Государственное управление в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:40, реферат

Краткое описание

В США за основу построения системы гос. власти был взят принцип разделения властей, который трансформировался в т.н. систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями гос. власти, представленных, соответственно, Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.

Содержание

1. Принцип разделения властей ………………………………………. 3
2. Структура исполнительной власти ………………………………….5
3. Сенат …………………………………………………………………….6
4. Полномочия палаты представителей ………………………………...8
5. Местное самоуправление ………………………………………………10
6. Место и роль главы государства……………………………………….12
7. Порядок замещения поста Президента………………………………. 14
8. Институт импичмента ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

система в сша.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Верхняя палата наделена исключительными полномочиями: право  ратифицировать международные договоры, утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые президентом республики (“по совету и с согласия сената”), решать вопрос о виновности должностного лица в порядке импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность государственной власти (с этой целью сенат обновляется по частям).

                                 Полномочия Палаты представителей

Палата представителей (435) - на два года по одномандатным  округам. Депутатом может стать  гражданин США не менее 7 лет, 25 лет  и проживающее в штате, где  находится его избирательный  округ (разд. 2, ст. 1). Депутаты не ответственны перед избирателями, не могут быть отозваны ими досрочно, не несут ответственности за выступления в Конгрессе, свобода слова и голосования, фактически не пользуются депутатской неприкосновенностью.

Конгресс работает сессионно: одна сессия ежегодно (с января до осени  с перерывами на каникулы). Президент - право созыва Конгресса на специальные сессии. Каждая палата имеет свою внутреннюю систему вспомогательных органов: председатели палат, комитеты, партийные фракции, административно-технические службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Его избрание предопределено - является представителем партийного большинства в палате. Спикер - "третье" должностное лицо в государстве: занимает пост президента вслед за вице-президентом. Спикер обладает большими правами: определяет повестку дня, руководит дебатами и обсуждением законопроектов, решает различные процедурные вопросы, назначает членов согласительного комитета, направляет законопроекты на рассмотрение в постоянные комитеты, под его руководством осуществляется деятельность чиновников палаты. Спикер поддерживает связи с высшими должностными лицами федеральной власти и находится всегда в курсе политики государства. Право голоса имеет только при равенстве голосов.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные.

Объединенные включают членов обеих  палат (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в  определенной сфере (заседание палаты в полном составе).

Специальные комитеты носят временный  характер - создаются для решения  конкретного вопроса. В палате представителей действовали специальные комитеты по разведке, по делам престарелых, по проблемам наркомании.

Согласительные комитеты учреждаются  обеими палатами в случае возникновения  разногласий между ними по определенному  вопросу.

Решающая роль в законодательной  деятельности Конгресса принадлежит  постоянным комитетам палат, в Палате представителей - 22 постоянных комитета (по иностранным делам, по делам вооруженных сил, юридический, по ассигнованиям, по образованию и труду и др.). Председатели постоянных комитетов: определяют повестку дня, назначают слушание (могут ускорить или задержать), назначают докладчиков по законопроектам, контролируют работу служащих комитета. Они имеют право создавать подкомитеты (уже более 200).

+ Рулевой комитет (занят обеспечением  партийного единства), комитет правил (определяет порядок прохождения  билля, а фактически его судьбу), комитет всей палаты (по существу пленарное заседание, но назначается председатель и применяется упрощенная процедура).

Важное место в деятельности Конгресса принадлежит партийным фракциям. Их возглавляют лидеры, избираемые на конференциях партийных фракций. Они руководят партийными организаторами ("кнутами"), "рулевым комитетом" (ведующим назначениями в комитеты), политическим комитетом, вырабатывающим партийную программу в сфере законодательства. Лидер большинства планирует партийную стратегию парламентской деятельности, поддерживает постоянные связи с официальными лицами, президентом, министрами, оказывает влияние на назначения в комитеты палаты.

Компетенция Конгресса (разд. 8 и 9 ст. 1, поправка XVI).

Финансовые полномочия: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы  единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет.

Полномочия в области  экономики и торговли: принимать  единообразные законы по вопросам о  банкротстве, регулировать торговлю с  иностранными государствами и между  отдельными штатами создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, регулировать патентное и авторское право, устанавливать единицы мер и весов.

Военные полномочия: объявлять  войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать  военно-морской флот, издавать правила по организации и управлению армией и флотом, создавать милицию для обеспечения исполнения законов, подавления мятежей и отражения вторжений.

Иные полномочия: регулировать порядок приобретения гражданства  США, учреждать федеральные суды, исключительные законодательные полномочия в федеральном округе Колумбия.

Отличия полномочий: только в палату представителей могут вноситься  финансовые законопроекты. Палата представителей формулирует обвинения в порядке  импичмента в отношении Президента и др; избирает президента республики, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков (прецеденты: в 1820 г. - Т. Джефферсон, в 1824 г. - Д. Адамс).

Местное самоуправление

Местное самоуправление в США играет значительную роль в  общественно-политической жизни страны. В США на службе в органах местного самоуправления занято более 55% всех работников управленческого аппарата, на долю муниципальных бюджетов приходится около 40% бюджетных доходов государства.

Система органов местного самоуправления строится на основе административно-территориального деления. Конституция США (поправка 10) относит к компетенции штатов вопросы административно-территориального деления и учреждения местного самоуправления. Конституции 50 штатов установили весьма разнообразное административно-территориальное деление и различные системы местного самоуправления.

Штаты (кроме штатов Коннектикут  и Род-Айленд) делятся на графства (всего 3042), в которых население  избирает советы (комитеты) графства, а  также управления и некоторых должностных лиц (шерифа, прокурора, коронера, казначея и др.). Графства существуют вне городских поселений.

