Воронежский хор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

1. Актуальность темы. Народный костюм как бесценное, неотъемлемое достояние культуры, накопленное веками. Он служит идеей и вдохновением для современных молодых художников и дизайнеров.
2. Цель работы. Рассмотреть роль народного костюма в конструировании и дизайне для современной одежды Воронежского хора.
3. Задачи:
- показать, что народный костюм является символом образца и вдохновения для молодых и современных художников и дизайнеров;
- выделить конструктивные особенности народного костюма;
- рассмотреть народный костюм в современном моделировании;
- рассмотреть авторскую разработку эскизов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

43

 

 

Введение

 

1. Актуальность темы. Народный костюм как бесценное, неотъемлемое достояние культуры, накопленное веками. Он служит идеей и вдохновением для современных молодых художников и дизайнеров.

2. Цель работы. Рассмотреть роль народного костюма в конструировании и дизайне для современной одежды Воронежского хора.

3. Задачи:

- показать, что народный костюм является символом образца и вдохновения для молодых и современных художников и дизайнеров;

- выделить конструктивные особенности народного костюма;

- рассмотреть народный костюм в современном моделировании;

- рассмотреть авторскую разработку эскизов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историческая часть

1. 1. История Воронежского русского народного хора

 

      Кладезь народных талантов, Воронежская земля славится подлинно русской песенной традицией, передаваемой из поколения в поколение. Не случайно здесь в суровые военные дни 1942 года на базе лучших колхозных хоров был создан Воронежский русский народный хор. Организатором и первым художественным руководителем был лауреат Государственной премии СССР, народный артист СССР Константин Ираклиевич Массалитинов, талантливый композитор, большой знаток народного творчества. Кроме старинных песен в нынешней программе обращает внимание стремление хора сочетать пение с пляской, со сценическим действием обрядного характера. Танцы созданы на основе плясового фольклора Воронежской области, однако чисто этнографическими их не назовешь: все они прошли через художественную призму балетмейстера- постановщика.

      Большое место в репертуаре хора занимает частушка, которая из-за своей лаконичности, доходчивости, простоты и злободневности пользуется широкой популярностью. Свое наивысшее развитие жанр частушки получил в творчестве народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда М.Н. Мордасовой. Яркая и самобытная программа хора знакомит зрителей с подлинными жемчужинами народного творчества. Ныне творческую деятельность коллектива возглавляет художественный руководитель В.Н. Помельников, Народный артист России, профессор. Коллектив Государственного академического Воронежского русского народного хора неоднократно выезжал за рубеж, побывал более чем в 45 странах.

       Художественный руководитель Государственного   академического  Воронежского   русского народного хора  Вячеслав Николаевич Помельников   родился в 1947 году в г. Старый  Оскол Белгородской   области. Прошел  все ступени музыкального образования: музыкальную школу, музыкальное училище   консерваторию, аспирантуру Государственной  музыкально-педагогической академии им. Гнесиных,    которую окончил  в  1974 году  по классу  народного  артиста России, профессора С.М. Колобкова. 

     В разные годы обучался у таких видающихся мастеров,   как народный артист республики Латвия Л. Худолея,  народного артиста СССР  Т.Г. Гуртового  (оперно- симфоническое дирижирование), профессора  А. Репникова  (композиция).

      Специальность по образованию:  дирижер, концертный  исполнитель, педагог.  Лауреат республиканского конкурса  (1967 г.)  Почетное звание  «Заслуженный  деятель искусств  Российской Федерации»   присвоено  в 1989 году,  «народный  артист Российской Федерации» в 1995 году,  ученое звание  профессор  в 2000 году.  Создал ряд  произведений в разных жанрах. Основное место  в  творчестве занимают произведения в области русской  народной песни.

      В.Н. Помельников является художественным руководителем  хора с 1983 года по сегодняшний  день.   В 1986    коллективу хора  присвоено почетное звание  «академический».

      По заваленным снегом   проселочным дорогам  в прифронтовое село Анна, в стужу  и метели зимы  1942 года,  под  отдаленный  гул  артиллерийской, канонады,   шли  пешком  певцы и певицы  из самодеятельных колхозных  хоров Воронежской области. Это  были  энтузиасты  русской  народной песни,  приглашенные  в создавшийся  1 января 1943 года  Государственный Воронежский русский народный  хор.

      Пришла  в село Анна  замечательная хранительница  и исполнительница народных песен,  односельчанка  М.Е. Пятницкого  -  А.Р.  Лебедева,  руководившая  колхозным хором  села Александровки, Чигольского района; пришли  руководители  колхозных хоров  -  Ф.М. Миляева   и Е.П. Попова  из села  Гвазда  Воронцовского района;  руководитель   народного хора  села Старая  Тойда,  Аннинского района,   А.Н.  Королькова;  пришла  певица  Е.М. Осипова  из  Воронцовского района.  Каждая  из них  привела  с собой  лучших певиц и певцов  из  своих колхозов,  в их числе была  недавняя  колхозная доярка М.Н. Мордасова,  музыканты П.А. Стариков  и А.С. Мельников.

       Большую организационную работу  по созданию хора провели  его первый директор Галина.Болеславовна  Рогинская  и художественный руководитель Константин Ираклиевич  Массалитинов. 

       1 января  1943 года хористы  начали  репетиции в неотапливаемом здании  Аннинского районного Дома культуры. 

      Уже через несколько  дней после  первой репетиции  новый хор начал  выступать с небольшими  концертами  перед бойцами   Советской Армии, уходившими  на  фронт,  а также в военных госпиталях  и колхозах. 

     Первый  большой концерт  Воронежский русский народный хор  дал  на первомайском  празднике  в освобожденном  от гитлеровцев  Воронеже.

     Воронежский хор  ярко  выражал песенные традиции своего края: сложное  многоголосье,  разнообразие  запевов,  широко  развитую систему подголосков.   В пении  частушек  интересны  мелодические рисунки,  гармоническое  хоровое обрамление  и исполнительские  приемы.  Певцы  и певицы  выступали  в народных  костюмах   являющихся подлинным  творчеством  крестьян   Воронежской области,  или  в костюмах  сшитых  в народном  стиле.

     Старинные  протяжные  русские  народные  песни  исполнялись  без сопровождения;   шуточные,  свадебные, хороводные -  в сопровождении оркестра  русских народных  инструментов;   частушки  -  под баян,  балалайку, или  оркестр.

    Хоровая  группа  начитывала  50  певиц и певцов. Ею  руководил хормейстер, опытный вокалист   сам вышедший  из Воронежской деревни  -  Владимир Васильевич Ефимов.

    Все  хоровые  партии  написаны  в тесситуре,  наиболее естественной  и  удобной для народных  певцов.  Стремясь   к мелодической  выразительности каждой    отдельной  партии,   В.В. Ефимов  проявлял  большую заботу  и о легкости  ее интонирования,  благодаря чему  все  его обработки  прекрасно звучат  в хоре  и сравнительно легко  разучиваются. 

     Большой  популярностью пользовалась  талантливая и самобытная  исполнительница,   автор многих частушек  и песен,   Герой  Социалистического Труда,  народная  артистка  СССР   Мария Николаевна Мордасова.  Созданные ею частушки  «На  целинные  земельки,  ты  лети  мой голосок»,  «Всю  неделю с милым врозь»,  «Сады,  садочки», - любимы  в  нашей  стране  и по ныне.

     Народная  артистка  России  Юлия  Федоровна  Золотарева  пришла в хор из  села  Новая Усмань.   Это  была  одна  из ведущих  солисток  хора.  С  успехом  исполняла Ю.Ф. Золотарева  песню Ю.В.  Воронцова  «На Воронежских просторах»,  песню  К.И. Масалитинова  «Песня  дорогу найдет»,  «Усманские   страдания», «Под гармошку спою, спою»  и многие  другие.  Артистка   -  лауреат   Всесоюзного  и Международного  художественных  конкурсов V1  Всемирного фестиваля  молодежи  и студентов.   

     Заслуженная  артистка  России  Евдокия Михайловна  Осипова  обладала  сильным  с красивым тембром  голосом.  Песни  в исполнении этой артистки «За долами за горами»,  «Вечерняя песня»,  «Стоит  березка  в поле» до сегодняшнего дня  остались  в памяти  слушателей

   Современный  творческий стиль  Воронежского русского народного хора  основан  на певческой  традиции  южно-русских  песен.   Чрезвычайно  своеобразных   по широте  распева,  по  полифонической  хоровой  ткани, богатству  и импровизационности  мелодического  рисунка и  ритмической  подвижности.

     Широкая  распевность голосов  особая  звонкость  всегда  характеризовала  пение  воронежских  певиц.  Плотное  звучание  альтовых тембров  слышится   во всех партитурах  хора.  Именно   низким  грудным звучанием  женских голосов  насыщенных  мягким  бархатным тембром  отличается  Воронежский хор.

    Звук   хора  необыкновенно  ярок,  его  нельзя  сравнить со звуком никакого  другого коллектива.  Он  то широкий,  мощный,  то ласковый, задушевный.

     Унаследованное богатство  не только  сохраняется,  но  и приумножается, ведется  целенаправленный  творческий  поиск  убедительных  сценических решений,  чтобы   старинные  мелодии и ритмы  оживали  на  современной сцене,  не  теряя  самобытности, но приобретая  новый блеск  и  выразительность.  Художественный руководитель,  народный артист РФ, профессор   Вячеслав Николаевич   Помельников,  будучи  человеком,  всесторонне  музыкально  образованным,  имеющим  богатый опыт  работы  музыканта,  хормейстера  тонко  чувствующим  природу народного искусства, за  два десятилетия  работы   с  Воронежским хором  сумел  сказать новое  слово  в художественном  стиле коллектива,  но  это  новое  как раз  и служит   возрождению   исконно  народного  подлинного. Его новые программы -   это не концерты,  а  яркое  народное действо,  драматургически   скомпонованное,  пронизанное  единой творческой идеей. Хор «сошел со  стульев»  он  поет  и движется, он  «играет  песню»  в лучших 

народных  традициях.  Программа  не  является  постоянной, неизменной. Хор сегодня  имеет  такой  кладезь песен,  музыки, танцев,  что он  в состоянии,  в зависимости  от обстоятельств,  местности  гастролей  варьировать  учитывать  такие требования,  не только  меняя  отдельные песни, музыку, танец,  но  и целые  блоки программы  или целиком меняя ее. Вспоминая  прошлое, создавая  настоящее,  современное,  передавая  все это будущим  поколениям.

     И это все,  благодаря  таким  специалистам,  профессионалам,  которые  сегодня  работают  в хоре: директору хора, заслуженному  работнику культуры  РФ  Белоусову Геннадию  Федоровичу, главному  хормейстеру  хора Андрееву Федору  Анатольевичу, главному балетмейстеру,  заслуженному  деятелю  искусств  РФ  Копытину Юрию Васильевичу,  главному  дирижеру   Лаврентьеву Николаю Александровичу,  репетитору  по балету, заслуженной артистке  РФ  Дробышевой Тамаре Васильевне, а также   ведущими  солистам:      заслуженным  артистам РФ  Горелову Григорию Степановичу, Рыжковой Лидии Петровне, Шмакову Юрию Сергеевичу, Помельниковой Раисе Андреевне, заслуженному  работнику культуры  Гореловой Клавдии Дмитриевне.  Благодаря  им  сохраняется  творческое  лицо,  свой неповторимый  почерк  коллектива, которого не спутаешь  ни с каким  другим,  который  всегда  узнаваем.  Специалисты  называют  Государственный академический Воронежский русский народный хор  эталоном  певческого наследия  русского народа.

      Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в ее подлинном виде, так, как она звучала веками.

      Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе.

      После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал Пётр Михайлович Казьмин. В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова, в дальнейшем Народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни, в которых находила отражение переживаемая тогда эпоха — коллективизация, индустриализация. Среди них были и песни «Ой, туманы мои», «Песня о России».

      В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы — танцевальная и оркестровая. Плясуны, как и певцы, тоже отбирались «из народа» — не по наличию специальной хореографической подготовки, а по наличию одарённости. Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений, с 1961 года Народный артист СССР. Оркестр под руководством Василия Васильевича Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.

