Донато Браманте в эпоху расцвета чинкиченто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:46, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Это период расцвета искусства, период, во время которого по-новому осмысляются основные сферы жизни общества и культурные категории. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Характеристика эпохи Ренессанса и периода Высокого Возрождения. ……………………………………………………..………….…6
1.1. Общая характеристика эпохи Возрождения. ………………………6
1.2. Период чинквеченто в итальянской культуре...………………10
Глава 2. Донато Браманте в эпоху расцвета чинквеченто. ……….…………13
2.1. Биография Донато Браманте ………………………...……………1
2.2. Роль творчества Донато Браманте в архитектуре Высокого Возрождения……………………..............................................................…..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

мачка.docx

— 42.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1. Характеристика эпохи Ренессанса и периода Высокого Возрождения. ……………………………………………………..………….…6

1.1. Общая характеристика  эпохи Возрождения. ………………………6

1.2. Период чинквеченто в итальянской культуре...………………10

Глава 2.  Донато Браманте в эпоху расцвета чинквеченто. ……….…………13

2.1. Биография Донато Браманте ………………………...……………13

2.2. Роль творчества Донато Браманте в архитектуре Высокого                Возрождения……………………..............................................................…..15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории  развития

европейской культуры. Это период расцвета искусства, период, во время которого по-новому осмысляются основные сферы жизни общества и культурные категории. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия.

Областями, в которых с  особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи  Возрождения, стали  архитектура и изобразительное  искусство. Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда – расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяет более  точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливый художественный характер. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматическая условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству  Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры  Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.

Пожалуй, самым значимым является  период в истории искусства  в Италии, падающий на конец ХV и 1-ю четверть XVI вв. и знаменующий высшую, классическую фазу в развитии художественной культуры Возрождения, именуемый Высшим Возрождением или чинквеченто. Основные центры искусства этого периода — Флоренция, Рим, Венеция (в которой чинквеченто захватывает и 1530-е гг.); главные представители — Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. В архитектуре, скульптуре и живописи чинквеченто наиболее полно раскрылись реализм, гуманизм и героические идеалы Ренессанса, а жизненная полнота и яркость образов получили синтетически обобщённое, полное титанической силы выражение.

Искусству чинквеченто, развивавшемуся необычайно быстро и многогранно, в целом присущи величественный, монументальный характер, гармоническое совершенство, возвышенный идеальный строй. Принципы Высокого Возрождения сложно и разнообразно преломились во всём итальянском искусстве 16 в. и оказали мощное влияние на мировую художественную культуру.

Культура итальянского возрождения  дала миру целую плеяду блестящих  деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры. В этой работе будет рассматриваться личность и творчество Донато Браманте, признанного гения эпохи, который внес огромный вклад в развитие архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эпоха Ренессанса и период Высокого Возрождения как  уникальный культурный феномен.

 

 

1.1. Общая характеристика  эпохи Возрождения.

 

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - период культурного и идейного развития европейских стран. Все  страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны из-за неравномерности  социально-экономического развития существуют свои исторические рамки Возрождения.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны  ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.

Эпоха Возрождения - это конец  Средневековья и начало новой  эры, начало перехода от феодального  средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Уже в недрах феодализма в вольных городах существовали крупные ремесленные цехи, ставшие основой мануфактурного производства Нового времени, здесь начал складываться класс буржуазии. С особой последовательностью и силой она проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже XIV - XV вв. вступили на путь капиталистического развития, в нидерландских городах, а также в некоторых пиренейских и южно-германских городах XV в. Здесь в условиях не полностью сложившихся капиталистических отношений развивалось сильное и свободное городское общество. Его развитие шло в постоянной борьбе, которая частично была торговой конкуренцией и частично - борьбой за политическую власть. Однако круг распространения культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах.

Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих географических открытий, в это время были заложены основы современной науки, в частности  естествознания с его основополагающими  открытиями и изобретениями. Переломным моментом для этого процесса стало  изобретение книгопечатания. в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование было доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.

В основе культуры Возрождения  лежит принцип гуманизма, утверждения  достоинства и красоты реального  человека, его разума и воли, его  творческих сил. В отличие от культуры средневековья гуманистическая  жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос наиболее значительным творениям художников.

Важную роль для становления  искусства Возрождения имело  по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее  всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где  сохранилось множество памятников древнеримского искусства. «В спасенных при падении Византии рукописях,— писал Ф. Энгельс,— в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть».

