Стекло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:17, реферат

Краткое описание

Стекло сопутствует человеку на всех этапах истории его развития. Начало стеклоделия теряется в глубине веков и, постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Однако , как это ни странно, в современной науке не существует ни единой теории строения стекла, ни единой теории его происхождения. Излагаются лишь наиболее распространенные предположения.

Содержание

1 Введение
2 Раздел I. . История стекла.
3 Раздел II . Исторические хроники Мурано
4 Раздел III. История венецианского стекла
5 Раздел IV. Муранское стекло
6 Вывод
7 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

стекло.docx

— 310.76 Кб (Скачать файл)

Содержание :

1 Введение

2 Раздел I. . История стекла.

3 Раздел II . Исторические хроники Мурано

4 Раздел III. История венецианского стекла

5 Раздел IV. Муранское стекло

6 Вывод

7 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стекло сопутствует человеку на всех этапах истории его развития. Начало стеклоделия теряется в глубине  веков и, постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Однако , как это ни странно, в современной науке не существует ни единой теории строения стекла, ни единой теории его происхождения. Излагаются лишь наиболее распространенные предположения.  
Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береновым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла."  
В более поздние времена не раз предпринимались попытки воспроизвести этот опыт, но они оказались безуспешными. Так, "теория" Плиния - всего лишь легенда.  
Есть теория, что рукотворное стекло было изобретено случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола, то есть щелочь, при высокой температуре в контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. История стекла.

Самым древним из найденных  на сегодня изделий из рукотворного стекла считается светло-зеленая  бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э. 
Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит). Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных обсидиановых изделий на территории Египта.  
Иногда считают, что природные стекла - обсидианы и тектиты - натолкнули человека на создание их искусственных аналогов.  
Так или иначе, начало древнего стеклоделия восходит к середине III тысячелетия до н.э. и связано с цивилизациями в долинах Нила, Тигра и Евфрата, островом Крит и отдельными народами, например, финикийцами. В Египте производство стекла достигло расцвета ко времени ХУШ династии (1560-1350 г.г. до н.э.), когда центром стеклоделия стала столица - Фивы. От этой эпохи до нас дошли стеклянный кувшин и бусина с именем фараона Тутмоса Ш. Бусы являются древнейшими предметами, целиком сделанными из стекла. Такие бусы носили представители царствующего дома, и они являлись не столько украшениями, сколько амулетами. Это были предметы роскоши, доступные только очень влиятельным и состоятельным людям.  
Египтяне производили цветное стекло, тогда как в Месопотамии предпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями были украшения - бусины, палочки, полоски. Однако уже в ХУ1 в. до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы, их фрагменты найдены современными археологами.  
Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вынимали, песок удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. До нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет как военнопленных после удачной кампании в Азии.  
Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - в узких. 
Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х века до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. А с IX века до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, откуда оно распространилось в Рим. 
Древние стеклянные изделия обычно были окрашены в зеленоватый или коричневатый цвет из-за примесей к стеклу. Особенно дорого ценились изделия из бесцветного стекла. Известно, что римский император Нерон (37-68 н.н. н.э.) заплатил за две чаши из бесцветного стекла золотом, превышающим их вес.  
Из цветных стекол научились изготавливать подделки под драгоценные камни. Эти подделки ценились наравне с драгоценностями из природных камней. Известно, что с древних времен камням-самоцветам приписывались чудодейственные свойства, которые помогают их обладателям. Так, считалось, что сапфир придает ясность мыслям и излечивает проказу; смарагд (изумруд) отгоняет дурные сны, отводит черные мысли и успокаивает сердце; бирюза приносит счастье в любви; аметист смягчает злобу, обуздывает ветер и предохраняет от опьянения; бериллий - добрый спутник странников и излечивает бельма; гранат или антракс дает носящему его власть над людьми и будит любовные страсти: яшма исцеляет все болезни и так далее. Эти же свойства приписывались и цветным стеклам. Уже в древнем Египте умели изготавливать цветные бусы в подражание многим драгоценным камням.  
Прекрасные образцы стеклянных скарабеев (египетских священных жуков) хранятся в московском Музее изящных искусств имени Пушкина.  
Первая "инструкция" по производству стекла датируется примерно 650 г. до н.э. Это таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.). 
Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания стекла. Это произошло в период между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э. Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районе Вавилона. Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка, мало изменившаяся с тех пор. Этот метод позволил существенно разнообразить формы стеклянных сосудов. 
В 1 веке н.э. стеклоделие проникло из Египта в Италию и затем распространилось по всей Римской империи. Рим становится крупнейшим центром стеклоделия, возникают многочисленные мастерские в Испании, Галлии (современная Франция), Южной Британии, Германии и по северному побережью Черного моря на территории современной Украины.  
В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурных целях, особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в стекломассу оксида марганца (около 1 века до н.э. ) 
На рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. И хотя тогда они отличались плохими оптическими свойствами, они считались признаком роскоши. Цицерон говорил: "Беден тот, чье жилище не украшено стеклом". 
С падением Западной Римской империи (476 г.) и возникновением на ее развалинах варварских Германских государств стеклоделие в Западной Европе приходит в упадок, а его центр перемещается в новую столицу мира Константинополь.  
Основав новую столицу в Византии, римский император Константин очень заботился об ее украшении и переселил туда ремесленников и художников из Рима, привлекая их различными льготами. Многие категории ремесленников, и стеклоделы (зеркальщики, мозаичники) в их числе, были освобождены от податей. Константинополь сохранял свое первенствующее положение в стеклоделии на протяжении многих веков. Особенно широко известна византийская цветная мозаика, которой украшены многочисленные церкви Италии и Греции. Эту мозаику называли просто "греческим стеклом".  
В 607 году возникла Венеция, и там сразу же появились стекольные мастерские. С 1Х века Венеция начала конкурировать с Константинополем. Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов изготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи, украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии. После взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственным мировым центром стеклоделия.  
Венецианские купцы, плававшие по всему Средиземному морю, обеспечивали итальянских мастеров секретами сирийского стекольного производства и знакомили итальянцев с традициями исламского искусства. Венецианские стекольщики не имели себе равных в Европе. В это время венецианцы завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Власти хорошо понимали важность стекольного производства для города и устанавливали протекционистские условия для местного стекла и одновременно защищали секреты его изготовления (запрещался импорт стекла в Венецию, иностранным мастерам-стеклоделам не разрешалось работать в Венеции, а сырье для изготовления стекла запрещалось вывозить за границу).  
Венецианские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении различных украшений и сосудов. Венецианским изобретением являются "сосуды в сетке", вазы-диатрета, "венецианское стекло" обычно декорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками ("мошкой"). Основной специальность стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла - бус, бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого внимания заслуживают подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболее сложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианские зеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало Марии Медичи в качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего 14 х 16 см, но не имело цены.  
В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современники искренне поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала - муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.  
В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Его приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеров достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. Сосуды смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной чистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачной венецианской посуды можно во множестве встретить на полотнах итальянских живописцев. 
Уникальное мастерство и художественная изобретательность муранских стеклоделов сказывались в исключительном разнообразии форм. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись в Мурано в огромных количествах. Особой популярностью пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек и особенно - галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по счастью, сохранились в музеях Западной Европы). Предметы из прозрачного и глушеного стекла декорировались обычно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья, гребешки...  
Самым ходким товаром в эту пору были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, - незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.  
Вплоть до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской стеклянной продукции. 
Цены на венецианские изделия достигали эквивалента золота по весу. Мастер, принятый в цех стеклоделов, получал дворянское звание. Брак между таким мастером и дочерью знатного дворянина не считался мезальянсом. Но стеклоделам было запрещено покидать пределы Венецианской Республики, а выдача профессиональной тайны каралась смертью.  
С развитием стеклоделия в городе участились пожары. Под этим предлогом в ХIII веке все стекольные мастерские были переведены на остров Мурано в двух километрах от столицы. (С того времени венецианское стекло стало называться "муранским", а этот остров до наших дней является символом высококачественного стекла.)  
Но была и другая причина. По византийскому законодательству, "варварам" (иностранцам) запрещалось платить золотом за привозимые ими товары и продавать им предметы роскоши. "чтобы соблазненные вкусом таковых не решились бы с большой легкостью вторгаться в пределы государства". Эмбарго распространялось и на стекло. Существовала специальная полиция, следившая за соблюдением не только этого закона, но и за строжайшим сохранением секретов мастерства. Фактически стеклоделы жили на своем острове на положении арестантов, находящихся под домашним арестом. Были известны случаи, когда мастер, обманув бдительность стражей, переезжал в одну из европейских столиц, чтобы открыть там мастерскую. В обязанности полиции входило следовать за преступником, найти его и убить. Поэтому многие секреты венецианских мастеров оказались утраченными безвозвратно. 
Трагическая страница истории Мурано - оккупация острова в 1797 году французскими революционными войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций во имя свободы, равенства и братства.  
Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати - горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. Это было возвращение к былой славе. 
С тех самых пор интерес к венецианскому стеклу ничуть не ослабевает. В мире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы - из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.  
Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые фабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянных предметов - от посуды до зеркал - осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием. Необходимо заметить, что последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера пользовались единственным приемом - выдуванием. Технология эта применима только к стеклу и ни к какому более материалу. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... За две тысячи лет железная трубка мастера-стеклодела не претерпела серьезных изменений.

