Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверх реализм) – направление в современном буржуазном искусстве, зародившееся в начале 20-х годов во Франции. Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в субъективно-идеалистической теории Фрейда. Противоречия, раздирающие буржуазный строй, чувства ужаса перед реальным миром, порождаемые этими противоречиями у некоторых оторвавшихся от народа художников-сюрреалистов, воплощаются последними в образах, вызывающих отвращение к реальности, к жизни. Отсюда особый интерес сюрреалистов к воспроизведению кошмарных снов, галлюцинаций, патологических состояний. Созданные на основе «принципов» сюрреализма картины Сальвадора Дали наполнены ужасами, кошмарами, пессимизмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1
Глава 1. Творческий путь дали
1.1 Влияние на раннее творчество………………………………………………4
1.2 Реалист и сюрреалист………………………………………………………..6
1.3 Конец жизненного и творческого пути……………………………………11
Глава 2. Дали и Фрейд
2.1 Благодарение Фрейду………………………………………………………12
2.2 Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали……………………………………………………………………………...14
2.3 Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..30
Приложение 1…………………………………………………………………...32
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3…………………………………………………………………..34
Приложение 4…………………………………………………………………..35
Приложение 5…………………………………………………………………..36
Приложение 6…………………………………………………………………..37
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая «Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали».docx

— 931.65 Кб (Скачать файл)

         Существовала проблема техники отображения автоматических действий, снов или галлюцинаций – сохранять ли их в первозданном виде, то есть совершенно неразборчивыми и маловразумительными или все-таки подвергать некой обработке. И эту проблему мастера сюрреализма пытались разрешить каждый на свой лад. Особенный статус хранители доктрины сюрреализма (и вмести с ними Сальвадор Дали) придавали случайностным методам. Они использовали метод «автоматического письма», при котором, отключив сознание, человек записывает все мысли и фразы, пришедшие на ум, не контролируя процесс со стороны рассудка. Также использовалась декалькомания – получение случайных и непредсказуемых пятен и конфигураций краски посредством сложения двух окрашенных поверхностей, фроттаж – натирание полусухими красками холста или бумаги, положенных на рельефные поверхности, дриппинг – поливание горизонтальной поверхности краской из дырявой банки или посредством сочащейся краской тряпки. Также применялась более импульсивная техника швыряния и плескания краски на холст или бумагу. В зрелые годы Дали прибегал к таким случайностным методам, даже используя оружие, заряженное краской, но его «фирменным» методом всегда оставалась более или менее натуралистическая фиксация снов и галлюцинаций, то есть та самая техника, которая вызывала вопросы и сомнения последовательных теоретиков чистого сюрреализма. Сальвадор Дали утверждал, что он стремится запечатлеть галлюцинаторный зрительный опыт без всяких искажений. Дали претендовал на документальную запись своих видений, что вызывало вполне объяснимой недоверие у других членов сюрреалистического кружка.[5;80]

         В 1929 году на выставке сюрреалистов появляется картина Дали, на которой рукой художника было написано: «Я плюю на свою мать». Дали отлично знал, что в системе фрейдистских интерпретаций плевание имеет резко выраженный сексуальный смысл. Когда фрейдист плюет, то он не только плюет, но он еще подразумевает сексуальный акт, а в данном случае еще и нарушение одного из основных табу: запрет на кровосмешение. Фрейдистские символы можно обнаружить почти в любом произведении художника. На картине «Загадка Вильгельма Телля», вопреки названию, изображен В.И. Ленин, которого нетрудно узнать даже в том монструозном виде, который придал ему Дали, гипертрофировавший, во-первых, размеры козырька знаменитой кепки вождя, а во-вторых, размеры и анатомию его обнаженных ягодиц, превращенных в мясистый отросток, вытягивающийся в противоположном козырьку горизонтальном направлении. Кепка тянется вперед, заднее место растет себе далеко-далеко назад. «Загадка Вильгельма Телля» имеет еще и второй вариант толкования фигур-символов. Эта картина вызвала в памяти художника «один из наиболее опасных моментов» в его жизни. Главным героем картины является отец Дали. Малыш на его руках – это маленький Сальвадор, которого отец-каннибал намеревается съесть. Вместо яблока на голове ребенка – сырая котлета. Если приглядеться внимательнее, то можно заметить около левой ступни Вильгельма Телля крошечный орех: это колыбель Галы, которую чудовище могло раздавить. Таким образом, отец предстает здесь как угроза не только для жизни собственного сына, но и как источник опасности для Галы.[12]   