      Начиная с 1956 года хором руководил Мариан Коваль, советский композитор, народный артист РСФСР.

      В 1962 году хор возглавил известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни стали основой репертуара коллектива. В 1985 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни в синтезе слова, музыки и танца, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.

      С 1989 года Хор им. Пятницкого возглавляет Пермякова Александра Андреевна (с 1989 года — директор, а с 1995 года — Художественный руководитель − директор).

      Сегодня после довольно трудного периода начала — середины 1990-х Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого опять на подъеме. 90 процентов его артистов — выпускники созданной 30 лет назад школы-студии хора Пятницкого им. Татьяны Устиновой.

      Красота воронежской природы, неповторимый колорит людей – все есть в этих строках. Произведение, которое рассказало бы о родине исполнителей – вот, условие, которое поставили организаторы концерта. Композиция "Воронежские хороводы" - подходит по всем статьям. Здесь, своего рода, попурри, мелодии Черноземного края, хороводная и трюковая части. Кроме того, песня – одна из самых любимых в коллективе, а это напрямую влияет на манеру исполнения.

    Татьяна Власова, артистка Государственного академического воронежского русского народного хора им. Массалитинова: "Мы, в основном, им начинаем концерты, заканчиваем концерты, произведение очень красивое. Эти песни, они, именно, Воронежской области, воронежских авторов, думаю, зрителю их будет интересно услышать".

      Манеру исполнения Воронежского русского народного хора ни с чем не спутаешь. Низкое бархатное звучание женских голосов, подлинные певческие традиции Воронежского региона, красочные костюмы.

      За многие годы работы хор побывал более чем в полусотне стран, побеждал в разнообразных конкурсах. Но приглашение выступить на заседании Госсовета стало для руководства приятной неожиданностью. Единственное, что тревожит – выступать придется не в Кремлевском дворце съездов. Ту сцену они уже изучили вдоль и поперек.

      Вячеслав Помельников, художественный руководитель Государственного академического воронежского русского народного хора им. Массалитинова: "Госсовет, естественно, будет проводить заседание в другом помещении, там будет другая сцена, и это накладывает определенные не трудности, а ответственность. Потому что, когда сцена известная, там можно заранее планировать, а здесь мы будет изучать все и стараться приспособить, как возможно ".

     Выступив в Москве, коллектив надеется получить грант. В последнее время в сфере культуры их вручали известным московским коллективам – хору Пятницкого, хореографическому коллективу Игоря Моисеева. Воронежский хор своей многолетней историей доказал свою состоятельность. И заслуживает финансовую поддержку в полной мере.

      А главным событием в конце сезона для коллектива Воронежского   хора является непомерный концерт на площадке родного города – возьми сцене театра оперы и балета. Для площадках России пропагандирует бережно сохраненные и обновленные уникальные устои нашей южно-русской воронежской песенной и танцевальной культуры. В нем будут представлены цвет номера из творческой истории хора: произведений из «золотого фонда», фронтовых песен до самого современных постановок.  

     Должно отметить, что в юбилейном году Воронежский ансамбль концертов во славу Победы дал пропасть, т.к. А во-вторых – в 2010 году отмечается  105-летие со дня рождения Константина Ираклиевича Массалитинова – основателя и первого художественного руководителя Воронежского хора. участвует в проекте областного управления культуры. Всю весну 43 годы и до середины лета в какие-нибудь полгода что организованный хор, разделившись возьми бригады, ездил с выступлениями после освобожденным районам Воронежской области, выступал перед солдатами и жителями прифронтовых сел. Схема составлена необычайно насыщенная, яркая, театрализованная. Два раза коллектив хора выезжал  Москву после приглашению «Благотворительного фонда «Народной и певческой культуры» во (избежание участия в фестивале-марафоне «Песни России 2010» (живописный руководитель фонда – Надежа Георгиевна Бабкина). Он приурочен к 105-летию со дня рождения Массалитинова.  

      Целый сезон хор жил напряженной творческой жизнью. Чай Государственный академический Воронежский (русский) солдат народный хор является визитной карточкой нашего Воронежского края. Кайфовый-первых – это годик празднования 65-летия Великой Победы, а клио хора неразрывно связана с темой Великой Отечественной войны. И в година, когда вся страна отмечает 65-летие Победы, артисты показывают программу, в которой звучат песни, исполнявшиеся кое-когда-то на фронтовых концертах и бережно сохраненные в репертуаре хора, а равно как песни о войне. 

     В рамках проекта управления культуры этом году артистам приходилось образовывать выступ практически во всех районных центрах и городах Воронежской области. По новой зазвучит народная музыка, в которой отразились многовековые устои  народного искусства наравне уникального культурного достояния России, основные положения Российского самосознания. Впервые посетители увидят артистов хоровой, балетной групп и оркестра народных инструментов в новых сценических костюмах. Первоначальный художественный руководитель хора Костюха Масалитинов собрал коллектив в рабочем поселке Ася суровой зимой 1943 лета, когда враг еще безвыгодный был окончательно выбит с стен родного города. Отчего в этом году администрация хора планирует выложить творческий конкурс на труд логотипа Воронежского русского народного хора и надеется, словно талантливые художники, дизайнеры поддержат таковой проект. В феврале в рамках фестиваля-марафона скопление выступал на юбилейном концерте народной артистки России и народной артистки Чеченской Республики Надежды Бабкиной. А в конце апреля артисты Воронежского хора на равных условиях с лучшими народными коллективами со всех краев и областей России принимали беспокойство в концерте, посвященном 65-летию Победы. Было лекция с большим концертом по абрис творческого обмена в Самаре. В этот концерт обязательно будут приглашены ветераны коллектива. Подгонка слов «Воронежский ансамбль» является устойчивым брендом, а видишь фирменного стиля, соответствующего современным представлениям о творческом коллективе, у хора несть. Массалитинова – знаменательный. Концерт состоится 5 июня. Благодаря чего неудивительно, что именно в мае 2010 лета коллектив Воронежского хора решил зайти знаковые места своего родного города, с тем чтоб запечатлеть эти моменты получи и распишись фотопленку. По мнению художественного руководителя хора Вячеслава Николаевича Помельникова, такие песни должны гудеть на протяжении всего годы, чтобы люди не оставались равнодушными к истории своей Отчизны и к традициям народной культуры. Концертный зима 2010 года для  Государственного академического Воронежского русского народного хора им. Были гастрольная поездка в Самаре, в городах соседних Курской, Волгоградской, Белгородской областей, выступления бери столичных сценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Семантика костюма

2. 1. Анализ одежды и украшений через лирику песен.

    

      Одежда и украшения русского человека в произведениях фольклора (на материале песенной лирики Воронежской области).

     Представления народа о действительности зафиксированы в различных единицах языка, которые нашли отражение в фольклорных текстах самых разных жанров. Вот почему описание языка народных произведений и выяснение, какими языковыми единицами выражается и структурируется в этих текстах народное сознание, остается на сегодняшний день одной из актуальных задач лингвофольклористики, которую мы попытаемся решить на материале народных песен Воронежской области.

     Выбор жанра песни был сделан по двум причинам:

1) фольклорные экспедиции последних лет в села Воронежской области показывают, что песенные традиции живы до сих пор. Практически в каждом селе есть люди, которые знают, любят и поют песню, а в некоторых населенных пунктах существует и народный хор. К примеру, в селе Губари Борисоглебского района успешно функционирует хор «Зоренька», возрастной состав которого от 30 до 76 лет, что говорит о преемственности традиций.

2) среди всех записанных произведений устного народного творчества песни в количественном отношении преобладают, причем встречаются все известные жанровые разновидности песенной лирики: от традиционных лирических необрядовых песен, обрядовых до «жестоких» баллад и романсов, песен-переделок.

       Анализируя песенную лирику, мы хотели получить ответ на вопрос о том, как человек воспринимается в произведениях устного народного творчества, оценивается и служит предметом номинации.

      Конечно же, решение данной проблемы имеет множество аспектов. Это и описание внутреннего состояния героя, его эмоций, действий, взаимоотношений с другими людьми, манеры говорить, жестов и др. Нас же будет интересовать лишь одна сторона - это одежда и украшения русского человека: как народный костюм Воронежской области отразился в песнях этого региона, какие функции выполняет одежда в лирических произведениях и как влияет на восприятие персонажа слушателями.

      Во все времена для русского человека имело огромное значение то, во что он одет. Подтверждение тому мы находим в пословицах: «Встречают по одежке, а провожают по уму», «Одень пень, и на него смотреть будут».

      Таким образом, одежда - это вывеска, своего рода реклама, от качества которой зависит первоначальное восприятие человека. Если человек красиво одет, то на него обязательно обратят внимание. Учитывая тот факт, что для русских вступление в брак является одним из главных событий в жизни, то привлечь к себе внимание становится особенно нужным и важным в тот момент, когда пришло время создавать семью. В песне «Хороша я, хороша...», повсеместно бытующей в Воронежской области, героиня свои неудачи на любовном фронте объясняет весьма прозаично: «Хороша я, хороша, Да плохо одета. Никто замуж не берет Девушку за это».

       Так как в абсолютном большинстве лирических песен девушки в песнях показаны в момент, когда они ищут или уже нашли себе пару, а это происходило обычно на гуляньях, то и одеты героини по-праздничному, ярко, красочно, словно только что сошли с картинки: «Сарафан на Марьюшке ала бархата, Уж и серьги на ней скатна жемчуга, Уж и кольца на ней чиста золота». («Ничто в полюшке не колышется»).

      Не уступает наряду девушки на выданье и костюм «добра молодца»: «Эх, да на моем дружку Сапожки козловые, Жилетка на нем строченая, Шляпа на нем новая, А перчатки меховые». («Да вы, леса мои, леса»). Нередко описание девичьей одежды в лирических песнях заменяется одним лишь словом «наряжена». Сказанное в адрес незамужней девушки, это слово несет в себе положительную оценку, одобрение со стороны исполнителя. Диаметрально противоположную оценку являет собой факт того, что замужняя женщина ходит «принаряженная, приукрашенная». Это почти всегда означает, что она никуда не годная мать, никчемная хозяйка, плохая жена: «Мужик пашенку пахал, Сам на солнышко глядел: Высоко солнышко зашло. А мужьям чужие жены Мужьям завтракать несут. А моя жена, моя шельма, Позабыла все, позапямятовала». «Подъезжаю ко двору: Жена ходит принаряженная, Приукрашенная». («Мужик пашенку пахал»). Таким образом, девичья одежда в песенной лирике имеет чисто утилитарное назначение: праздничные наряды помогают показать «товар» лицом, удачно выйти замуж героине, не остаться «вековухой».

      Исследователи русского народного костюма неоднократно обращали внимание на то, что по сравнению с женской одеждой, мужская более единообразна: «Рубаху-косоворотку и порты носили повсеместно». Однако в воронежских лирических песнях мужская одежда ни в чем не уступает по красоте и великолепию женской:

 

Смурый кафтан, опоясочка-то шелковая,

Рукавички-то барановые.

Ой, жги, жги, говори!

А сапожки-то сафьяновые. («В темном лесе, в темном лесе»).

 

      При описании мужской одежды особое внимание в лирических песнях уделяется головным уборам и обуви. Герои лирических песен носят обычно шапку, картуз, шляпу, фуражку.

      Если подчеркивается, что головной убор не на голове, то это равнозначно тому, что герой «потерял голову». А «потерять голову» можно, как известно, по разным причинам - из-за любви: «Без фуражки тихо шел, Тихо плакал, за ней грустил». «Не влюбляйтесь смолоду, ребятушки...» - по причине сильного алкогольного опьянения: «В старой рубахе, дырявых лаптях, Скомкана шапка лежит в головах...». «С ярмарки ехал...» - по причине смерти: «Волга в волны свои молодца приняла. По реке, по волнам шапка с кистью плыла». («Меж крутых бережков»).

