Зигмунд Фрейд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:49, реферат

Краткое описание

Личная жизнь и трудовая деятельность Фрейда:
Рождение и первые годы жизни;
Начальный этап деятельности, лечение истерии Берты Паппенхайм;
Метод «свободных ассоциаций»;
Концепция бессознательного психического;
Женитьба на Марте Бернайс, сотрудничество с Брейером;
«Толкование сновидений»
«Психологическое общество по средам»;
Теория либидо;
«Тотем и табу»;
«По ту сторону принципа удовольствия»;
Динамическая концепция личности;
«Будущее одной иллюзии»;
Смерть Фрейда;

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый вариант.doc

— 771.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  здравоохранения  Республики  Беларусь

Витебский  государственный  ордена  Дружбы  народов 

медицинский университет 

Кафедра  общественного  здоровья  и  здравоохранения

 

Зав. кафедрой – 

профессор  В.С.Глушанко

Преподаватель – 

ст.преподаватель Т.Л.Петрище

 

РЕФЕРАТ

по «Истории фармации»

на тему:

«Зигмунд Фрейд»

       Исполнитель: студентка 4 группы  1  курса

                                 фармацевтического

                                 факультета

                                                  Степанова Елена Олеговна

 

 

 

Витебск,

2010 год

 

 

План  реферата:

    1. Личная жизнь и трудовая деятельность Фрейда:
    2. Рождение и первые годы жизни;
    3. Начальный этап деятельности, лечение истерии Берты Паппенхайм;
    4. Метод «свободных ассоциаций»;
    5. Концепция бессознательного психического;
    6. Женитьба на Марте Бернайс, сотрудничество с Брейером;
    7. «Толкование сновидений»
    8. «Психологическое общество по средам»;
    9. Теория либидо;
    10. «Тотем и табу»;
    11. «По ту сторону принципа удовольствия»;
    12. Динамическая концепция личности;
    13. «Будущее одной иллюзии»;
    14. Смерть Фрейда;
    15. Ученики Фрейда:
    16. Альфред Адлер;
    17. Карл Юнг;
    18. Отто Ранк. 

Рис.1. Зигмунд  Фрейд. 
Зигмунд Фрейд(Sigmund Freud)

(6 мая 1856 - 23 сентября 1939)

Настоящее имя  Сигизмунд Шломо Фрейд.

Австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

Родился 6 мая 1856 года в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии в семье евреев. Его отец Якоб Фрейд был торговцем тканями. Когда Зигмунду исполнилось три года в связи с материальными затруднениями, семья переехала в Вену, где он с отличием в 17 лет окончил гимназию, а затем в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 году получил степень доктора медицины, и стал врачом Венской больницы. Начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обнаружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может помочь при лечении неврозов.

В 1882 Фрейд начал  лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая  ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная  истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы

 

Рис.2. З.Фрейд  с отцом Якобом. 

это не привело  к «взрыву парового котла», и что  воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

В 1884 присоединился  к Йозефу Брейеру, одному из ведущих  венских врачей, который проводил исследования больных истерией с  помощью гипноза.

Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно  с его первыми опытами как  психопатолога в области истерии  и гипнотизма. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886).

В 1885—1886 гг. он стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у знаменитого Жана Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями — применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций".

Метод свободной ассоциации. Фрейд предлагал своим пациентам отбросить контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация через длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он вновь проживал эмоционально. Поскольку реагирование идет при полном сознании, сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь сквозь подсознательные конфликты". Именно этот процесс Фрейд и назвал "психоанализом", впервые употребив этот термин в 1896 году.

После долгих поисков  Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно  отличалась от предшествовавших теорий. О бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую

 

Рис.3. З.Фрейд  с матерью Амалией. 

очередь с сексуальным  влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом

памяти и  тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения  с окружающей средой. Все живое  существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.

В основу психоанализа была положена теория психосексуального  развития ребенка. Именно за утверждение  о том, что в основе всех психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 году Фрейд был исключен из Венского медицинского общества.

В 1886 году Фрейд  женился на Марте Бернайс. В браке  у них родилось три сына и три  дочери. Вскоре после женитьбы, Фрейд стал сотрудничать с Иозесом Брейером (один из самых знаменитых венских врачей, достигший успехов в лечении истерии методом свободного рассказа больных о своих симптомах и проблемах). Вместе они стали изучать психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении способов ее лечения. совместная работа завершилась изданием в 1895 году книги «Исследование истерии», в которой они пришли к выводу, что причиной проявления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о трагических событиях.

 

 

Рис.4. З.Фрейд  с невестой Мартой Бернейс.

 

Еще с 1896 года Фрейд начал  анализировать свои сновидения и  практиковал самоанализ в течение  получаса перед сном ежедневно, и на этом анализе основана его работа 1900 года "Толкование сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для последователей. Сновидения - психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

С 1902 года З. Фрейд  каждую среду приглашал к себе домой четырех врачей для обсуждения идей и концепций, лежащих в основе психоанализа. Этими врачами были: Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф  Рейтлер Вильгельм Штекель. Фрейд  излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться идеями об услышанном. В каждом воскресном выпуске «Нового венского ежедневника» печатался отчет о дискуссиях в доме Фрейда. Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам». В последубщие годы эти заседания стали посещаться известными людьми, а позже и психоаналитиками, которые в последствие стали практиковать психоанализ.

В 1907 году Фрейд  предложил распустить общество с  тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 года получило название «Венское

 

Рис.5. Конгресс психоаналитиков 1911 г.

Рис.6. Ученики  и коллеги Фрейда. 
психоаналитическое общество». А в 1910 году была организована Международная психоаналитическая ассоциация.

После очередных  наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа "Три  очерка по теории сексуальности". Его  выводы о сексуальной природе  человека стали известны под названием "теория либидо", и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из

главных причин того, что Фрейд был отвергнут  своими собратьями по профессии и  широкой публикой.

Фрейд пришел к  выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и  что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение. Он выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.

 Теория либидо  объясняет развитие и синтез  сексуального инстинкта в его  подготовке к репродуктивной  функции, а также интерпретирует  соответствующие энергетические изменения.

Движущая сила, которая дает нам энергию жизни, творчества, созидания, называется Фрейдом  либидо, или сексуальной энергией. Здоровье личности зависит от «правильности» помещения сексуальной энергии, так как, по мнению Фрейда, «либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, то есть частичному, временному угасанию либидо». У здоровых людей «лишняя» сексуальная энергия питает процессы творчества, создания материальных и духовных ценностей, то есть сублимируется. Несублимированное либидо вызывает невротические заболевания.

Теория Фрейда о детской сексуальности совершила  революцию в психотерапии. Согласно этой теории, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий: 
1. Орально – каннибалистическая (от 0 до 1 года) характеризуется приоритетом оральной (ротовой) зоны – кода ребенок получает удовольствие, высасывая молоко из материнской груди. «Застревание» на этой стадии развития приводит к тому, что взрослые люди становятся курильщиками, пьяницами, грызут ногти, получают удовольствие от сосания леденцов.

2. Анально – садистская (1 – 2 года). В этот период ребенка приучают к горшку, поэтому все его положительные и отрицательные переживания связаны с актом дефекации. Взрослые люди, которым не удалось до конца «пройти» эту стадию развития в детстве, возвращаются к ней в старости, когда угасают половые функции и половая жизнь уже не является главным источником наслаждений. Тогда и начинаются разговоры стариков на излюбленные темы: о еде и о результатах переваривания пищи.

3. Генитальная (2 – 5 лет) – познание ребенком своих половых органов, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?» Факт существования двух полов ребенок принимает без раздумья. При этом, пишет Фрейд, «для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей такие же гениталии, как его собственные…», а девочка, замечая, что гениталии мальчика отличаются от ее собственных, признает их, но завидует их наличию и сожалеет об отсутствии их в собственном организме.

Информация о работе Зигмунд Фрейд