      Дали был большим поклонником фрейдизма, еще  в  юности  проштудировав  «Толкования сновидений» и свято верил в освобождающую  силу сна, поэтому принимался за  холст  сразу  же  после пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного.  «Все  мои   притязания  в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с  самой  воинственной повелительностью и точностью деталей  образы  конкретной  иррациональности» - пишет в своих дневниках художник. Экстремальные психологические состояния, проявляющиеся во сне, в припадке безумия, находят отражение в картинах С. Дали: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов, где таинственные превращения во что угодно в сознании человека выступают в яркой, неотразимой форме. Художник сделал следующий комментарий к картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжание пчелы здесь вызывает укус жалом, который разбудит Гала. «Жизнетворящая биология» граната выплескивает из своего чрева наружу рыбу, как бы изрыгающую тигра, из оскаленной пасти которого появляется еще один, устремленный в прыжке за винтовкой, направленной штыком на безмятежно спящую обнаженную женщину. А надо всем этим медленно движется на паукообразных конечностях слон, несущий нечто подобное обелиску, упирающемуся в поднебесье. На первом плане, на каменной плите, на которой лежит женская фигура, словно завис плод граната, над которым парит пчела. Противоположность идеальной живописи и напряженной сюжетной ситуации создает необходимую художнику остроту ощущения. Литературная развернутость содержания произведения, подробность повествования стимулирует творческую фантазию зрителя, предоставляя ему свободу выбора, возможность собственной трактовки. Это своего рода вариант интеллектуальной игры, состязания в способностях воображения автора картины и созерцающих ее людей, толчок к акту сотворчества, без которого живописец не мыслит жизни искусства.[3;112]

        С. Дали своими работами вывел подсознательное, существующее в человеке, на всеобщее обозрение, сделал его образами изобразительного искусства. Для этого нужны были новые приемы в самом художественном методе. И поэтому Дали обратился к мастерам изобразительных метафор – к Гойе и Босху. С. Дали берет у поэзии такую стилистическую фигуру, как оксюморон – буквально остроумно-глупое, то есть сочетание противоположных по значению слов. У него рождается своеобразный метафорический язык, именно его авторский код, который требует осмысления, разгадывания, постижения философского смысла. [3;113]

       Таким образом, высококлассная техника, безупречное владение рисунком, знание мирового искусства – все использовал Дали для воплощения своих замыслов, порой экстравагантных, эксцентричных, эпатирующих людей ХХ столетия всего мира. Реализм Дали сочетается с фантастическим изображением во многом безумного, взбаламученного мира. В своих произведениях Сальвадор Дали создает своеобразный мифический мир, полный бесконечных символов жизни человечества. Он творит свои мифы о реальной жизни, его картины – это мифы ХХ века. Зорко следя за поворотами своей эпохи, Дали все свои наблюдения отражает в своих работах. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       В данной  курсовой работе мы провели  исследование на тему: «Влияние  философии психоанализа Зигмунда  Фрейда на искусство Сальвадора  Дали». В ходе исследования были  решены следующие задачи:

- мы ознакомились с  творческой жизнью Сальвадора  Дали;

- изучили и проанализировали  проблему бессознательного в  творчестве Зигмунда Фрейда и  Сальвадора Дали;

- провели теоретическое  исследование влияния философии психоанализа Зигмунда Фрейда на представления Сальвадора Дали о внутреннем мире человека;

- выявили, каким образом  теория Зигмунда Фрейда отразилась в работах Сальвадора Дали.

        На основе этого мы выяснили, что в живописи Сальвадора Дали нашли свое место такие фрейдистские идеи как логика сновидений, отрицание разделения уродства и красоты, добра и зла,  а также других крайностей, некоторые символы и случайностные методы.

       Его фантастические образы, кажется, обладают способностью самозарождаться, расти, видоизменяться и умирать прямо на глазах у зрителя. Эффекта автономной жизни изображения художник достигает с помощью того, что сам он назвал «параноидально - критическим методом».

      Таким образом, можно сказать, что цель данной курсовой работы достигнута: мы выяснили каким образом теория психоанализа Зигмунда Фрейда повлияла на творчество Сальвадора Дали. В результате исследования можно сделать вывод, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не  главным  проводником  фрейдистских взглядов  в  искусстве  ХХ  века, так как он активно изучал теории Фрейда, применял их на практике, что и отразилось в его творчестве.

 

       Дали восставал против безумного мира, в котором жил, через абсурд ратовал за торжество Разума, мучительно искал пути к Истине, видя в искусстве божественное начало Любви и Веры. Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать , раздражать и вдохновлять многие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать ее». 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Автопортрет с шеей в стиле Рафаэля

 

 Автопортрет с Ла Публичитат

Приложение 2

Фигура женщины у окна

 

Ласточкин хвост

 

 

Приложение 3

Открытие Америки Христофором Колумбом

 

Портрет Зигмунда Фрейда

Приложение 4

Загадка желания

 

Ядерный крест

Приложение 5

Предчувствие Гражданской войны

 

Христос святого Иоанна

Приложение 6

 

Загадка Вильгельма Телля

 

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Андреев Л.Г. Сюрреализм - М.,1972;
  2. Антология французского сюрреализма: 20 годы.- М., 1994;
  3. Бусев М. Реальность и сверхреальность Сальвадора Дали - М.,1999;
  4. Вирмо А., Вирмо О. Метры сюрреализма - М., Акодемический проект, 1996;
  5. Гайеман Ж. Сальвадор Дали. Великий параноик - М., Астрель, 2006;
  6. Дали С. Дневник одного гения - М.,  «Искусств», 1997;
  7. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность - М., «Республика», 1992;
  8. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали - М., «Республика», 1998;
  9. Феррис П. Зигмунд Фрейд - Минск, Попурри,2001;
  10. Хрестоматия по культурологии Радугина А.А. - М., «Центр», 1998;
  11. http:art.liim.ru/hz/hz50-09.htm/
  12. http://www.starat.narod.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали