Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Содержание

2. Исторические и современные традиции в создании иллюстрации 3
2.1 Истоки зарождения иллюстрации 3
2.2 Советская иллюстрация в ХIХ веке. « Мир искусства». 3
2.4 Тенденции развития современной детской иллюстрации. 5
3. Основные композиционные принципы создания иллюстрации 6
3.1 Понятие композиции 6
3.2 Приёмы и способы композиции 7
3.4 Композиционное построение иллюстраций в детских книгах. 8
Лебедев Владимир Васильевич 12
Тырса Николай Андреевич 12
Билибин Иван Яковлевич 12
Владислав Ерко 13
Заключение 14
Список использованной литературы: 16

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги .doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

-Знакомство  детей с книжной иллюстрацией  развивает эстетические чувства,  формирует художественный вкус, дает простор воображению и  собственному творчеству детей.

Значение иллюстрации  в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.

Эстетическая  функция иллюстрации обусловлена ее ценностью как самостоятельного произведения искусства и является основополагающей. Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов.

Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит  в том, чтобы передать идейное  и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Для того чтобы  способствовать углубленному эстетическому  восприятию литературного произведения маленькими читателями, важно знать, какими средствами раскрытия литературного произведения пользуется художник-иллюстратор. Интересным средством раскрытия, например, идеи литературного произведения, является художественный вымысел. Суть художественного вымысла - в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей.

Восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства  оказывает громадное влияние  на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

 Известные иллюстраторы детских книг

В каждом случае создание художника соответствует  духу произведения, но каждый из художников сохраняет свою яркую индивидуальность, свой особый творческий почерк. Мы всегда узнаем особый художественный почерк таких замечательных советских художников детской книги, как В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, И.Я.Билибин, В.Г.Сутеев, В.М.Конашевич, Ю.А.Васнецов.

Мы по праву  гордимся работами этих мастеров книжной графики и других художников-иллюстраторов, вошедших в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника.

Лебедев Владимир Васильевич 14(26).5.1891, Петербург, — 21.11.1967, Ленинград], советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент АХ СССР (1967). В 1912—14 учился в Петербурге в мастерской М. Д. Бернштейна и в АХ, где преподавал в 1918—21. В 1910-е гг. сотрудник "Сатирикона" и "Нового Сатирикона". Возглавлял объединение "Mup искусства". Много работал в области иллюстрации детских книг, создал особую систему их художественной композиции, свой стиль иллюстрации, соединяющий условность броского рисунка-кадра и непосредственная жизненность изображения (иллюстрации: к книге Дж. Р. Киплинга "Слонёнок", изданной в 1921; к книге С. Я. Маршака "Цирк", изданной в 1925, "Мистер Твистер", изданной в 1933, "Двенадцать месяцев", изданной в 1943). В 1942—45 участвовал в создании "Окон ТАСС".

Тырса Николай Андреевич 27.4(9.5).1887, село Аралых, ныне Аралык, Турция, — 10.2.1942, Вологда], советский график и живописец. Учился в Петербурге в АХ (1905—09) и у Л. С. Бакста в школе Е. Н. Званцевой (1906—10). Преподавал в АХ в Петрограде (1918—22) и ленинградском институте гражданских инженеров (1924—1942). Участник выпуска плакатов "Боевой карандаш" (1939—42). Член объединения "Mup искусства". Один из создателей советской школы иллюстрации детской книги. Лучшие иллюстрации Т. (рисунок, акварель, литография) выполнены в манере беглого наброска, создающего иллюзию непосредственных зарисовок с натуры [иллюстрации к "Снежной книге" В. Бианки (издана в 1926), "Юнармии" Г. Мирошниченко (издана в 1933)]. Станковые работы Т. (преимущественно пейзажи и натюрморты) отличаются декоративностью, богатством цветовых нюансов и сочетаний ("Букет и вятская игрушка", 1940, собрание семьи художника).

Билибин Иван Яковлевич 04(16).8. 1876, Тарховка, близ Петербурга, — 7.2. 1942, Ленинград], русский график-иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина — в школе-мастерской М. К. Тенишевой (1898—1900) и в АХ как вольнослушатель (1900—04). Член объединения "Mup искусства". Преподавал в рисовальной школе общества поощрения художеств (1907—17). В 1920—36 жил за границей (Египет, Франция). С 1936 профессор АХ в Ленинграде Билибин создал характерный "билибинский графически-орнаментальный стиль" книжной иллюстрации, основанный на изощрённой стилизации мотивов народного и средневекового русского искусства (лубка, вышивок, резьбы по дереву, миниатюр рукописей и др.).

Наиболее известны поэтичные и красочные иллюстрации  Билибина к русским сказкам и былинам, воссоздающие сказочный и фантастический мир русского фольклора. Строгая графичность рисунка, плоскостность форм, орнаментальность и декоративность общего решения сближают произведения Билибина с графикой стиля "модерн".

Диодоров Борис Аркадьевич родился в Москве в 1934 году. Окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова в 1960 г. Народный художник России. Любимая техника — цветной офорт. Профессор Московского государственного университета печати, где организовал и возглавил кафедру иллюстрации и эстампа. Лауреат всех главных отечественных и зарубежных премий в области книжного искусства. Автор иллюстраций к многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, «Винни-Пуху» А. Милна, «Удивительному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова, «Народным рассказам» Л. Толстого, «Малахитовой шкатулке» П. Бажова. Проиллюстрировал более 300 книг, выходивших в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах.. Работал главным художником издательства «Детская литература». Персональные выставки Бориса Диодорова проходили в Москве, Токио, Берлине, Копенгагене, Вашингтоне, Нью-Йорке.

На творчестве этих и многих других художников выросли целые поколения. Без них мы уже плохо представляем любимые книги. Сейчас появились серии детских художественных книг, специально представляющие шедевры отечественной и мировой иллюстрации. Назову лишь некоторые: «Лучшие иллюстраторы мира», «Мастера иллюстрации», «Народный художник России». Появились новые хорошие художники.

Современных иллюстраторов  к сожалению очень мало, а тем  более тех, которые создают простые  и понятные детям графические  иллюстрации. При исследовании данной темы, было обнаружено несколько современных художников-иллюстраторов: Евгений Антоненков, Владислав Ерко, Михаил Бычков, Анна Вронская, Денис Гордеев, Андрей Мартынов, Вадим Меджибовский, Игорь Олейников, Екатерина Силина, Виктория Фомина. Один из современных художников иллюстраторов Владислав Ерко оформляющий потрясающими иллюстрациями книги, как для детей, так и для взрослых.

Владислав Ерко (1962 г.) - Родился в Киеве. Окончил Киевский полиграфический институт. Всеобщее признание получили его иллюстрации к "Путешествиям Гулливера",«Сказки туманного Альбиона», «Снежная королева», «Сто сказок», «Алиса в стране чудес». Иллюстрированная им книга «Снежная королева» на всеукраинском конкурсе "Книга года - 2000" была удостоена Гран-при.

В 2002 году он был  признан "Человеком книги" как лучший художник. Его иллюстрации можно разглядывать часами, каждый раз восхищаясь замысловатой фантазийностью, философичностью и тонким юмором автора, правильностью форм и чистотой красок, кропотливой детализацией и многообразием фактур. С детства он воспринимает мир таким, каким видит его на страницах книг, поэтому его работы так самобытны. Ерко создает для детей собственные художественные сказки, неразрывно связанные с текстом, но в то же время уводящие в другой мир, лишенный текстовой канвы, населенный волшебными образами уже других историй, которые еще не придуманы и не рассказаны. В эти рисунки, можно с головой окунуться, как в сны детства.

Если спросить любого человека – какую книжку он помнит из своего детства, - он назовёт  и книжку, и какие в ней были картинки. Любимая сказка предстаёт нам в обрамлении любимых иллюстраций к ней.

Ребёнок всеми  органами чувств воспринимает книгу: и  глазами, и ушами, и, в маленьком  возрасте, пальцами. Если книги для  взрослых имеют право на существование и без изобразительного ряда, то в детской книге иллюстрация важная составляющая. И понимание этого важно с самого начала, когда родители задумываются, какие книжки давать маленькому ребёнку.

Изображение, которое  ребёнок встречает в книге, играет особую роль в его жизни. Оно вводит его в мир искусства, т.к. настоящая иллюстрация в детской книге опирается на «большое» искусство, питается им. Лучшие художники следуют за развитием современного искусства живописи, скульптуры, преподнося его детям в определённых границах. Фантазия, оригинальность, интересное пространственное решение создают собственный живописный мир и у ребёнка. Таковы иллюстрации В. Сутеева, Б. Диодорова, Е. Рачёва, Ю. Васнецова, И. Билибина, Е. Чарушина, братьев Траугот и многих других.

  Заключение

Итак, книжная  графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям. Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства  и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам. Особенности жанра отражаются на характере изобразительно-выразительных средств. Они передают эстетическую природу сказочной литературы, влияют на художественную форму иллюстраций, содержание которых соответствует выбранному студентом сюжету сказки, загадки и т.д., а также они придают поэтике детской литературы фантастичность, условность и декоративность, действенное начало.

Знакомство детей с  книжной иллюстрацией развивает  эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

На долю художников книги  выпадает ответственная задача воплощения средствами изобразительного искусства  идейно-художественного замысла, содержание литературного текста и создание художественно- декоративного облика книги. Только гармоническое сочетание этих двух сторон книжной графики создают полноценную книгу.

Иллюстрациям  следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Для маленького, еще не научившегося читать ребенка именно иллюстрация - главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна на просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для маленького, еще не умеющего читать ребенка текст неотделим от иллюстрации.

Дети любят  по многу раз слушать одну и  ту же сказку, привязываются к книге, как к другу, повзрослев, он будет  выбирать друзей, не советуясь с вами, а руководствуясь своим вкусом. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать Для ребенка книга с картинками — это первая встреча с искусством. И от того, какой будет эта встреча, с каким лицом встретит его искусство, зависит, может быть, вся его дальнейшая жизнь.

Иллюстрация и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации) являются существенными факторами , влияющими  на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов. Эстетические переживания детей неизменно связаны с внешним действием герев произведения и рисунка. Ребенок не представляет себе образ, предложенный автором, если сам мысленно не принимает участия в жизни героя, не ставит себя на его место, это объясняется тем, что всякую мысль, чувство ребенок постигает через внешнее действие. Он как бы превращает в реальность киноленту образов и ассоциаций, возникших в его воображении под влиянием иллюстрации. В связи с этим выделяется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рисовании, в драматизации, а также в самостоятельных играх. По утверждению психологов и педагогов, детское восприятие произведения искусства на первых порах неразрывно связано с игрой. При рассматривании иллюстраций дети легко восстанавливают содержание книги, а тексты, в свою очередь, помогают правильнее воспринимать рисунки. Рисунки способствуют более глубокому восприятию содержания книги, «вживанию» в образ в игре, его выразительности. Углубляет и усиливает восприятие литературных образов и повторное выборочное рассматривание иллюстраций, которое иногда сопровождается перечитыванием всего произведения.

Информация о работе Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги