Древнегреческий театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 03:59, реферат

Краткое описание

Описание возрождения и развития греческого театра

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Происхождение древнегреческого театра………………………..4-6
Театр в V-IVвв. до н.э. …………………………………………….7-10
Место комедии в афинском обществе…………………………….11
Заключение…………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат античная культура.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнегреческий театр

 

 

 

 

 

 

Реферат

студентки группы 07095101

отделения заочного образования

Нигматуллиной Л.Р.

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань-2012 

Содержание:

Введение………………………………………………………………3

Происхождение древнегреческого театра………………………..4-6

Театр в V-IVвв. до н.э. …………………………………………….7-10

Место комедии  в афинском обществе…………………………….11

Заключение…………………………………………………………...12

Список использованной литературы……………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.

До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся

произведения древнегреческой  драматургии. 

          В своем реферате я поставила цель рассмотреть развитие древнегреческого театра в V-IV вв. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение древнегреческого театра

Древнегреческий театр  возник из сельских празднеств в честь  бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда  население древней Греции познакомилось  с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом  и богом поэзии и театра.

Несколько раз в  году происходили празднества, посвященные  Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни.

Торжественная часть  праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. "Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба1, а комедия от запевал фаллических песен."2 Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

"Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел и оде - песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов космос и оде. Слово космос обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса.

Следовательно слово комедия обозначает песнь комоса."3 
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург  отражал в трагедии современную  ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и  этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

По свидетельству  самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера. 

Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

Ранние греческие  трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли. 
В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.

Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии. 
Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокол, Еврепида - и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр в V-IV вв. до н.э.

В V—IV вв. до н.э. непременной  частью религиозного культа в Древней  Греции стали торжественные шествия  в честь того или иного божества, принесение жертвы в его честь  перед главным храмом и праздничные  мероприятия, среди которых основными  были спортивные состязания и представления  сценок из жизни богов.

Постепенно растущая популярность театральных постановок привела  к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных  и общественных празднествах, но и  отделились постепенно от религиозных  церемоний, стали самостоятельным  видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних  греков.

Правда, в отличие от современных  театралов, им было сложнее всецело  отдаваться любимому занятию – в  античном театре каждая пьеса ставилась  на сцене – за редким исключением  – только один раз.

А сами театральные фестивали  стали проходить всего три  раза в год – во время праздников в честь Диониса, бога вина и покровителя  театрального искусства. Но во время  фестиваля наслаждаться можно было, в прямом смысле, целый день –  несколько дней подряд представления  давались с раннего утра и до позднего вечера.

К празднеству относились очень серьезно – драматурги готовили свои новые произведения, специальное  жюри оценивало спектакли и выбирало лучшую драму, а после фестиваля  имена авторов, названия пьес и занятые  ими места выбивались на мраморных  досках.

Пожалуй, наиболее полно  нам известны подробности театральной  жизни Афин. У подножия Акрополя, с южной его стороны, находился  центр поклонения Дионису. Здесь  сохранились остатки большого жертвенника, два храма, построенных в 5–6 в. до н.э. и посвященных Дионису, и, конечно же, театр (4 в. до н.э.). Именно на его сцене впервые были показаны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и других знаменитых афинских авторов.

По своему устройству, как  и любой другой античный театр, он напоминает открытый стадион – зрительские  ряды полукружиями поднимаются вверх  по склонам от орхестры — площадки, где происходило действие. На передней стороне сцены хорошо сохранились  скульптурные изображения различных  событий из жизни Диониса. Театр  был рассчитаны практически на все  население города и вмещал до 17 тысяч  зрителей.4

Театральная постановка в  Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько  актеров (а на первых порах – и  вовсе один человек в сопровождении  хора), да и их возможности были сильно ограничены – лица актеров закрывались  масками, соответствующими тому или  иному персонажу, и весь набор  выразительных средств сокращался до голоса и пластики.

Недалеко от театра Диониса  находится Одеон Ирода Аттику, построенный в 161 г. до н.э. для представления музыкальных концертов и драм. Сегодня он отреставрирован и летом, в период Афинского фестиваля, в нем проходят постановки древнегреческих драм, как и две тысячи лет назад. Театр вмещает до 5000 зрителей.

У его восточной стороны  начинается колоннада Эвмениды длиной 163 м. Она была построена во 2 в. до н.э. большим ценителем искусства  царем Пергамы Эвмениосом и служила убежищем для зрителей на случай плохой погоды.

