Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверх реализм) – направление в современном буржуазном искусстве, зародившееся в начале 20-х годов во Франции. Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в субъективно-идеалистической теории Фрейда. Противоречия, раздирающие буржуазный строй, чувства ужаса перед реальным миром, порождаемые этими противоречиями у некоторых оторвавшихся от народа художников-сюрреалистов, воплощаются последними в образах, вызывающих отвращение к реальности, к жизни. Отсюда особый интерес сюрреалистов к воспроизведению кошмарных снов, галлюцинаций, патологических состояний. Созданные на основе «принципов» сюрреализма картины Сальвадора Дали наполнены ужасами, кошмарами, пессимизмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1
Глава 1. Творческий путь дали
1.1 Влияние на раннее творчество………………………………………………4
1.2 Реалист и сюрреалист………………………………………………………..6
1.3 Конец жизненного и творческого пути……………………………………11
Глава 2. Дали и Фрейд
2.1 Благодарение Фрейду………………………………………………………12
2.2 Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали……………………………………………………………………………...14
2.3 Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..30
Приложение 1…………………………………………………………………...32
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3…………………………………………………………………..34
Приложение 4…………………………………………………………………..35
Приложение 5…………………………………………………………………..36
Приложение 6…………………………………………………………………..37
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая «Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали».docx

— 931.65 Кб (Скачать файл)

Но больше всего внимания к Дали привлекли не эти странные предметы, а его лекция в Лондон Групп Румз, Бэрлингтон Гардэнз в июле 1936 года. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов. Художник появился в костюме водолаза - глубоководника. Костюм подходил для погружения в подсознание и был встречен шумными аплодисментами. Однако когда Дали стал задыхаться и начал отчаянно жестикулировать, аплодисменты сменились страхом и растерянностью. Это было не совсем то, что задумывал Дали, однако внимание широкой публики было привлечено к первой выставке сюрреалистических работ, проводимой в Лондоне, в галерее на Корк-стрит. [5;78]

После окончания войны в 1945 году Дали решил остаться в Соединенных Штатах, где он готовился к своему художественному возрождению. Теперь он был как никогда уверен, что художники периода Возрождения были правы, рисуя на религиозные темы, причем так, как они это делали. Дали заявил, что собирается возродить испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность материи.

Вскоре после возвращения в Испанию Дали начал работу над двумя заказами. Для Питэра Брука, английского театрального режиссера, который ставил "Саломею" Штрауса, и для Лукино Висконти, итальянского кинорежиссера, делающего новую версию шекспировского "Как вам это нравится". Он также работал над эскизами к "Мадонне Порт Лигат", где Гала изображалась в виде Мадонны. Однако прежде всего он завершил другую свою важную работу с изображением Галы: "Леда Атомика" (1949), эскизы к которой начал делать еще с 1947 года. Кроме того, остался незаконченным вариант этой картины, начатый в 1948 году.[5;81]

           Многочисленные работы художника 1950-х отличаются разнообразием стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники оставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки Христофором Колумбом" ( 1958). На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в сложной сине - серой композиции. [11]

           Дали вернулся в Европу в 1962 г. с очередной научной разработкой для создания картин. Устройство называлось "электрокулярный монокль" и позволяло передавать изображение при помощи телевизионного сигнала на телескопическую трубу и видеть как предмет, так и его окружение. Этот аппарат, объяснял Дали, был ответом на егометод двойственного образа и параноидально - критический метод, так как был призван помочь расширить зрение, в то время как другие для этого использовали наркотики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Конец жизненного и творческого пути

 

           Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы "Ласточкин хвост", простой каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины трогательна, как музыка скрипки. [10;110]

Работая над своей последней картиной, Дали однажды признался редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни, существования и важных воспоминаниях. При этом нельзя иногда не подумать, что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника. Как большинство художников, включая таких современных мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона искусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатого века. [10;112]

Таким образом, проследив жизненный и творческий путь Сальвадора Дали, мы видим, что в своем творчестве он обращается к самым разным источникам - нидерландскому реализму , итальянскому барокко, абстракционизму, попарту. С 1970-х  Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность. Жизнь  и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника, название которому – Сюрреализм.

Глава 2. Дали и Фрейд

 

2.1 Благодарение Фрейду

        

         В предыдущей главе мы говорили о том, насколько многогранно творчество Сальвадора Дали  и какое место в нем занимает сюрреализм. В этой главе мы постараемся выяснить, как  повлияла личность Зигмунда Фрейда и его теория психоанализа на творчество художника.

         С сочинениями Фрейда Дали познакомился еще в «Резиденции», в Мадриде, когда прочел «Толкование сновидений». Фрейда Дали называл « великим мистиком наоборот». Австрийский психоаналитик придал своего рода легитимность изначальному стремлению испанского художника искать интерпретацию всего, что относилось к его, Дали, личности, - и уж, тем более, особой склонности Сальвадора к толкованию своих снов. Дали, кстати, очень любил и поспать, и повспоминать потом собственные сны. Был он склонен также оценивать как нечто весьма значительное (в точном смысле, от слова «знаю») даже самые мелкие, пустяковые происшествия, приключавшиеся с ним. Благодаря Фрейду Дали получил блестящий инструментарий, в самом деле открывающий возможности для анализа, которым художник и стал пользоваться в своих работах, подступаясь к прямому изображению и вещей таинственных, и, как говорится, вещей совершенно определенного свойства. С очевидностью подражая психоанализу, а в чем-то и вступая с ним в соревнование, Дали создает еще и свой, параноико-критический метод, в соответствии с которым помещает образ, изначально чистый, в хаотический контекст бессознательных имипульсов. [8;84]

              Дали трижды приезжал в Вену, чтобы встретиться с Фрейдом, но всякий раз безрезультатно. Встреча художника и ученого  состоялась в 1938 году в Лондоне, с помощью австрийского писателя  Стефана Цвейга, последнего хранителя  традиционной среднеевропейской  культуры. Через несколько лет  после встречи у Фреда, в Лондоне, эмигрант Стефан Цвейг в Бразилии  трагически сведет счеты с  жизнью. [8;86]

             Цвейг написал Фрейду письмо, в котором аттестовал Дали  как гения своей эпохи, не имеющего  равных. Фрейд, однако, не жаловал своих почитателей - сюрреалистов, считал их всех просто шутами. Но наш заставил старика пересмотреть кое-что из своих взглядов. При встрече присутствовал также поэт Эдвард  Джеймс. Оба, и Фрейд, и Дали говорили мало, зато много и в упор рассматривали друг друга. Когда Фрейд познакомился с работами Дали, видно было, что это искусство привело ученого в восторг. А потом и Дали собственной персоной усилии впечатление. Он произнес следующее: «Прежде чем покинуть вас. Позвольте вручить вам журнал, в котором опубликована моя статья о паранойе. Я открываю его как раз на той странице, где начинается моя работа, и прошу вас прочесть ее, если у вас выдастся минута». « Фрейд, - ведет дальше свой рассказ Дали, - продолжал рассматривать меня самого, ничуть не интересуясь моим журналом, я же, все еще надеясь заинтересовать его, стал объяснять, что  занимаюсь  в этой статье не сюрреалистической болтовней, а серьезной научной проблемой, и при этом старательно тыкал пальцем в название  своей работы. Фрейд сидел, не меняя ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более резким, интонация – все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: «Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!»». [8;88]

          Эта встреча пополнила список  работ Дали портретом своего еврейского изгнанника. Игривой параноической фантазии Сальвадора Дали череп праотца психоанализа раскрыл свою морфологическую тайну: «испанскому фанатику» он явился в форме улитки…[8;89]

 

2.2 Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали

 

       Зигмунд Фрейд приоткрыл завесу тайн бессознательного, скрытого в нас, а король сюрреализма Сальвадор Дали используя черные входы и выходы своего сознания, найденные Фрейдом, подарил миру выдающиеся шедевры. Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в бессознательном. [7;44]

      Что такое бессознательное? Сальвадор Дали показал нам это: сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает нас в произведениях Дали.

     Сюрреализм - это работа бессознательного, работа психики автора. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

     Далее мы постараемся рассказать, что такое бессознательное, как к нему пришел Фрейд, что такое сюрреализм, как на него повлияло открытие бессознательного и Сальвадор Дали.

     В 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что "телесным органом" ментальной жизни является мозг и нервная система. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1883 г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний. На основе случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания (с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса.[9;68] Фрейд также делает вывод о "энергетической теории", по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. В этой работе был высказан ряд соображений (о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда.[9;69] Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название "вытеснение". Фрейд исследовал всю гамму "наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида". [9;74]

       Термин "психоанализ" имеет три значения: Теория личности и психопатологии; Метод терапии личностных расстройств; Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

     Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую "топографическую модель". Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область "доступной памяти", включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического. Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.[9;88]

     В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. [9;89] " Слово "ИД" происходит от латинского "ОНО", в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики СУПЕРЭГО "Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я.[9;90] Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.    

Информация о работе Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали