Греческий театр, его происхождение и устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:19, реферат

Краткое описание

Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Это искусство на грани двух миров нашего и потустороннего. На глазах зрителей оживают давно умершие герои, «мертвые» произведения и всем известные истории. Именно поэтому театр на Руси (да и во всем мире) считали делом бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды и воздействия на человека, который смотря действие спектакля подсознательно воспринимает то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро в своей книге «Частная и общественная жизнь греков» помещает раздел «Драматические представления» в главу «Религия», т.е. действо, тесно связанное со служением Богам (т.е. связанное с потусторонним миром) и воздействием на большое количество людей.

Содержание

I.Введение.
II.Основная часть:
1. Происхождение древнегреческой драмы и театра.
2. Устройство древнегреческого театра.
3. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.
4. Театр эпохи эллинизма.
III.Заключение.
IV. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Греческий театр.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Северо-восточный Федеральный  Университет им М.К Аммосова.

 

 

 

 

 

 

 

Реферат.

Греческий театр,

его происхождение и устройство.

 

 

          

Подготовил: Студент I-курса ФЛФ  РО-ПФ-12 - Назаров Олег.

 

 

 

 

 

2012 г. Якутск.

 План реферата:

 

 I.Введение.

 II.Основная часть:

1. Происхождение древнегреческой  драмы и театра.

2. Устройство древнегреческого театра.

3. Театр демократических Афин. V век до нашей эры.

4. Театр эпохи эллинизма.

 III.Заключение.

 IV. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-1-

  Введение.

   Безусловно, театр – один из самых  таинственных  видов  искусства.  Это  искусство на грани двух миров нашего и потустороннего.  На  глазах  зрителей оживают  давно  умершие  герои,  «мертвые»  произведения  и  всем  известные истории. Именно поэтому театр на Руси (да и  во  всем  мире)  считали  делом бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды  и  воздействия на человека, который смотря действие спектакля  подсознательно  воспринимает то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро  в своей  книге  «Частная   и   общественная   жизнь   греков» помещает   раздел  «Драматические  представления»  в  главу  «Религия»,  т.е.  действо,   тесно связанное со служением  Богам  (т.е.  связанное  с  потусторонним  миром)  и воздействием на большое количество людей.

   Сейчас театральная жизнь многообразна: существуют театры одного актера, театры,  где  зрители  сами  принимают  участие  в  постановке  и   являются персонажами пьесы, театры, где вообще нет актеров, а  зритель  наблюдает  за движением различных предметов и многие другие виды театров. Но  весь  (почти весь)   современный   театральный   мир   вырос   из    Античного    театра, существовавшего в Древней Греции много веков назад.

 

  Происхождение древнегреческой драмы и театра.

   Появлению драмы в Греции  предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее  место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем  богатый героический эпос —  поэмы “Илиада” и “Одиссея”  , дидактический (поучительный) эпос  — поэмы Гесиода (VII в. до  н.э.) ; это произведения лирических  поэтов VI в. до н.э. 

   Рождение греческой драмы  и театра связано с обрядовыми  играми, которые посвящались богам-покровителям  земледелия: Деметре, ее дочери  Коре, Дионису. Такие обряды иногда  превращались в культовую драму.  Например, в городе Элевсине во  время мистерий (таинств, на которых  присутствовали лишь посвященные)  устраивались игры, во время которых  изображалось бракосочетание Зевса  и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках  дочери и возвращение Коры  на землю.

-2-

   Дионис (или Вакх) считался  богом творческих сил природы;  позднее он стал богом виноделия,  а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его  часто изображали в виде быка  или козла. 

   На праздниках, посвященных  Дионису, распевали не только  торжественные, но и веселые  карнавальные песни. Шумное веселье  устраивали ряженые, составлявшие  свиту Диониса. Участники праздничного  шествия мазали лицо винной  гущей, надевали маски и козлиные  шкуры. 

   Из обрядовых игр и  песен в честь Диониса выросли  три жанра древнегреческой драмы:  трагедия, комедия и сатировская  комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров) . Трагедия  отражала серьезную сторону дионисийского  культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась  средним жанром. Веселый игровой  характер и счастливый конец  определили ее место на праздниках  в честь Диониса: сатировскую  драму ставили как заключение  к представлению трагедий.