Нельзя точно определить возраст , когда зародился Lampwork 
(-техника изготовления изделий из стекла в пламени горелки) т.к. многие технологии связанные с использованием стекла и огня , были в действительности использованы на протяжении многих тысяч лет до появления первой горелки.

Широко распространено мнение, что древний человек случайно открыл для себя стекло в костре и впоследствии научился делать его в маленькой земляной печи, сделанной в форме улея . Древесина была источником энергии, а керамический тигель использовался для заполнения составными, которые используются для изготовления стекла. 
Воздух подавался для горения через отверстие внизу и выходил через круглую отдушину на верху. Инструменты были очень простые, и в основном использовались чтобы вытягивать маленькую расплавленную каплю из тигеля. печь для лэмпворка

  

 

 

 

Иллюстрация ранней древесной  печи (горна) , для получения стекла (Дадли Гиберсон) «Вулканическая мечта» , GAS Journal, 1995.

В своей статье представленной в «Glass Art Society Journal» в 1995г. , Дадли Гиберсон описывал , что он называет «горячим вулканом». Этот причудливый термин относится к конусообразной печи, форма которой позволяет жару выходить через узкое отверстие вверху ,а ушедший горячий воздух заменяется через отверстие внизу. В результате чего ,образуется струя очень горячего газа и пламени на верху «вулкана», достаточной для плавки и формирования стекла.

Легко увидеть логику в  таком простом устройстве и не удивительно, что подтверждение  существования такой печи было найдено  в различных культурах на отдельных  континентах. 
Используя такой «маленькую горелку», древние ремесленники могли делать бусины и посуду, даже могли делать полые трубки еще за столетие до того ,как появились первые стеклодувы.  
Многие артефакты того периода , дошедшие до наших дней свидетельствуют о том, что те украшения можно было сделать только с помощью плавления тонкого прута, техника характерная для лэмпворка. Это метод является одним из главных техник лэмпворка .

Эта печь- «улей» отмечена во многих древних цивилизациях, указывая на то , что производство и работа со стеклом могли возникнуть из одного источника. Печь, найденная в Японии идентична печи, найденной в Северной Африке. Эти печи доминировали по всему миру до н.э. 

 

Иллюстрация Японских стеклодувов. 
«The Volcano Dream» , GAS Journal, 1995. 
Saiga Shokunin Burui – 1774.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Римляне также использовали такие печи для обжига и сушки, но они сделали некоторые важные изменения в дизайне.  
Римляне первыми построили печи для обжига и сушки с составной вытяжкой , вместо одной или двумя. 
Они первые создали стенку доступа к тигелю и экспериментировали с различными инструментами для получения стекла. 
Один такой эксперимент стал важной инновацией в истории стекольного ремесла. В нескольких словах, еще до н.э. кто-то подумал об использовании полой трубки при получении стекла ,вместо палки и потом открыл , что можно выдувать пузырь из горячего стекла. Этот способ распространился по всему миру.

По мере того, как распространялся  способ выдувания стекла, старые техники  постепенно исчезали. Стеклянные бусины изготовлялись по прежнему старым способом , но они тускнели перед замысловатыми и прекрасными узорами , сделанными при помощи полой трубки. Выдувание стекла дало возможность мастерам создавать совершенно новые предметы для различного применения. Выдувание стеклодувство преобладало над техникой формовки стекла следующие тысячу лет , в течение которых Итальянцы достигли наивысшего мастерства в мире. 
Итальянцы, которые в 1291 были изгнаны в Мурано, вывезли формулы и техники производства стекла на остальную территорию Европы. По мере того как Европа оставляла средние века и вступала в Ренессанс, выдувание стекла распространялось во всех уголках континента и на большей территории Азии.

 

Инструменты 17 столетия. 
Фото из Corning Museum of Glass 
(музей стекла) 

 

Во времена Ренессанса, был открыт новый способ применения стекла. Angelo Barovier(Анжело Барови) , работая в Мурано открыл хрусталь , прозрачное натриевое стекло в 1450 г . По мере развития химии среди пытливых алхимиков, возникла необходимость в прозрачных, прочных сосудах для хранения, смешивания и измерения химических препаратов. Ни один материал не был лучше для этого, чем новое прозрачное стекло. 
Первые аппараты были примитивные и не очень точные, но т.к. алхимия преобразовывалась в химию и научные потребности усложнялись,  
возрастала необходимость в сосудах, которые могли удерживать точное количество жидкости и в приборах, которые могли не только хранить и отмерять, например , дистилляторы и термометры. Выдувание стекла через трубку мало подходило для создания таких предметов. Для выдувания стекла требуется огромное количество энергии , в те дни энергию получали путем сжигания леса. Это было неэкономным для средневековых ремесленников расходовать столько много ресурсов, чтобы сделать маленькую вещицу. Эта техника не могла обеспечить точность, которую требуют новые аппараты , поэтому химики были вынуждены создавать новые способы. Так было открыто, что нагнетая узкую струю воздуха в огонь масляной лампы ,добивались достаточной температуры для обработки стекла. К началу 15 ст. эту технику использовали по всей Европе. Некоторые первые аппараты, которые использовал Галилео, уцелели до наших дней. Так зародился лэмпворк.

 

Ранний механизм ручного  насоса. 
Traditional Glassworking Techniques, 
Paul N.Hasluck, 1899 , стр.14 

 

Самые первые лампворкеры дули в трубочку для создания нужной температуры. Но этот метод хорош только на очень короткое время. 
Потом использовались ручные кузнечные мехи. Это было усовершенствование, но поток воздуха был не постоянным, т.к. кузнечные мехи надо было постоянно наполнять воздухом , а это занимало руки мастера, что усложняло работу. 
Эту проблему решили, когда изобрели ножные кузнечные меха и добавили ресивер к кузнечным мехам. Поток воздуха из этой камеры был постоянным, пока качали ножные мехи.

 

Мастера lampworkers 17ст. 
Фото из Corning Museum of Glass . 

 

К 16 ст. леса Европы были практически  уничтожены, а растущая цена сокращающихся  ресурсов леса сделала lampwork очень привлекательным вариантом. Lampwork позволяет творить вещи , которую могут позволить себе простые люди , и к началу 18 ст. начали производить различные мелкие дешевые товары для народа , которые потреблялись по всей Европе.

В городке Неверс (Nevers) во Франции изготовляли маленькие статуэтки людей, домашних животных , они были настолько популярны , что их производство не прекращалось до начала 20ст.

Деревня Лауша (Lauscha) , Германия – была полностью занята изготовлением Рождественских орнаментов на лампах (фонарях). 
Венеция производила бусы . 

 

Цветение яблони , фото Хиллер Бургер , 
Courtesy Harvard Botanical Museum 

 

В 20 ст. отец и сын, Рудольф  и Леопольд Блашка (Blaschka) , объединились, чтоб создать , возможно, самый великолепный образец lampworkа в мире. Они уже были широко известны благодаря своим работам из стекла о морской жизни , когда Джордж Линкольн Гуддейл , директор Гарвардского Ботанического Музея , предложил им сделать громадный проект , создание детальных ботанических моделей обыкновенных и экзотических растений Европы и Северной Америки. 
Меценатами проекта были Элизабет Вар (Ware) и ее дочь Мэри Ли Вар. Работая только кузнечными мехами и множеством самодельных инструментов (приспособлений), Блашки сделали модели , используя проволочный каркас для придания им структуры, раскрасили в цвета идентичные окраске и текстуре растений. Результат получился ошеломляющий! Модели были настолько похожи на живые , что даже при близком осмотре , не отличишь их от настоящих растений.  
В течение следующих 50 лет , 850 комплектов моделей растений было сделано , которые включают различные увеличенные части растений и анатомические сегменты. В общем , число моделей составило около 3000, большинство из которых до сих пор находятся на выставке в Гарвардском Ботаническом Музее. До наших дней никто не смог сделать аналогичные модели.