Города выделены из графств. Органы местного самоуправления крупных  городов обладают полномочиями органов  графств. В США сложились три  системы городского управления:

1. Совет-управляющий (менеджер)

Эта система распространена в большинстве городов США (55,5%). Население избирает городской совет. Председательствует на его заседаниях мэр, избираемый советом. Но не он выступает  в качестве исполнительного органа. Совет избирает на определенный срок чиновника-менеджера, которому и вверяется исполнительная власть. Он фактически определяет деятельность совета, составляет бюджет города, назначает чиновников и руководит их работой.

2. Мэр-совет (39% всех городов)

Население избирает городской  совет, который реализует свои полномочия через периодические собрания. Мэр, избираемый населением города на два-четыре года, имеет право налагать вето на решения совета, назначать чиновников, составлять бюджет города, исполнять решения совета. Ему принадлежит фактическая власть в городе.

3.Комиссионная система  (6% городов)

Население города избирает на два-четыре года комиссию в составе  от трех до семи членов, которые одновременно выполняют функции городского совета и исполнительного аппарата.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы (в основном, на Севере и Северо-Востоке). В таунах и тауншипах вопросы местного управления решаются на собраниях жителей  общин, входящих в тауны. На этих собраниях  избираются исполнительные комитеты (три-пять чел.), некоторые должностные лица (казначеи, констебли), которые выполняют в тауне исполнительную работу. В мелких таунах и тауншипах проводятся собрания всех жителей этих административных единиц (таун-митинг), на которых решаются вопросы местного управления и избираются исполнительные комитеты (три-пять чел.).

В США существует большое  число специальных округов (по образованию, водоснабжению, противопожарной службе и т.д.), границы которых не совпадают  с границами административно-территориальных единиц. Управляются они либо выборными комитетами, либо чиновниками, назначенными теми органами, которые учредили специальный округ.

Компетенция органов  местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она включает следующие основные направления деятельности:

1. Охрана общественного  порядка. Указанные органы руководят  местной полицией, юстицией, доводят  до населения законы и постановления  государственных органов федерации  и штатов, информируют вышестоящие  органы о положении на местах.

2. Фискальные права.  Они устанавливают местные налоги  и сборы, определяют местный  бюджет.

3. Оказание социальных  услуг. К ведению органов местного  самоуправления отнесено школьное  дело, здравоохранение, социальное  обеспечение, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, строительство и содержание местных дорог.

4. Управление имуществом. Местным органам принадлежат  некоторые предприятия, различные  хозяйственные службы.

В целом, компетенция  органов местного самоуправления в  США все более расширяется на базе тенденции децентрализации власти.

 

Место и роль главы государства

В конституции США  записано: "Исполнительная впасть осуществляется Президентом...” (разд. 1 ст. II). Президент США является главой государства и главой правительства. Его полномочия огромны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный  аппарат управления: министры, которым он делегирует некоторые свои полномочия, главы многочисленных ведомств. Президент республики и исполнительный государственный аппарат  образуют в США президентскую власть. 

Конституция США предоставляет  Президенту республики обширные полномочия исполнительной власти. Он "обеспечивает точное соблюдение законов и определяет полномочия всех должностных лиц  Соединенных Штатов" (разд. 3 ст. II). Подобная  общая формула конституционной компетенции позволяет президенту расширять ее путем делегирования полномочий со стороны Конгресса ("чрезвычайные полномочия"), а также на основе так называемых "подразумеваемых полномочий", выводимых  из духа конституции, из практики ее применения.

Прерогативы Президента США, как главы президентской  республики, более значительны, чем  президентов в парламентских  республиках. Как высшее должностное  лицо он:

представляет государство  в отношениях с другими государствами,

назначает послов ("по совету и с согласия сената") и отзывает их.

Президент  имеет право вести переговоры с иностранными государствами  и заключать международные договоры (некоторые из них относятся к соглашениям исполнительной власти и не подлежат ратификации сенатом).

Он является главнокомандующим  вооруженными  силами и национальной гвардии; причем это правомочие  существует не номинально, а реально. Именно на основе решений президента американские вооруженные силы осуществляли  военные акции во Вьетнаме, Ливане и в других "горячих точках".

Он наделен правом помилования и отсрочки исполнения  приговоров, награждает медалями и другими знаками отличия. 

Президент США, как глава  государства назначает министров ("по совету и с согласия" сената), которые несут ответственность  перед ним и могут по его воле быть освобождены с поста в любое время.

Он назначает членов Верховного суда и многих других высших должностных лиц ("по совету и  с согласия сената").  Низшие должностные лица назначаются президентом единолично,  без "совета и согласия" сената.

(в отношении Конгресса):

Президент республики направляет Конгрессу “информацию о положении  в Союзе”, в которых  сообщаются сведения о положении в стране и обосновывается  принятие Конгрессом необходимых законов. Конституционное  положение: "Президент рекомендует к его рассмотрению  такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными..." ( разд. 3 ст. II) фактически закрепляет за ним право законодательной инициативы.

Президент США имеет  право  созывать Конгресс на чрезвычайные сессии.

Президент промульгирует (утверждает и опубликовывает) законы, принятые Конгрессом. При этом ему  предоставлено право в случае несогласия  с законом возвращать его на повторное рассмотрение в Конгресс (отлагательное вето). При преодолении вето президента  палаты Конгресса должны повторно одобрить указанный закон 2/3 голосов. В условиях США, когда ни одна из партийных фракций не обладает 2/3 голосов, отлагательное вето является весьма эффективным средством "сдерживания" президентом законодательной деятельности Конгресса. Многолетняя практика свидетельствует, что Конгресс преодолевает не более 7-11% вето президентов. Президентское вето может быть применено к любому закону, кроме поправок к конституции.

Информация о работе Государственное управление в США