   Трагедия, по свидетельству  Аристотеля, брала начало от запевал  дифирамба, комедия — от запевал  фаллических песен, т.е. песен,  в которых прославлялись плодоносящие  силы природы. К диалогу, который  вели эти запевалы с хором,  примешивались элементы актерской  игры, и миф как бы оживал  перед участниками праздника. 

   Многое о происхождении  греческой драмы могут сказать  сами слова “трагедия” и “комедия”  . Слово трагедия происходит от  двух греческих слов: трагос —  “козел” и одэ — “песнь”  , т.е. “песнь козлов” . Это  название вновь ведет нас к  cатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. “Комос” — это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает “песнь комоса” .

   Греческая трагедия, как  правило, брала сюжеты из мифологии,  которая хорошо была известна  каждому греку. Интерес зрителей  сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором,  на той общественной и нравственной  проблематике, которая разворачивалась  вокруг всем известных эпизодов  мифа. Используя мифологическую  оболочку, драматург отражал в 

-3-

трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому  роль трагических представлений  в общественно-политическом и этическом  воспитании граждан была огромна.

   Уже во второй половине VI в. до н.э. трагедия достигла  значительного развития. Античная  история передает, что первым  афинским трагическим поэтом  был Феспид (VI в. до н.э.) . Первая  постановка его трагедии (название  ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике  Великих Дионисий. Этот год принято  считать годом рождения мирового  театра.

   Феспиду приписывают усовершенствование  масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида  было выделение из хора одного  исполнителя, актера. Этот актер,  или, как его называли в Греции, гипокрит (“ответчик” ) , мог обращаться  к хору с вопросами, отвечать  на вопросы хора, изображать по  ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку  и возвращаться на нее. 

   Таким образом, ранняя  греческая трагедия была своеобразным  диалогом между актером и хором  и по форме напоминала скорее  кантану. При этом, хотя количественно  партия актера в первоначальной  драме была невелика и главную  роль играл хор, именно актер  с самого своего появления  стал носителем действенного, энергичного  начала.

   В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим  мотивам примешивались житейские,  которые постепенно стали преобладающими  или даже единственными, хотя  в целом комедия по-прежнему  считалась посвященной Дионису.  Так, во время комоса стали  разыгрываться небольшие сценки  бытового и пародийно-сатирического  содержания. Эти импровизированные  сценки представляли собой элементарную  форму народного балаганного  театра и назывались мимами (в  переводе значит “подражание” , “воспроизведение” ) ; исполнители  этих сценок также назывались  мимами. Героями мимов были традиционные  маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д.  Песни комоса и мимы — это  главные истоки древней аттической  комедии. 

   Возникшая из аттического  комоса комедия V в. до н.э.  была политической по 

-4-

своему содержанию. Она постоянно  затрагивала вопросы политического  строя, внешней политики Афинского  государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

   Злободневность древней  аттической комедии усугублялась  тем, что в ней допускалась  полная свобода в карикатурном  изображении отдельных граждан,  выводимых к тому же под  своими подлинными именами (поэты  Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь  афинской демократии Клеон, философ  Сократ и другие — у Аристофана) . При этом древняя аттическая  комедия создает обычно образ  не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного  комедийного театра. Например, Сократ  в “Облаках” Аристофана наделен  не чертами реального лица, но  всеми свойствами ученого-шарлатана,  одной из любимых масок народных  карнавалов. Такая комедия могла  существовать только в условиях  афинской рабовладельческой демократии.

 

   Устройство древнегреческого театра.

   Необходимо сказать и  об архитектуре древнегреческого  театра,  т.к.  она тоже очень  повлияла на дальнейшую архитектуру  театров.    Первоначально место  для представлений устраивалось  крайне  просто:  хор со  своими  песнопениями  и  плясками  выступал  на  круглой   утрамбованной  площадке-орхестре  (от  глагола   орхеомай  -"танцую"),  вокруг   которой   и собирались зрители.  Но по мере  того, как  возрастало  значение  театрального искусства  в общественной и культурной  жизни Греции и  по  мере  усложнения драмы  возникла  необходимость  в  усовершенствованиях.  Холмистый  ландшафт Греции  подсказал  наиболее рациональное  устройство сценической  площадки  и зрительских   мест:  орхестра  стала  располагаться  у   подножия  холма,   а зрители   размещались по склону.

   Все  древнегреческие   театры  были  открытыми   и   вмещали    огромное количество  зрителей. Афинский театр Диониса,  например, вмещал до   17  тысяч  человек, театр в Эпидавре -до 10 тысяч.

   В V в.  до  н.э.  в   Греции  сложился   устойчивый   тип   театрального сооружения, характерный для всей эпохи  античности. Театр  имел  три   главные части:  орхестру,  театрон   (места   для   зрителей,  от   глагола  теаомай -"смотрю")  и  скену  (скенэ-"палатка",  позже  деревянное    или   каменное строение).

-5-

   Размер театра определялся   диаметром  орхестры  (от   11   до   30  м).Скена располагалась  по касательной к  окружности  орхестры.  Передняя  стена скены  -проскений, имевший обычно вид   колоннады, -изображал фасад храма   или дворца.  К  скене   примыкали  два  боковых   строения,   которые   назывались  параскениями. Параскении служили  местом для  хранения  декораций   и  другого театрального имущества.

   Между сценой и местами  для  зрителей,  занимавшими   несколько   более половины  круга, находились  проходы-пароды,  через   которые   в  театр   до начала спектакля входили   зрители,  а  затем  вступали  на  орхестру  хор  и актеры.    Простота сценического оборудования  была обусловлена  не  слабым  уровнем развития античной техники.  В  театре  классической  поры  внимание  зрителей сосредотачивалось  на развитии  действия, на  судьбе  героев, а не на  внешних   эффектах.

   Планировка греческого  театра  обеспечивала  хорошую   слышимость. Кроме того, в некоторых   театрах  для  усиления  звука   среди   зрительских  мест  размещались резонирующие сосуды.  Занавеса в древнегреческом театре  не  было, хотя возможно, что в  некоторых пьесах   какие-то  части  проскения  временно  закрывались от зрителей.

 

   Театр демократических Афин. V век до нашей эры

   Своего наивысшего расцвета  древнегреческое театральное искусство  достигло в творчестве трех  великих трагиков V в. до н.э.  — Эсхила, Софокла, Еврипида —  и комедиографа Аристофана, деятельность  которого захватывает и начало IV в. до н.э. Одновременно с  ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только  небольшие отрывки их 

произведений, а иногда — лишь имена  и скудные сведения.

   Эсхил (525 — 456 до н.э.) . Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер.

-6-

   Эсхил происходил из знатного  рода. Он родился в Элевсине, близ  Афин. Известно, что Эсхил принимал  участие в cражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в трагедии “Персы” . Незадолго до своей смерти Эсхил отправился на Сицилию, где и умер (в городе Геле) . В надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не говорится о нем как о драматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами.

   Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только  семь трагедий; из других произведений  сохранились небольшие отрывки. 

   Трагедии Эсхила отражают  основные тенденции его времени,  те огромные сдвиги в социально-экономической  и культурной жизни, которые  были вызваны крушением родового  строя и становлением афинской  рабовладельческой демократии.

   Мировоззрение Эсхила в  основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный  миропорядок, который подчиняется  действию закона мировой справедливости. Человек, вольно или невольно  нарушивший справедливый порядок,  будет наказан богами, и тем  самым равновесие восстановится.  Идея неотвратимости возмездия  и торжества справедливости проходит  через все трагедии Эсхила.

   Эсхил верит в судьбу  — Мойру, верит, что ей повинуются  даже боги. Однако к этому традиционному  мировосприятию примешиваются и  новые взгляды, порожденные развивающейся  афинской демократией. Так, герои  Эсхила — не безвольные существа, безоговорочно выполняющие волю  божества: человек у него наделен  свободным разумом, мыслит и  действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым героем  Эсхила стоит проблема выбора  линии поведения. Моральная ответственность  человека за свои поступки  — одна из основных тем трагедий  драматурга.

Информация о работе Греческий театр, его происхождение и устройство