Орхидея и пчела. Фото Хиллер Бургер ,  
Courtesy Harvard Botanical Museum 

 

Спрос на усовершенствованные  научные инструменты не ослабевал  вплоть до 19ст. Не смотря на то , что оборудование и приспособления стали более сложные , базовый материал – стекло –был ,по существу , такой же , как и хрусталь (Crystallo) , изобретенный 200 лет назад. В 1924 году ученые завода по производству стекла в Корнинге (Corning), Нью-Йорк изобрели новое , более устойчивое стекло , в котором был большой процент uncombined silica, использовался бор , вместо соды (натрия) и добавили небольшой процент алюминия для прозрачности. Это новое боросиликатное (borosilicate) стекло, названное Pyrex , имело низкий коэффициент расширения (растяжения) и было очень стойким к тепловому и физическому удару. Оно было на 15 процентов светлее чем soda-lime(сода-известь) или кремниевое стекло и намного прочнее, стекло Pyrex было идеальным для приборов. Хотя была одна проблема : температура плавления была настолько высока, что старые (forced-air lamps) не могли его расплавить. Нужен был новый метод плавки для работы с новым материалом. Используя кое-что из сварки и комбинируя кислород и природный газ, новые горелки были так сконструированы , что пламя достаточно нагревалось для плавки Pyrex. Традиционные масляные лампы были заменены на сварочные (паяльные) горелки , что дало возможность работать на столе. В конечном счете , все это заменили современными горелками которые используют сейчас. ________________ Panic Grass , фото Хиллер Бургер , Courtesy Harvard Botanical Museum Появление Pyrex перевернуло lampworking в Северной Америке. Это было так, как - будто lampworking изобрели еще раз. В Европе, однако , появление боросиликатного стекла не означало конец старым традициям. В городе Лауша (Lauscha) , в частности, местные ремесленники продолжали работать исключительно с немецким soda-lime (натрий-известь) стеклом ,тщательно совершенствуя столетнюю технику . Альбин Шадел изобрел и усовершенствовал технику, называемую «montage», которая характеризовала lampwork Западной Германии в 1960-х гг. «Montage» это просто компоновка многих кусочков трубки в большом пузыре , который потом формируется в окончательную форму сосуда. Эта техника крайне сложная и длительная , Шадел и несколько других жителей города Лауша были единственными в мире , кто работал в этой технике . Изделия получались очень красивые. Самый великий мастер Западной Германии был Курт Волстаб , работы которого были признаны во многих странах за их красоту и совершенность. ___________ Венецианские мастера тоже твердо придерживались своим традиционным формулам изготовления натриевого стекла , главным образом из-за цветовой совместимости. Фабрика Моретти продолжала изготовлять широкий спектр ярко окрашенных cane (тростник) , которые местные мастера изготовляли для создания ярко окрашенных кусочков (pieces) непревзойденного качества. Современные мастера Лучио Буббако , Витторио Константини и Джани Токо все еще продолжают венецианские традиции и техники. В Чехословакии , знаменитая женщина Вера Лискова возвела производство боросиликатного lampworking в ранг изобразительного искусства. Ее поразительные абстрактные скульптуры завоевали воображение критиков и коллекционеров с 1970-го по 1979-й год (год ее преждевременной смерти ). Влияние Лисковой можно видеть сегодня в работах нескольких знаменитых мастеров Западной Европы , это Анна Скибска и Барбара Идзиковска из Польши. В других частях мира , производство научных аппаратов способствовало распространению lampworking умения, мастерства. Повсюду ,где появлялись фабрики по производству аппаратов (приборов) , вскоре появлялись мастера lampworkers , которые создавали предметы искусства . Благодаря научной промышленности lampworking имеет установленные традиции в таких странах как Китай, Индия , Египет , Австралия и Япония. Некоторые современные мастера , известные всему миру , выходцы из этих стран. В 1965 г. Джон Бартон , англичанин , живший в Америке, получил Гуггенхемский грант и использовал его на путешествие по Европе, его целью было посетить все фабрики по производству стекла , в надежде найти возможность распространить стеклодувное дело среди простого народа. Когда он вернулся в Америку , он воспользовался Pyrex , как своим материалом , а lampworking – как своей техникой. Приспосабливая увиденное на фабриках , Бартон открыл свой собственный метод выдувания стекла , который стал известен как метод Джона Бартона. Он успешно сделал маленькие емкости и скульптуры на конце палки для выдувания стекла и работал как металлург , искал и смешивал химические элементы , добавляя в боросиликатное стекло , чтоб сделать совместимые цвета. В 1968 г. он открыл мастерскую по производству стекла в Pepperdine College , в Лос-Анжелосе с Маргарет Уоид , в качестве инструктора. Ученики в этой мастерской проводили исследования и изобрели более 200 формул самостоятельно. Один студент , Сален Фоулер , передал формулы Паулю Трутману , который был заинтересован в производстве цветного стекла .Он открыл Northstar Glassworks , сейчас это самый большой производитель цветного боросиликатного стекла в мире. В то же время , когда Джон Бартон ездил по Европе, молодой человек из Западной Германии , которого звали Ганс Годо Фрабель заканчивал свое обучение в Майне , Западная Германия. В1965 г. он переехал в США и получил работу стеклодува в Атланте , Джорджия. В1968г. он реализовал свою давнюю мечту , использовать стеклодувное дело , как искусство и открыл свою студию и галерею. Он специализировался на изображении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Исторические хроники Мурано