Изменяется характер прикладного  искусства, заимствующего формы  и мотивы орнаментики в античности и связанного не столько с церковными, сколько со светскими заказами. В его общем жизнерадостном характере, благородстве форм и красок сказалось то чувство единства стиля, которое присуще всем видам искусства эпохи Возрождения, составляющим синтез искусства на основе равноправного сотрудничества всех его видов.

Новые требования, стоящие  перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. В монументальной итальянской живописи широкое распространение  получает фреска. С XV в. все большее место занимает станковая картина, в развитии которой особую роль сыграли нидерландские мастера. Наряду с существовавшими ранее жанрами религиозной и мифологической живописи, наполняющимися новым смыслом, выдвигается портрет, зарождается историческая и пейзажная живопись. В Германии и Нидерландах, где народное движение вызывало потребность в искусстве, быстро и активно откликающемся на происходящие события, широкое распространение получила гравюра, которая часто использовалась в художественном оформлении книг. Завершается начатый в средние века процесс обособления скульптуры; наряду с декоративной пластикой, украшающей здания, появляется самостоятельная круглая скульптура — станковая и монументальная. Декоративный рельеф приобретает характер перспективно построенной многофигурной композиции.

Обратившись в поисках  идеала к античному наследию, пытливые умы открывали мир классической древности, разыскивали в монастырских хранилищах творения древних авторов, откапывали обломки колонн и статуй, барельефы и драгоценную утварь. Процесс усвоения и переработки  античного наследия был ускорен  переселением в Италию греческих  учёных и художников из Византии, захваченной  турками в 1453 году. В спасённых  рукописях, в вырытых статуях  и барельефах изумлённой Европе открылся новый мир, доселе неведомый - античная культура с её идеалом земной красоты, глубоко человеческой и осязаемой. Этот мир рождал в людях великую  любовь к красоте мира и упорную  волю познать этот мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Период Высокого Возрождения в итальянской культуре

 

XVI век – время Высокого  Возрождения, когда в Италии  на фоне драматичных исторических событий происходит утверждение идеалов ренессансной культуры. Итальянские войны, потеря независимости городскими коммунами, нестабильность в духовной жизни общества не только не вредили, но наоборот, как будто способствовали небывалому подъему изобразительных искусств – от живописи до монументальной скульптуры и архитектуры. Многие представители Высокого Возрождения на рубеже столетий переехали за границу, найдя покровителей при королевских дворах Европы. Именно с этого времени культура Возрождения начала быстро распространяться по всем европейским странам – уже в своей зрелой форме.

Век, известный в истории  как Чинквеченто, вместил множество  выдающихся художников, поэтов и писателей. В отличие от XV в., Кватроченто, когда  культура Возрождения преобладала  в городах Италии, Чинквеченто  стал веком переходным. Искусство  Возрождения уступило место маньеризму, а затем искусству барокко, доминирующему  на протяжении всего XVII в. Наиболее крупные  представители искусства Высокого Возрождения – те, кого относят  к «титанам Возрождения» – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, три  художника, с наибольшей полнотой отразившие в своем творчестве идеи и художественные идеалы Ренессанса.

Культура Чинквеченто  как исторический феномен отличается от культуры Раннего Возрождения. Это  не ломка прежних стереотипов, не революция в искусстве, а развитие эволюционного цикла, начатого в  период Кватроченто. Это доведение  до логического конца всех основных идей, тенденций и умонастроений, сформулированных в конце XV в. гуманистической мыслью. Несмотря на то, что невозможно провести четкую границу между одним и другим веками художественного развития, нельзя и утверждать, что Чинквеченто – логическое продолжение тенденций Кватроченто. Хотя принципы и идеалы гуманистической культуры остались в целом неизменными, зато изменился, расширился круг интересов человека, восприятие жизни стало более сложным, чем прежде. Изменился, наконец, сам дух, само ощущение жизни. Человек, познавший и подчинивший себе мир, погрузился почти исключительно в мирские заботы, оставив мысли о потустороннем мире. Отсюда – большая свобода мысли, в том числе по отношению к религии, большее желание и возможности получать наслаждение от жизни. Открытое и полное выражение своих чувств приобретает в эпоху Чинквеченто не меньшее значение, чем в Кватроченто – реализация творческой мощи человеческого разума.

Информация о работе Донато Браманте в эпоху расцвета чинкиченто