Колоннада была двухэтажной  и протягивалась до расположенного неподалеку Одеона Перикла – квадратного  зала для музыкальных представлений.

В V в. до н.э. празднества в честь главного божества – покровителя города стали рассматриваться скорее как демонстрация силы и богатства полиса, чем как религиозное действие – во время их проведения все большее внимание уделяется театральным представлениям и гимнастическим состязаниям.

Такими празднествами  стали Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии - в честь бога виноградарства и вина Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного божества Зевса, Пифийские празднества в Дельфах в честь Аполлона, Истмийские - в честь морского бога Посейдона.

Самые знаменитые из них - Олимпийские  игры, состязание атлетов в которых  первоначально было лишь традиционной частью культа в честь Зевса. Верховный  бог неба, грома и молнии очень  почитался в Афинах – именно ему  посвящен самый большой по своим  размерам храм Древней Греции, расположенный  юго-западнее Акрополя.5

Возведение величественного  сооружения началось в 530 г. до н.э., а  закончилось только во II в. до н.э. В  наши дни храм Олимпийского Зевса  обычно называют просто "Колоннами" - от всего здания со 104 колоннами  на сегодня сохранились только 16, одна из которых в упавшем положении.

Уже с VI в. до н.э. религиозные церемонии в честь божества стали восприниматься только как своего рода вступление к главному действию - к спортивным состязаниям. При этом даже театральные постановки были отодвинуты на второй план.

Место спортивных состязаний в жизни греков можно проиллюстрировать  следующим интересным примером: к  западу от Акрополя, на невысоком Рыночном холме, расположен самый сохранившийся  древнегреческий храм постройки 450-440 гг. до н.э. (Согласно одной версии –  он посвящен богу огня и кузнечного ремесла Гефесту и Афине-Труженице. По второй версии - храм был посвящен героическому царю Тесею и другое его название – Тесейон.) Главным же украшением храма являются метопы с изображением спортивного состязания Тесея и Геракла.

Как театры и одеоны, так  и стадионы древние греки строили  на склонах холмов или гор, расположенных  вблизи городов. Именно так построен и стадион Панафинаикос, возведенный во времена архонта и ритора Ликургоса в 330 году до н.э. Первоначально все сооружение было деревянным. Во времена Римской империи, примерно в 140 году до н.э., стадион был отстроен заново из пентельского мрамора великим благотворителем Афин Иродом Аттику. Позднее стадион был разрушен, а его мраморная отделка похищена и превращена в известь.

В 1894 году другой национальный благотворитель Георгий Авероф полностью восстановил мраморную отделку стадиона. Беговая дорожка стадиона имеет длину 204 метра и ширину 33,36 метра. Именно здесь были проведены первые Олимпийские игры в 1896 году, которые были организованны французским общественным деятелем бароном Кубертеном. Стадион, которому больше двух тысяч лет, легко вмещает 60.000 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место комедии  в Афинском обществе

Драматические представления в  Афинах ведут своё начало то обрядов, посвящённых богу Дионису- покровителю виноградарства и виноделия. Культ Диониса, постепенно вобравший в себя космические представления древних греков о смене времён года, о вечной "борьбе" зимы и лета пользовался особенно широким распространением среди земледельцев, и, позднее стал государственным культом Афин. Именно в рамках культа бога Диониса произошло формирование основных жанров греческой драмы - сначала трагедии,  позже, комедии. При этом включение трагедийных постановок в состав всенародных празднеств в честь Диониса относится к концу шестого века до нашей эры.           

 В Афинах существовало несколько  праздников, посвящённых Дионису:  Великие Дионисии и Ленеи. Театральные представления, проходившие дважды в год носили общенародный характер. На них собиралось всё взрослое население Аттики. Представления были не только развлечением, но также они были составной частью религиозного праздника и открывались торжественным жертвоприношением в честь бога Диониса, совершаемым от лица государства. 6У афинского театра была ещё одна интересная особенность, дающая наиболее наглядное представление о его месте в жизни афинского общества: театральные представления носили характер художественного соревнования, происходившего перед многотысячной аудиторией. Театральные представления разыгрывались  перед многотысячной толпой зрителей, а в конце, судейская коллегия из 10 человек, выносила решение о достоинствах и недостатках трагических и комических поэтов.7 Имена победителей, что очень характерно и важно, с точки зрения значимости этих состязаний, заносились на мраморную доску.

Информация о работе Древнегреческий театр