       По тому, обладателем какого головного убора является герой, а также по тому, как он его носит, можно судить о многом - о настроении героя: «Что так скучно, что так грустно, День идет не в день, А, бывало, надевал я Шапку набекрень». «Что так скучно, что так грустно» - о характере героя: «Эх, на моем-то на дружочке лежали да две приметы. Да как первая примета - Картуз да жилетка, А другая примета -Картуз да на бочок, На правый глазок». «Эх, уж ты воля, да ты моя воля» - об отношении героя к героине: «Гулял мой милый Во зеленом саду. С любушкою сошелся «Здравствуй» не сказал, Шапочки не снял». «Выйду я на море» - в  «жестоких»  романсах  «шляпа»  -  это  атрибут городской, цивилизованной жизни: «Давай переменим деревенскую жизнь Мы с тобой на городскую. Я одену тебя в темно-синий костюм И куплю тебе шляпу большую». «Катя-пастушка» -   как свидетельствуют фольклорные тексты, обладатель шляпы стоит на более высокой социальной ступени, чем обладатель шапки: Как по этому лужочку Иванушка гулял. На нем шляпа пуховая, Как мак расцветая.

      «Как у наших ворот рябина стояла». На высокий социальный статус героя, а также на финансовую состоятельность указывают еще два элемента мужского костюма. Первый -это варежки (варианты - перчатки, рукавицы), которые обязательно «меховые» и в большинстве текстов «белые, как белый снежочек». Последнее сравнение очень прозрачно намекает на то, что руки героя не знают труда, работы. Таким образом, цветовое прилагательное «белый» в лирических песнях ярко проявляет свою оценочную компоненту.

      Вторая деталь, указывающая на то, что герой материально обеспечен, -это сапоги - предмет гордости мужчины в лирических песнях. Потому и привлекает внимание герой к тому, во что он обут: «Уж как Ванюшка по горенке похаживает, Он сапог об сапог приколачивает...». «Уж ты, Порушка, Пораше». Акцент исполнителем обычно делается на то, что сапоги новые: «Сапожонки на нем новые» или «Сапожонки на ноженьках поскрипывают». Нередко указывается и материал, из которого сделаны сапоги:

      Эх, да на моем дружку Сапожки козловы

      Ой, жги, жги, говори!

      А сапожки-то сафьяновые... («В темном лесе»)

 

     Описание женских сапожек отличается от описания мужских. Если в описании   мужской   обуви   на   первый   план   выходит подчеркивание добротности сапог, то в женских главное - эстетика: «Красна девица идет, А на ней сапожки дивные, Глянешь - сердце обомрет. Шиты золотом сапожки русские, Блестят на солнышке носочки узкие». «В старину бывало» - В   описании   женских   сапог   в   лирических   песнях непременно присутствует каблучок.

      Если сравнивать мужскую и женскую обувь в лирических песнях, то в глаза бросается еще одно отличие: «ассортимент» женской обуви значительно богаче, разнообразнее мужского: черевички, сапожки, чеботы, башмаки. Из мужской обуви по частотности употребления на первом месте -сапоги, указывающие на то, что персонаж богат. На втором месте лапти, свидетельствующие о бедности героя.

     Как отмечает П.Д. Пономарев в книге «Народный костюм Воронежской губернии», одежда крестьян края по своему составу была весьма разнообразна. Связано это с тем, что основная часть жителей Воронежской области - это переселенцы из разных уголков России, Украины и других мест, у которых были свои традиции, своя культура, своя одежда. Но несмотря на пестроту, преобладал все-таки в Воронежской области всегда южно-великорусский тип со своими местными особенностями.

     Воронежские женщины носили поневный тип одежды, который, как известно, более архаичный и не получил распространения в городе. Видимо, этот факт и повлиял на то, что в записываемых сегодня песнях в селах Воронежской области название указанного предмета народного костюма практически не встречается. Исключение составляет лишь песня «Удалая баба», записанная в селе Пески Поворинского района в 2000 году, в которой есть в том числе и такие строки: «А под шеей платок Под поневой лохмоток».

     Но более привычное представление о русском женском костюме связано у многих традиционно с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном включал в себя рубаху, сарафан, пояс, иногда передник (в лирических песнях его чаще называют фартуком). Все эти наименования женской одежды мы видим в песенной лирике.

     Сарафанный комплекс - это девичья одежда. По наблюдениям Пономарева, девушки Воронежской области носили «сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки, всегда черного цвета». Однако лирические песни нашего региона опровергают данный факт. Своих героинь народ одевает в основном в алые (красные) и синие сарафаны. Объяснения такому несоответствию могут быть следующие. Создатели песен сознательно заменяли мрачный черный цвет на яркие цвета, которые делали девушку более привлекательной, сексуальной. Возможно также, что синие и красные сарафаны - это результат миграции населения, в результате которого в песнях Воронежской области появились сарафаны названных цветов.

     В отличие от поневы в сарафан одеты многие героини песен. Думается, что связано это с тем, что сарафан как предмет женского гардероба сохранился вплоть до настоящего времени, правда, в сильно трансформированном виде.

     Вообще по наименованиям одежды можно судить о времени создания песни. В XX веке появляется платье, босоножки, и народная песня незамедлительно откликается на моду:

 

     Покупай мне босоножки

     Я на улицу пойду...

     «Не держи меня, мать» Ведь я девчонка молодая,

     А ты уж парень пожилой.

     Купи мне, миленький, помаду И белой платьицу с каймой.

 

      «Пойдем, мой милый в сад».

 

      Особое внимание в народном костюме уделялось такому элементу женской одежды, как рукав. В жизни рукава рубах богато украшались вышивкой, орнамент которой имел магическое значение, имел силу оберега. Русские искренне верили, что знаки на рукавах способны защитить от бед, несчастий.

      В песне «Соловей-соловьюшка» молодая женщина в мечтах убивает своего старого постылого мужа и придумывает себе оправдание:

    

     И закричу громким голосом:

      Соседи, соседи, дальние, близкие,

      Перелезьте, послушайте,

      Моего мужа гром убил,

      Старого молния сожгла,

      А меня бог помиловал,

      С кроватки свалилась,

      Рукавом защитилась.

    

     Все  материалы,  которые  использовались  в  изготовлении рукава рубахи, были гармонично подобраны и образовывали единое целое: рукава напоминали крылья сказочных птиц.

      М.Н. Мерцалова в своей книге «Поэзия русского костюма» пишет: «Ведь когда в сказке девушка или обиженная жена в поисках своего любимого или спасаясь от преследования злых людей, от тяжелой доли превращается в птицу, то руки становятся крыльями. И эти крылья уносили их в тридевятое царство, в тридевятое государство, вдаль от жестокой действительности».

     В лирических песнях женские руки тоже уподобляются крыльям, о чем свидетельствует и глагол «быть» в одной из свадебных песен Воронежской области: «Ходила Аннушка по застолью, Била руки об дубовый стол. Ведь птица, у которой сломаны крылья, тоже бьется, но не может взлететь».

     Во всех лирических песнях семейно-бытовой тематики постылый муж держит свою жену за руки, не пускает ее на гулянье, то есть не дает ей возможности подняться, распрямиться, вырваться на свободу. В песне «По-за садом, садом темненьким» молодая женщина на просьбу любимого выйти к нему отвечает:

   

    Я бы рада была.

     Законный муж

     Лежит возле бока,

     Ой, держится за руку,

     Другую - за праву.

 

     Рукав - это тоже крыло в лирических песнях. И именно за рукав всегда хватает жену муж, когда возвращает ее с гулянья домой. Да не просто хватает, а выдирает рукав, то есть «обламывает крылья» женщине, лишает ее свободы:

    

     Постылый муж догадается,

     С беседушки поднимается.

     За меня, младу хватается.

     Хватается, за рукав тащит.

     За рукав тащит, весь рукав трещит.

     Рукав трещит, рукав вырвался домой,

     Да мне младой, не хотелось домой.

    Мне хотелось пойтить погулять. («А я палася, перепалася»)

 

     В создании образа русской национальной одежды огромную роль играет цвет. Общеизвестно, что у великорусов преобладала теплая «палитра»: золотистые, желтые, красные цвета в сочетании с черным. Это пристрастие к черному цвету характерно для Воронежской области, да и то лишь для отдельных местностей.

     Каков же общий колорит одежды в лирических песнях Воронежского

края?Чаще других встречается алый (красный), золотой, голубой, белый. Реже - синий и черный. Цвет одежды героя тоже «говорящий»: может рассказать о многом слушателям. Красный (алый) цвет имеет очень много символических значений. Прежде всего красный (алый) цвет - это цвет молодости, красоты, сексуальности:

   

    Во русой ли, во косе

     У ней лента алая

     Лента алая, девка Дуня бравая.

     «Не   ходил   бы   я   по этой дорожке»

    

    Традиционно у славян красный цвет был цветом траура, а потому ему отдавали предпочтение при подготовке свадебного наряда. В лирических песнях Воронежской области все еще встречаются отголоски этого древнего славянского обычая: Невеста всех краше была На ней было красное платье, Венок был приколот из роз.

      И, наконец, в одежду красного цвета одеты обычно подвыпившие, подгулявшие люди: «Эх, загулял, загулял Парень молодой, молодой В красной рубашоночке Хорошенький такой. Но если рюмка-другая вина не умаляет достоинств мужчины, не портит его, а наоборот, в какой-то степени красит его (Вышел на улицу весел и пьян, в красной рубахе красив и румян), то женщине спиртное не к лицу: Твоя жинка в кабаке, Она в красном колпаке. Она пьет и гуляя, из рюмочки потягая». Пошла жена на базар, а я ее долго ждал»). Таким   образом,   красный   цвет   в   данном   случае дополняет характеристику женщины легкого поведения.

      Золотой цвет служит для украшения одежды и обуви, используется исполнителем для того, чтобы сделать костюм эстетически более привлекательным, а также для того, чтобы подчеркнуть материальное благополучие героя.

      Как уже было сказано выше, в белый цвет в лирических песнях чаще всего окрашены «чулоченки» и перчатки (варежки, рукавички). Таким образом, белый цвет в лирических песнях - это прерогатива человека из высшего сословия.

      Голубой цвет для костюма Воронежской области характерен не был, поэтому в одежду голубого цвета одета обычно героиня, которую нужно выделить из общей массы: «Ой, ты узнай меня, миленок, На широкой полосе: На мне платье голубое, Лента алая в косе». «Ой, ты узнай меня, миленок...» «Он купил всем девушкам по ленте А своей Марьюшке не такую голубую».

«Не качайся, сосенушка зеленая». Черный и синий цвета, пожалуй, никаких символических смыслов не несут  в   себе.   Эти  цвета  лишь  указывают  на  особенности одежды Воронежского региона:

      

       А молодцы в халатах,

       Халаты на них черные...;

 

        «Голубь, голубь, голубок» или помогают понять, как конкретно называлась одежда героини (синий сарафан - китайка).

        Нередко в лирических песнях «цветовые» прилагательные выступают в роли оценочных слов, теряя свою цветовую определенность.

        Без головного убора комплекс женской одежды был бы неполным и, согласно обычаю древних восточных славян, даже и не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосая», женщина не показывалась ни на улице, ни даже дома. На девушек это правило не распространялось: они заплетали волосы в одну косу и могли ходить и работать с непокрытой головой: «Ой, гуляй, гуляй, Машунька, Непокрытая голова. Ох, покроють головушку, Наволють заботушку». («Вы не ждите, девки, время»). Этот обычай породил разные виды головных уборов для девушки, в которых верх головы оставался открытым. Исключением был покрывной платок: он покрывал всю голову или верхнюю часть ее:

       

       Она, что тополь, стройна,

       Сине море ее взгляд

       И покрыта платочком шелковым. («Ямщик»)

      

       Несмотря на то, что в реальной жизни для девушки не было позором появиться на людях с непокрытой головой, в лирических песнях Воронежской области можно увидеть:

      

       Что обманул парень красну девицу,

       В глаза насмеялся.

       Обесчестил-то парень красну девицу,

       При всем при народе,

       Что он снял-то, сорвал с красной девицы

      

       Шелковый платочек. Таким образом, концепт «бесчестие» репрезентируется в лирических песнях    следующими    языковыми    единицами:    обманул, насмеялся, опростоволосил, «снял с красной девицы платочек».

