодных, основных и составных цветов и оттенков, цветового тона, влияние цвета на цвет и на настроение человека.

 

 

 

Цель:

-Показать навыки и умения в области художественного мастерства, знание теории и истории изобразительного искусства, способность наблюдать и анализировать мотивы окружающей действительности и на основе этого самостоятельно решать учебно-методические и творческие задачи;

-Рассмотреть  реалистический пейзаж 19 века

Задачи:

- поиск репродукции, фотографий, исторические и справочные материалы, раскрывающие тему  работы;

- изучить специальную  литературу;

- изучить виды  пейзажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Живопись как вид изобразительного

                           Искусства

                       1.1 Средство художественной

 выразительности  живописи

Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит). Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определенное колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь существенной частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи - рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление движения воздуха, света и тени. Важную роль в живописи играет также красочное пятно или мазок художника, являющийся его основным техническим приёмом и позволяющий передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объёмной лепке формы, передаче её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п.) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды живописи

Существует  несколько видов живописи — станковая, монументальная, декорационная и декоративно-прикладная. Каждая разновидность живописи имеет свои особенности. Это содержание, форма, специфика техники и технологии применения материалов. Понимание таких особенностей очевидно. Стоит нам сопоставить друг с другом живописную картину в галерее, фреску или мозаику, украшающую какой-нибудь храм, или расписную фарфоровую тарелку. Становится ясно, что между этими вещами есть существенное различие не только внешне, но и в характере художественных образов.

Все виды живописи имеют общую природу образа, общие  и основные средства выражения. Но, в каждом виде образная природа проявляется  по-разному. Наиболее полно она обнаруживается в монументальной и станковой  живописи. В декоративно-прикладном искусстве — в другой степени, только отдельными сторонами. Отдельные виды живописи в разные эпохи имели своё значение. Складывались они в зависимости от потребностей общества. Декоративно-прикладная и монументальная живопись развились раньше всего. Но, в XVII веке появилась станковая живопись, и по сей день является самой популярной и оказывает влияние на другие виды искусства.

Монументальная  живопись — искусство больших  и пафосных тем. По форме и содержанию «звучит» громко, страстно и отчётливо. Виды монументальной живописи — это синтез архитектуры и живописи. Произведения пишутся на потолках и стенах общественных зданий, где они составляют единое целое. Отсюда и возникают особенности монументальной живописи в образе, технике, композиции, декоративных эффектов. Этот вид раскрывает серьёзные в то же время, актуальные темы и задачи общественной жизни. Также, существует монументально-декоративная живопись, которая применяется в украшении общественных и жилых зданий сюжетными изображениями. Как правило, такие изображение сами по себе ничего не значат, они целиком подчинены архитектуре.

Ещё один вид  живописи — декоративно-прикладная. Из названия термина можно догадаться, о прикладной роли в украшении  вещей, в основном бытового назначения: посуда, ткань, сувениры и других предметов. Не зависимо от сюжета, изображение полностью подчинено форме украшаемого предмета. Несоответствие и независимость изображения с самим предметом, прежде всего, указывает на плохой вкус того, кто изготовил эту вещь. В наши дни декоративно-прикладное искусство получило серьёзное развитие.

Театрально-декоративная живопись тоже имеет свою специфику. Цель этого вида — создать живописно-образное оформление для спектакля, которое  помогло бы раскрыть содержание пьесы, оперы, балета и других театральных  произведений. Наиболее самостоятельный и всеобъемлющий вид — станковая живопись. При написании станковой картины, художник не должен думать о её связи с архитектурой или каким-либо предметом. Картина, ограниченная рамкой, существует сама по себе и даёт зрителю как окно в мир, который видит своим восприятием живописец. Жанр станковой картины может быть любым: портрет, пейзаж, натюрморт. Может быть множество тем, сюжетов и мотивов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Развитие художественной грамотности школьников

1.1 Понятие художественной грамотности:

1.Что такое  художественная грамотность

Грамотность в  широком смысдле знание законов  и правил предмета в сочетании  с твёрдыми навыками пользования  ими в процессе деятельности.Содержание понятия и уровень грамотности  меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями ,которые предъявляются к грамотности на определённом этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя.

 

 

 

 

 

 

2. Знакомство с перспективой и…

Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении  пространственных объектов на плоскости  или какой-либо поверхности в  соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

Явление кажущегося искажения  пропорций и формы тел при  их визуальном наблюдении. Например, два  параллельных рельса кажутся сходящимися  в точку на горизонте.

Способ изображения  объемных тел, передающий их собственную  пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном  искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Виды  перспективы.

В зависимости  от назначения перспективного изображения  перспектива включает следующие  виды:

-Прямая линейная перспектива

 

 Прямая линейная  перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку  зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Информация о работе Живопись как средство развития художественной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства