Антропологический анализ тетради в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

В рамках культурной антропологии сформировалось несколько научных направлений. Первая научно-теоретическая школа, которая возникла в рамках культурной антропологии, получила название эволюционистской. Основы эволюционизма были заложены во второй половине XIX века в работах Г. Спенсера (1820 - 1903), Э. Тайлора (1832 - 1917) и Л. Моргана (1818 - 1881).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа на тему

«Антропологический анализ тетради в культуре»

 

Выполнила студентка ИФКиМК группы Б-21

Коледова Света

Часть 1

 

Эволюционизм

 

В рамках культурной антропологии сформировалось несколько научных направлений. Первая научно-теоретическая школа, которая возникла в рамках культурной антропологии, получила название эволюционистской. Основы эволюционизма были заложены во второй половине XIX века в работах  Г. Спенсера (1820 - 1903), Э. Тайлора (1832 - 1917) и Л. Моргана (1818 - 1881).

Эволюционистская теория исходит  из того, что общество развивается  по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании "неприспособленных" индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании «приспособленных».

Классический эволюционизм рассматривает  изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные  общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким  станут примитивные общества в будущем.

А.Бастиан (1826-1905) одним из первых создал эволюционную концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об особенностях его концепции культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод А.Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.

 

Г. Спенсер не был сторонником  единообразного линейного прогресса, в соответствии с которым "различные  формы общества, представленные дикими и цивилизованными племенами  на всем земном шаре, составляют лишь различные  ступени одной и той же формы" Главный акцент в своих теоретических  построениях он делал на анализе  того, как развиваются общества. Его концепция изложена в книге "Основы социологии" (1876-1896). Основная идея Спенсера: аналогия общества и  организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал  в качестве некоего "сверх организма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Культуры, или общества, развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Он одним из первых высказал гипотезу о том, что "отсталые" культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неразвитыми.

Тайлор В книге "Исследования в области древней истории человечества" он отстаивает идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов объясняются неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали

Эволюционистская концепция  культуры излагается в книге  "Первобытная  культура". В ней он всесторонне  развивал идею прогрессивного развития культур. К числу важнейших закономерностей  Э.Тайлор относил "общее сходство природы человека" и "общее сходство обстоятельств его жизни". Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Характер эволючии постепенный -  все развивается от простого к сложному.

Так же его произведениями являются: "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888).

Кроме Э. Тайлора крупным представителем эволюционизма XIX века был американский этнограф Л.Г. Морган. Он использовал тот же метод, что и Тайлор (исследовал эволюцию кровнородственных отношений); считал, что человеческое общество имеет единый путь развития. Морган положил начало разработке истории первобытного общества. Главный труд Моргана - «Древнее общество» (1877). В ходе своих исследований американский ученый пришел к выводу о том, что род был универсальной и древнейшей организацией человечества, в рамках которой поддерживались порядок и преемственность.

Морган обосновал идею о существовании  на ранних стадиях развития человечества материнского рода, т.е. матриархата. Морган считал, что в первобытном обществе отцовство не могло быть достоверно установлено, поэтому единственным надежным признаком происхождения  была связь с материнской семьей. Превращение материнского рода в отцовский Морган объяснял накоплением собственности в руках мужчин и желанием передать ее по наследству детям.

Американский этнограф полагал, что  в родовом обществе не существовало государства, общественный строй был  демократическим, поддерживалась выборность власти.

Морган дал периодизацию истории  древнейшей культуры по признаку изобретений  и открытий. Добывание огня, изобретение  лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, обработка железа стали  важнейшими вехами в истории древней  культуры.

Морган был близок к тому пониманию  историко-культурного процесса, которое  позже разрабатывали К. Маркс  и Ф. Энгельс. Главной движущей силой  прогресса Морган считал развитие техники  и материального производства. Теория Моргана содержала положения, близкие  к просветительству и коммунизму. По его мнению, цель прогресса - общее  благо человечества. Человечество в  своем развитии придет к такому общественному  строю, который в высшей форме  возродит свободу, равенство и братство древних народов.

 

Диффузионизм

 

ДИФФУЗИОНИЗМ как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур  оно обозначает распространение  культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого  направления считают главным  содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Важной особенностью рассматриваемого подхода является анализ простран, ственных и временных характеристик культур, что представляет собой конкретизацию объекта исследования по сравнению с эволюционизмом. Эволюционистской идее автономного возникновения и развития аналогичных культурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею географической определенности, в некоторых случаях даже тезис об однократном возникновении культуры и последующем распространении ее из центра зарождения. В определенном смысле диффузионизм можно рассматривать как попытку заменить идею прогрессивного развития принципом пространственно-временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов.

Основателем диффузионизма был немецкий исследователь Ф.Ратцель (1844-1904). Свою концепцию культуры он изложил в многотомных исследованиях: "Антропогеография" (1882-1891) и "Народоведение" (1885-1895). Главный предмет изучения Ф.Ратцеля - географическое распространение предметов материальной культуры (этнографических предметов, по его терминологии) и соответственное распространение народов - носителей этих предметов. Из факта географического размещения и перемещения этнографических предметов делался вывод о пространственном распространении культур, о родстве и происхождении последних. Ф.Ратцель выделял два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он называл аккультурацией; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Предметы материальной культуры были выбраны Ф.Ратцелем в качестве основного объекта исследования, так как они гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму и ареал распространения по сравнению с другими аспектами культуры. Народы, по мнению Ф.Ратцеля, изменяются, гибнут, а "предмет остается тем, чем он был". Касаясь особенностей заимствования, он отмечал, что одни предметы (например украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) - с трудом.

 

 

Функционализм

 

Особенностью функционального  подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача - разложение целого (культуры) на составные  части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в  изучении культур в большой степени  ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур. Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного (вредного, архаичного) образования (пережитка), а  как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный  элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Для функционалистов  практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура "здесь и сейчас", какие задачи она решает, как воспроизводится.

В процессе культурологических исследований понятие "функция" получило два основных значения. Первое - указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому, и второе - обозначение зависимости между частями, компонентами культуры.

Б.МАЛИНОВСКИЙ (1884 -1942) В 1913 г. была опубликована первая статья Малиновского "Семья у австралийских туземцев". С того же года после окончания аспирантуры Школы экономических и политических наук он начал работать в Лондонском университете. Фундаментальную роль в его становлении как антрополога сыграли длительные полевые исследования (1914-1918) в Океании на побережье новогвинейского залива Папуа и на Тробриандских островах. В результате после этой научной экспедиции в 20-е годы была издана серия книг, среди которых - "Первобытная экономика Тробриандских островов", "Аргонавты западной части Тихого океана", "Преступление и обычай в дикарском обществе", "Магия, наука, религия и другие эссе".

Определяющим, создающим  характерное лицо культурологической концепции Б.Малиновского было последовательное проведение при исследованиях культур принципа универсального функционализма. Он так формулировал свой постулат, или исходный принцип, функционального подхода: "...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого".

 

 

Часть 2.

В качестве культурного феномена мне хотелось бы рассмотреть тетрадь  и проанализировать ее на 3-х выбранных  мною теориях.

На примере теории эволюционизма. Тетрадь выглядела так не сразу, она менялась с течением времени. Ее появление связано с необходимостью записывать различного рода факты. Вначале это были папирусы у египтян, глиняные таблички с клинописью у шумеров и вавилонцев, пергамен и береста у славян. Писать на свитках было не очень удобно. Так как  они были узкими, много материала выбрасывалось, да и были они длинными, что тоже не было удобным для последующего чтения информации, содержащейся в ним. Эволюция привела к появлению бумаги. Впоследствии из бумаги стали делать тетради, чтобы записанные факты  были упорядочены, не терялись и не перемешивались. Сейчас тетрадь продолжает эволюционировать. Появляются тетради с разным количеством листов, разнообразным оформлением обложки.

 

На примере диффузионизма. Появление тетради могло было быть связано с межкультурными контактами, в воде которых передавалась информация от одной цивилизации к другой. Так же во время войн победившие стороны выводили от побежденных награбленное добро и культурные ценности. Так могло произойти с «предками» тетради.

 

Рассмотрение тетради  на примере теории функционализма. Современную жизнь нельзя представить без тетрадей блокнотов, записных книжек. В них мы записываем важную для нас информацию: конспекты, упражнения, сочинения, стихи, разнообразные события и встречи, номера телефонов и адреса. Информация, записанная в тетради, не теряется, все нужное по теме находится в одном месте. Ее удобно брать с собой, так как она довольно компактная и не занимает много места

 

 

 

 

Для написания работы я  использовала ресурсы

 

http://www.bibliotekar.ru/vostok/65-1.htm

http://www.topauthor.ru/Kak_poyavilas_tetrad_d4f3.html

Орлова Э.А. Введение в  социальную и культурную антропологию

Белик А. «Культурология. Антропологические теории культур»


Информация о работе Антропологический анализ тетради в культуре