Архитектурные мотивы витражной росписи по стеклу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………….6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников……………………….6
1.2 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………..11
1.3 Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур……………………………………………………………………………...13
1.4 Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………………18
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………31
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………..31
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………..34
2.3 Контрольный срез……………………………………………………………49
3 РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

70458.docx

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Государственное Учреждение Образования

Белорусский Государственный Педагогический Университет

им. Максима Танка

 

 

 

 

 

                                Курсовая работа

«Архитектурные мотивы витражной росписи по стеклу.»

 

 

 

 

 

 

                                                  Выполнил    студент 5 курса 515 группы

заочной формы обучения

Кокошко О.Я.

                                       Научный руководитель  БГПУ

им. М.Танка

Лебедева С. В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Минск, 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И  ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………….6

1.1 Математическое развитие  старших дошкольников……………………….6

1.2 Математическое развитие  старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………..11

1.3 Особенности восприятия  детьми формы предметов и геометрических  фигур……………………………………………………………………………...13

1.4 Ознакомление детей  с геометрическими фигурами и  формой предметов………………………………………………………………………18

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ  ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И  ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА………………………31

2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………..31

2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………..34

2.3 Контрольный срез……………………………………………………………49

3 РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО  МАТЕМАТИКЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И  ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА……………………....51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.

Объект исследования - представления о геометрических фигурах и формах предметов.

Предмет исследования - методы формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы - рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если обучение будет строиться с применением дидактических игр.

Задачи работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть особенности  формирования представлений о  геометрических фигурах у детей  старшего дошкольного возраста.

3. Дать характеристику  методов формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести диагностику  уровня развития представлений  о геометрических фигурах у  детей старшего дошкольного возраста.

5. Составить план работы  и разработать игры для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

6. Проанализировать результаты  опытно-поисковой работы.

Методологическая основа: теория восприятия (В.В.Зеньковский); психолого-педагогические исследования генезиса отражения пространства и пространственной ориентации (Ф.Н.Шемякин, Т.А.Мусейибова, Р.И.Говорова), формирование представлений о форме у дошкольников (В.П.Новикова, Т.А.Мусейибова, Л.А.Венгер); теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.

 

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И  ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Математическое развитие старших дошкольников

 

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира» [21, c. 18].

Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются». Здесь хорошо заметна предполагаемая иерархия категорий: знания – первичны, метод обучения – вторичен, т.е. подразумевается, что метод обучения «подбирается» в зависимости от характера знаний, сообщаемых ребенку (при этом употребление слова «сообщаемых» очевидно сводит «на нет» саму вторую половину высказывания, поскольку раз «сообщаемых», значит метод «объяснительно-иллюстративный», и, наконец, полагается, что само умственное развитие – это самопроизвольное следствие этого обучения [2, c. 175].

Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. В исследовании Абашиной В.В. дается определение понятию «математическое развитие»: «математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий» [6, c. 64].

Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач математического развития, решаемых методикой, достаточно обширен:

- научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

- определение содержания  материала для подготовки ребёнка  в детском саду к усвоению математики в школе;

- совершенствование материала  по формированию математических  представлений в программе детского  сада;

- разработка и внедрение  в практику эффективных дидактических  средств, методов и разнообразных  форм и организация процесса  развития элементарных математических представлений;

- реализация преемственности  в формировании основных математических  представлений в детском саду  и соответствующих понятий в  школе;

- разработка содержания  подготовки высококвалифицированных  кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

- разработка на научной  основе методических рекомендаций  родителям по развитию математических  представлений у детей в условиях семьи [25, c. 64].

Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

— овладение математической терминологией;

— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка [25, c. 66].

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся:

- научные исследования  и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

- программно-инструктивные  документы ("Программа воспитания  и обучения в детском саду", методические указания и т.д.);

- методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

- передовой коллективный  и индивидуальный педагогический  опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов [17, c. 137].

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

Информация о работе Архитектурные мотивы витражной росписи по стеклу