       Вообще платок везде и всегда был любимым убором и для девушки, и для женщины. Он был очень красив и удобен в использовании. Его можно было носить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами головных уборов. Потому и был головной платок во все времена самым желанным подарком для женщин и для девиц. Искони его дарили на свадьбе, парень дарил девушке, за которой ухаживал; отцы и деды, приезжая с базара или ярмарки, дарили платки женам, снохам, дочерям и т.д. В Воронежских лирических песнях платок тоже является одним из наиболее частых подарков. Но не только мужское население одаривает женщин платками в народных песнях. Девушка тоже может позволить себе подарить платок своему любимому, скажем, перед разлукой или в какой-то другой

ответственный или переломный момент жизни. Но девичий подарок должен быть обязательно изготовлен ее руками:

      

      Провожала и дарила

       Белый вышитый платок

       Там вдали тропинкой горной

       Она шила, вышивала Все дары - платочек.

     Расшитый дар, дорогой товар.

     Табе, табе, Миколаевич, алый платочек.

       Табе аленький платочек под шею. («Как у наших ворот рябина стояла»)

 

     В лирических песнях подарки обычно дарят молодые люди, которые явно симпатизируют друг другу. По тому, что именно дарят   герои уже можно судить о том, как далеко зашли их отношения.

        Лента - это, пожалуй, самый незначительный, ни о чем не говорящий знак внимания со стороны юноши. Лентами молодой человек может одарить всех знакомых девушек: «И купить ему алых лентов, Ой люли, ой люли, алых лентов. И дарить ему красных девок». Однако  и  на  этой  стадии  развития  отношений  у  парня есть возможность кого-то выделить: «Он купил всем девушкам по ленте А своей Марьюшке не такую голубую». Итак, выбор сделан, и второй этап - это подарок платка. Когда отношения молодых людей приближаются к тому, чтобы пожениться, молодой человек дарит перстень, кольцо. Перстень может дариться и перед отъездом в знак любви и верности.

       «Он любовь ко мне принес, И подарок дорогой - С ручки перстень дорогой. На мизинец на правой». («Я по цветика ходила»)

      Благодаря кольцу (перстню) между героями устанавливается телепатическая связь. Так, например, героиня по подаренному ей кольцу может сразу же узнать, что парень ей изменил, нашел другую «зазнобушку»:

      

       Колечко распаялось,

       Букет мой призавял

       «Приехал милый с моря.»

       Сронила колечко Со правой руки.

       Забилось сердечко О милом дружке.

       «Сронила колечко»

 

        А если героиня очень соскучится, то колечко она кладет под подушку, чтобы приснился ей милый:

        

         На прощаньице он оставил

         С руки перстень новый золотой.

         День на речушке перстень носила,

         На ночь под голову клала

         Для чего я этот перстень клала?

        Чтобы снился милый мой во сне. («Отъезжает мой милый в даль»)

 

         В песнях, в которых перстень дарится одновременно с платком, любовь очень быстро заканчивается расставанием героев. То есть такой двойной подарок уже подготавливает обман девушки парнем и уход от нее. Платок как бы указывает на то, что кольцо дарится в тайне от людей: «Купил Иванушка мне платочек, А в платочке узелочек, В узелочке перстенечек».

         И, наконец, когда герои становятся женихом и невестой, с точки зрения народной этики нет ничего зазорного в том, что молодец дарит совсем интимные подарки:

     

      Башмачок мне батюшка купил,

       А чулочек мне жених подарил.

      

       Вообще в Воронежских лирических песнях из всего многообразия украшений, существовавших в реальной жизни, народ выбирает перстень (кольцо) и серьги. Лишь в одной из всех проанализированных песен подразумевается украшение на шею:

     

      С головушки цветы рвет

       С белой шеи янтари.

 

       По нашим наблюдениям над песенной лирикой Воронежского края, украшения из драгоценных и полудрагоценных камней не были характерны для данного региона. Исключение составляет лишь жемчуг и янтарь. Если нужно повысить социальный статус героя, народ украшает его драгоценными металлами - золотом и серебром.

        Таким образом, анализируя Воронежские лирические песни, мы пришли к следующим выводам. Сформировавшиеся в песенной лирике образы внешности складывались под прямым воздействием социальной принадлежности лица, определялись его статусом и ролью в обществе. Одежда в песенной лирике непосредственно отражает те стороны натуры героя, которые особенно важны для авторов фольклорного текста. Естественно, что они не могут оставаться равнодушными к внешности того, кого описывают. Одежда, цветовая палитра дают возможность прогнозировать наличие определенных черт характера у персонажа, потому что слушатель с помощью сведений о внешности рисует в своем воображении психологический портрет героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Схемы и раскрой костюмов

 

 

1. Авторская работа

 

1. Объект. Рассмотрим роль народного костюма в конструировании и дизайне для современной одежды Воронежского хора.

2. Предмет. Рассмотрим конструирование дизайн и декоративные элементы Воронежской губернии.

3. Цели работы. Рассмотреть детально крой, дизайн и декоративные элементы в одежде Воронежской губернии и на основе них придумать современные костюмы для коллекции Воронежского хора.

4. Задачи:

- рассмотреть детально крой, дизайн и декоративные элементы в одежде Воронежской губернии и применить их в своей коллекции;

- сделать эскизы костюмов для коллекции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Авторская концепция

 

При разработке коллекции моделей учитывается возможность изготовления изделий из тканей различных по цвету, фактуре и рисунку, с применением разнообразных отделок.

Коллекция - это систематизированная совокупность моделей, построенная на согласовании и связи определенных пластических идей и раскрывающая эмоционально-эстетическую выразительность через художественный образ человека в костюме. При выборе творческих источников надо руководствоваться возможностью их интерпретации и правомерностью их изучения в данной коллекции. В качестве источника творчества был использован исторический костюм Воронежской губернии.

Поскольку коллекция моделей одежды разрабатывается в эскизной форме, важной составной частью является сам способ графического выражения замысла, графическая подача материала. К работе над графическим воплощением задуманной формы одежды надо подходить как к творческому процессу.

Под композицией костюма понимается средство приведения всех костюмных элементов в единство. Таким образом, композиция костюма, отражая внутреннюю гармоническую упорядоченность во внешнем проявлении, является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составлять из них единое целое. Слово "композиция" происходит от латинского "сотро-sitio", что в переводе означает - "сочинение, соединение, связь". В современном понимании композиция - это структура построения художественного произведения; подбор, группировка и последовательность художественных приемов, образующих в совокупности гармоническую целостность.

Работа над композицией костюма начинается с художественной идеи, которую модельер должен хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску конкретной формы. Композиция любого изделия всегда обусловливается его назначением и сферой использования. Общее художественное решение зависит от многих факторов: имеет ли вещь больше функциональное или декоративное значение; будут ли ею пользоваться ежедневно или в особых случаях; для какой возрастной, половой и социальной группы людей она предназначена и т.д.

Проектируя костюм, дизайнер должен тщательно продумать связь между конструкцией, структурой и художественным образом. Хорошо составленная композиция помогает наиболее выразительно выявить идею произведения.

Композиционный центр - это элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Композиционный центр несет в себе всю смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека фиксировать внимание прежде всего на сильнодействующем раздражителе. В качестве раздражителя могут выступить контрасты форм, размеров, цветовых пятен, световые эффекты и т.п. Композиционный центр не всегда совпадает с геометрическим центром произведения, он может быть смещен вверх, вниз, вправо или влево. Однако, как бы ни был расположен композиционный центр, обязательно должна прослеживаться его логическая связь с другими композиционными элементами, чтобы создавалось ощущение равновесия, наполненности и завершенности композиции. Целостность композиции определяется ее неделимостью, взаимной согласованностью ее элементов и наличием композиционного центра.

Неделимость композиции означает, что композицию невозможно воспринимать как совокупность, хотя бы в малой степени, самостоятельных частей. В основе неделимости лежит нахождение конструктивной идеи, способной объединить в целое все компоненты композиции.

Линия - это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

Данная коллекция будет выполняться цветными карандашами.

Модель 1. Платье-туника, с рукавами-буфами (фанарики), в средней части рукава сборка, дальше идет резинка. Горловина, край борта и низ изделия обработан кокетливой оборкой из кружева, предающей изделию воздушность и игривость. Низ изделия расширяется от груди. Линия талии подчеркнута широким поясом, завязанным под грудью. Аксессуарами к платью являются бусы из жемчуга на шее, браслет из жемчуга на руке и разноцветные ленты в прическе.

Модель 2. Платье-туника с рукавами-буфами, сборка на ¾ рукава, дальше идет резинка. Низ изделия расширяется от груди. Рукава украшены узорами. Сарафан с квадратным вырезом, сзади на молнии. Спереди карманы расшитые узорами, подол расшит также. Аксессуарами являются бусы из крупного жемчуга, на руках фенечки, на голове крупная атласная лента в виде ободка.

Модель 3. Платье-туника с болеро. Рукава прямые с резинкой на запястье. Низ изделия расширяется от пояса. Аксессуарами к болеро являются ленты, к платью бусы из жемчуга, прическа украшена большой атласной лентой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Коллекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Раскрытие темы

 

Мы рассмотрели роль народного костюма в конструировании и дизайне для современной одежды Воронежского хора. Также был рассмотрен детальный крой, дизайн и декоративные элементы в одежде Воронежской губернии. Применили знания для создания собственной современной коллекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как решили задачи

 

Задача модельера - создавать, а общества - выбирать. Однако чтобы мода вошла в массы, необходимо ее опробовать. И чаще всего это делает молодежь. Они охотно принимают все новое, и чаще всего, эти новинки приживаются и недовольные взгляды более взрослых членов общества сменяются на признание, а затем на полное безразличие к тому, как и во что одеты молодые люди. Сегодня на русскую культуру большое влияние оказывают модели из старого прошлого. И, опять же, ярче всего это проявляется у молодежи.

Характер человека проявляется, прежде всего в том что он делает, его стиль выражается в том, во что он одет. Наша одежда - это, прежде всего, застывший на целый день жест.

Композиция проектируемой коллекции гармонична, комплекты и аксессуары соподчиняются друг другу по пластике, материалам и колориту, что создает уравновешенную композицию, объединенную по пластике, образу и характеру.

Ткани в костюме тщательно подбирались по цвету. При выборе ткани учитывались не только соотношения по цветовой гамме, но и эстетические, гигиенические и эксплуатационные требования. Учитывая, что во всех тканях содержатся синтетические волокна, модель не подвержена деформации, достигается комфорт при носке и создается легкость и свобода движения.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что девушка из Воронежского хора - потенциальный носитель костюмов из данной коллекции, кроме желания отличатся от всех, и носить то, что не носит никто, должен помимо всего обладать интеллектом.

В заключение можно добавить, что умеренное использование элементов женской одежды придает визуальную легкость костюму.

 

Список литературы

 

1. Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика. [Текст]: учебное пособие / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

2. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. [Текст]: учебное пособие / С.Е. Беляева. - М.: Академия, 2006. - 208с.

3. Бердник, Т.О. Как стать модельером. [Текст] / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 288с.

4. Жихарев, А.П. Материаловедение. [Текст]: учебное пособие / А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. - М.: Академия, 2005. - 240с.

5. Ермилова, Д.Ю. История домов моды [Текст]: учебное пособие / Д.Ю. Ермилова - М.: Академия, 2003. - 288с.

6. Ермилова, В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. [Текст]: учебное пособие /В.В. Ермилова, Ермилова, В.В. - М.: Академия, 2000. - 490с.

7. Кибалова, Л. Иллюстрированная энциклопедия моды [Текст] / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова - Прага: Артия, 1976. - 608 с.

8. Рачицкая, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды. [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рачицкая, В.И. Сидоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608с.

9. Сафина, Л.А. Дизайн костюма. [Текст]: учебное пособие /Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина, В.В. Хаматова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 390с.

10. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме [Текст]: учебное пособие / В.И. Сидоренко - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 480 с.

11. Орленко, Л.В. Конфекционирование материалов для одежды [Текст]: учебное пособие / Л.В. Орленко, Н.И. Гаврилова - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2006. - 288с.

 

 

Приложения

 

Костюм Воронежской губернии 1949 г.

Костюм Воронежской губернии 19 в.

Костюм Воронежской губернии. Наше время.

Костюм Воронежской губернии. Наше время.

Информация о работе Воронежский хор