У современного человека, уже  изрядного поездившего по заграницам, словосочетание "муранское стекло" вызывает в памяти весьма определенные ассоциации. Неизменно вспоминаются сувенирные закутки вокруг Ватикана, торгующие портретами Папы, открытками с Мадоннами и однообразными нитками разноцветных бус. Похожие украшения, но только уже побогаче и позатейливее, гроздьями свисают со смуглых рук нелегальных мигрантов, толпящихся у причалов венецианского Большого канала – цены те еще, но все равно дешевле, чем в магазине. Для тех, кто по заграницам не ездит, муранское стекло – это сомнительные переливающиеся подвески китайско-корейского производства и качества, поблескивающие в московских витринах. Всплывает в памяти какой-то остров Мурано, на котором никто никогда не бывал. А несколько столетий тому назад и не смог бы побывать при всем желании. Это теперь на главной муранской набережной Стекольщиков гостеприимно раскрыли свои двери Музей стекла и Международная школа стекла. В стародавние времена венецианцы держали втайне секреты мастерства не хуже китайцев, веками дрожавших над фарфором. Заезжему соглядатаю путь на остров был заказан.

Стеклоделие, как организованный промысел, зародилось в Венеции в VIII веке. Этому способствовало 2 фактора  – изобретение древними римлянами  еще в 50 г. до н.э. метода выдувания  стекла и удобное географическое положение города, служившего перекрестком торговых путей между Европой  и Восточными странами, прежде всего  Восточным Средиземноморьем и Северной Африкой.

Венецианцы не только собирали знания, которые сами текли в руки, но и проявляли чудеса ловкости в  добывании чужих секретов. Хитроумный властитель Венеции Энрико Дандоло, сумевший переориентировать 4-й Крестовый поход в нужном ему направлении, с покорением Костантинополя в 1204 г. получил доступ к секретам стеклоделия великой империи, что послужило громадным толчком к развитию этого промысла в Венеции.

Уже к концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто  возникали пожары, выросло в Венеции  настолько, что стало угрожать существованию  самого города. Тогда в 1291 г. городские  власти приняли решение о выносе стекольного производство за черту  города. Самым удобным местом для  этого была признана группа островков  в Венецианском заливе. Конечно, можно  было перенести производство в какой-нибудь укромный уголок на континенте. Но острова  были идеальным местом с точки  зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. Кроме того, островное положение производства облегчало задачу сбора налогов для казны.

Информация о работе Стекло