Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Содержание

2. Исторические и современные традиции в создании иллюстрации 3
2.1 Истоки зарождения иллюстрации 3
2.2 Советская иллюстрация в ХIХ веке. « Мир искусства». 3
2.4 Тенденции развития современной детской иллюстрации. 5
3. Основные композиционные принципы создания иллюстрации 6
3.1 Понятие композиции 6
3.2 Приёмы и способы композиции 7
3.4 Композиционное построение иллюстраций в детских книгах. 8
Лебедев Владимир Васильевич 12
Тырса Николай Андреевич 12
Билибин Иван Яковлевич 12
Владислав Ерко 13
Заключение 14
Список использованной литературы: 16

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги .doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 Незнание свойств композиции приводит подчас к искажению смысла изображения.

Книжная графика относится  к изобразительным видам искусства  и отражает действительность через  образное, наглядное воспроизведение  ее зримых форм, передает облик предметов  и явлений окружающего мира, все  многообразие воспринимаемых зрением событий. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

Как и  все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем (плакат, настенная графика)

станковую - выполняемую “на станке” и полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения служащие для украшения предмета.

Специфику искусства графики  составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики. Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи.

Независимо от того, какой рисунок выбран, художник всегда должен убедиться в том, что  в его интерпретации не затемняется  главная цель рисунка.

3.4 Композиционное построение  иллюстраций в детских книгах.

Композиционное  построение иллюстраций в детских  книгах в корне отличается от иллюстраций  взрослых книг и важно обратить внимание на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы ребенок с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом

Иллюстрация в детской  книге должна быть эмоциональна и  выразительна. Однако многие художники  в погоне за эмоциональностью разрушают форму изображения..

 В иллюстрациях для детей следует избегать сложных перспективных построений. Знакомство с перспективой нужно проводить постепенно, начиная с простых построений, доступных восприятию ребенка. Абсолютно непригодно в книге для детей младшего возраста изображение частей предмета (у края рисунка). Этот прием ребенку совершенно непонятен. Ребенок, видя на рисунке половину предмета, спрашивает, где же вторая половина. Также непригодно для младшего возраста резкое деление в иллюстрации освещенной и теневой частей изображения. Ребенок воспринимает в этом случае темную часть предмета как „грязь".

Дети с трудом осваивают  способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых  можно увидеть достаточно простые  способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).

Как отмечают исследователи, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке его часто привлекает его декоративность, нарядность, яркость  и конкретности цветов.

Если в книге даются цветные изображения, то раскраска должна быть локальной, предметной, без сложной цветной нюансировки, по крайней мере в начале книги. Цвет предметов должен быть строго реалистическим. Раскраска, искажающая реальный цвет предмета, недопустима. Все изображения должны быть достаточно крупны. Ряд наблюдений показывает, что маленькие дети любят теплые, насыщенные и в то же время светлые цвета. Их привлекает смена цветов, новизна цвета. Дети более старшего возраста также предпочитают теплые светлые тона, но не так требовательны к новизне цвета.

В детских книгах не должны быть помещены, изображения сложных машин и предметов, малодоступных пониманию детей. При иллюстрировании любой книги для детей необходимо учитывать возрастные особенности той группы, на которую книга рассчитана. Иллюстрации ко всей книге или к отдельному произведению (например, в хрестоматии) должны быть сделаны или одним художником, или группой художников, работающих в одном стиле. Все иллюстрации должны быть верны с исторической и этнографической стороны. Изображения машин и других орудий производства должны отличаться особой тщательностью и точностью.

Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание  изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные  ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Приблизительный, „свободный" рисунок, совершенно недопустим. В книгах для младшего возраста следует  давать только изображения простейших механизмов, действие которых понятно  для ребенка.

Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит  в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Графика в детской книге, особенно в книге для малышей, должна быть привлекательной и даже нарядной, однако не переходя в декоративную бессодержательность. Декоративные излишества снижают значение слова, произведения  и образов, кроме того, очень часто являются той ширмой, которая скрывает пластическое бессилие образного мышления художника.

Проникая в  глубины детской психологии, художники  не ограничиваются задачей слить познавательное начало с художественным, достичь необходимой простоты, ясности и особой предметности иллюстрации.

Возраст читателя так или  иначе свидетельствует о границах познания мира, запасе слов, психологическом  складе и чувстве прекрасного. Если сравнивать детей и взрослых в восприятии  иллюстраций книг, можно отметить, что у детей более сильно развито, а в младшем возрасте почти целиком преобладает конкретное, наглядно-образное мышление, а у взрослых кроме этого развито мышление понятийное, логическое.

Поэтому иллюстрации литературно-художественных изданий, предназначенных для детей, должны быть ясны по теме, чётки по композиции, просты и лаконичны по технике  исполнения. Они должны быть такими, чтобы, рассматривая их, ребёнок смог сразу понять, о чём идёт речь, узнать уже знакомые предметы и представить себе то, что он ещё никогда не видел. Книга с иллюстрациями для детей должна рассматриваться редактором со стороны идеологической, художественной и педагогической ценности.

Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета, а предметы должны быть полностью прорисованы и понятны маленькому читателю. Ребенку не за чем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку, малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотень и перспективу. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске.

Иллюстрация воспитывает  умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость  цветовых образов учат детей осознавать содержание рисунка, обращают их внимание на изобразительные средства, развивают художественный вкус, формируют интерес к изобразительному искусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики, формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности.

 

 Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.

Художественная  иллюстрация - важнейший элемент  книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности  использования ее в процессе эстетического  воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Особенно важна  книжная иллюстрация для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности  детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.

Рассматривание  книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.

Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и  стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

С детской книгой малыш встречается уже в самые  первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.

Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к  прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В ряде работ  психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.

Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Исследователь И.Котова установила некоторые особенности  узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.

Педагогическое  руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным  средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

Рассматривание  книжных иллюстраций позволяет  обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Дети с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. В иллюстрации можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).

На иллюстрациях можно увидеть разные способы  изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Информация о работе Влияние на детей графического образа иллюстрации детской книги