Характеристика спутниковых систем связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом
информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что
доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим
его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, продуцирование, обработка,
хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе
современных информационных технологий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….…………………...3
Глава 1: Дидактические аспекты компьютерного обучения………………………………..……... 7
§1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении…………………….….... 7
§2. Дидактические принципы компьютерного обучения…………………………………………... 11
§3. Диалог - коммуникативная основа информационной технологии
Обучения………………………………………………………………………………………………………………….…..…16
§4. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс
Школы………………………………………………………………………………………………………………………….……23
Глава 2. Технологии применения компьютеров в учебном процессе……………………..... 27
§1. Компьютерные технологии на уроках физики………………………………………………………... 2
§2. Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках математики….31
§3. Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка…………………………33
§4. Компьтерные технологии в обучении иностранным языкам………………………………. 37
§5. Компьютерные средства обучения гуманитарным предметам……………………………..37
§6. Дистанционное образование………………………………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

гуьсина.docx

— 76.32 Кб (Скачать файл)

на скорость понимания его содержания ( и скорость заполнения, если речь идет о

бланках). Рассматриваемая проблема включает следующие вопросы:

· какое количество текста следует выдавать на экран;

· требуется ли выравнивать текст, т.е. обрамлять одинаковыми полями;

· из каких соображений размещать различные блоки информации на экране;

· каково соотношение эффективностей различных путей выдачи информации на

экран и что является преимущественным;

· как использовать цвет;

· как лучше предоставлять обучаемому сведения о возможностях курса.

     Перед выдачей обучаемому изображения необходимо позаботиться о виде каждой

строки, каждого слова и даже каждого символа текста. Главным здесь является

ясность сообщения, выдаваемого обучаемому. Сообщение в целом можно

охарактеризовать четырьмя показателями читабельности: типом стиля, длиной

строки, выравненностью текста, точками прерывания. Стиль включает реверс

текста, отчетливость изображения, подчеркивание, выделение мерцанием и другими

средствами важных моментов содержания, размеры текста, всевозможные способы

чередования, курсив и цвет. Очевидно, что размер текста должен быть небольшим,

по крайней мере таким, чтобы можно было различать сходные строчные буквы и

знаки, длина текста обусловлена особенностями памяти обучаемого, в том числе

возрастными.

     При чтении текста  усваивается сенсорная, синтаксическая, семантическая и

прагматическая информации. Читающий использует различные процессы представления

и обработки знаний для усвоения информации, содержащейся в тексте. Используется

так называемая "текстовая база", строящаяся из трехуровневого концептуального

анализа:

     1.     грамматический разбор текста;

     2      представление содержания текста;

     3.      включение содержания в имеющиеся у обучаемого знания.

     Уровни анализа текста  соответствуют трем характеристикам  текста:

     1.     структура текста, подлежащая грамматическому разбору;

     2.    смысловая однозначность текста;

     3.     наличие предшествующих знаний, обусловливающее понимание

текста.

     Текст должен относиться  к одной теме. В тексте должно  быть центральное

предложение, отражающее основную идею. Как правило, взрослый обучаемый ищет

именно такое предложение и находит его в "хороших" текстах. Это предложение,

как правило, читается дольше остальных, для обучаемого очень важны те

характеритистики, атрибуты понятия, которые в нем упоминаются. Если первое

предложение текста не содержит главную идею, обучаемый вынужден искать ее в

последующих предложениях. Этот процесс требует больших усилий от обучаемого и

не делает процесс обучения успешным. Таким образом, главную идею текста лучше

вынести в заголовок, а пояснение понятия сделать четким и ясным, выделяя либо в

отдельные пункты, либо рассматривая каждый атрибут в отдельном предложении.

     Текст предоставляет обучаемому информацию по теме урока, помогает ему

использовать систему (в форме управления обучающей программой) или

ориентироваться в уроке, а также содержит сообщения об ошибках. Одно из главных

преимуществ компьютера - выдача сообщения в любую точку экрана в любое время

работы программы. Структура экрана при этом может быть разнообразной. Выделим

основные три способа организации экрана. При первом способе экран разделяется

на две, не обязательно равные, части. Одна часть может быть использована для

ввода данных с клавиатуры, а другая - для вывода команд, подсказок. В другом

случае - окна экрана могут иметь разный размер и содержание в разные моменты

обучения. Второй способ организации пространства экрана означает, что нет

зарезервированных участков экрана, которые содержат некоторый бланк для выдачи

информации. Требуемая информация выдается по мере необходимости, а отводимая

для этого часть экрана может использоваться для других целей. Третий способ -

использование вложенных окон (или "выталкиваемых", "выпадающих"). Такое окно

появляется в определенном месте экрана по требованию, оно исчезает либо когда

на экране исчезает данное требование, либо появляется новое. Также необходимо

иметь на экране участок для ввода ответа обучаемого на вопрос системы.

Желательно, чтобы и вопросы задавались в определенном месте экрана. Постоянно в

одном и том же месте должна появляться (или постоянно присутствовать)

ориентировочная информация. Лучше, если ориентировочная информация помещена в

одной строке вверху или внизу экрана. Необходимо иметь список управляющих

воздействий, таких как прерывание обучения, очистка экрана и другие, которые

выдаются в начале урока в рамке и затем могут просматриваться при нажатии

клавиши с функцией "помощь".

     Местоположение на  экране обратной связи - "реплики  компьютера" всегда было

проблемой. В идеале обратная связь должна быть как можно ближе на экране к

местоположению вопроса и ответа обучаемого. Однако важно, чтобы собственный

ответ обучаемого не затирался репликой компьютера. Лучше для этого использовать

часть экрана правее вопроса. Реплика компьютера может быть выделена цветом.

Отметим наиболее важные требования к реплике:

· после каждой допущенной ошибки должно следовать сообщение о ней и, по

требованию обучаемого, пояснение;

· сообщения после правильного ответа должны быть краткими и не

злоупотреблять похвалой;

· сообщения по каналу обратной связи должны выдаваться через несколько

секунд после ввода ответа обучаемым, если компьютеру потребуется для выдачи

больше времени, необходимо об этом сообщить обучаемому;

· частота и вид помощи должны соответствовать модели обучаемого.

     Обратная связь, осуществляемая  обучающей средой, может иметь  вид воздействий,

дающих возможность обучаемому изменять или адаптировать последовательность

учебного материала.

     Наиболее распространенные  формы человеко-машинного диалога  в компьютерных

обучающих системах - это диалоги типа "вопрос-ответ" и "меню". Диалоги этих

типов должны отвечать требованиям естественности, последовательности,

неизбыточности, гибкости и поддержки пользователя. Естественность означает, что

при взаимодействии с системой обучаемый не должен существенно изменять

имеющиеся традиционные способы решения задач. Стиль ведения диалога должен быть

разговорным, а не письменным, фразы, по возможности, не должны требовать

дополнительных пояснений. Полезно, чтобы некоторые предложения имели яркую

эмоциональную окраску, лексикон соответствовал возрастным особенностям

обучаемого. Диалог, реализующий дидактический принцип последовательности,

гарантирует также, что обучаемый, освоивший работу с одной частью системы, не

запутается с инструкциями по работе с другой ее частью. Требование краткости

предполагает ввод пользователем минимального размера сообщений. Это, во-первых,

обеспечивает более быстрое взаимодействие и, во-вторых, сокращает количество

ошибок при вводе, что облегчает контроль правильности ответов обучаемого.

Краткость относится не только к входным (от обучаемого) сообщениям, но и к

репликам компьютера, особенно к подсказке. Поддержка пользователя

осуществляется в виде подсказок, справочной информации или обратной связи.

Кроме поддерживающей обратной связи можно также выделить два типичных ее вида:

репетиторскую (целенаправленно обучающую) и советующую. Подсказки и справочная

информация могут опережать действия обучаемого, обратная связь осуществляется

после ввода им сообщения. Гибкость диалога - это мера того, насколько хорошо он

соответствует различным уровням подготовки обучаемого, индивидуализация

компьютерного обучения зависит от гибкости используемого диалога.

     Наиболее известным  механизмом организации ввода  запросов обучаемых является

меню. Меню всегда отвечало требованию "дружественности", предъявляемого к

компьютерным программам, особенно учебного назначения, и появление манипулятора

"мышь" привело к еще более  широкому использованию этой  формы диалога. В

диалоге-меню пользователю предоставляются в различных формах возможные варианты

данных для ввода и он может либо скопировать один из вариантов посимвольным

вводом с клавиатуры, либо выбрать его по номеру в списке вариантов, либо

выделить "мышью". Меню может быть организовано в виде блока, в виде строки

данных, в виде пиктограмм, в виде списка с пронумерованными вариантами. Меню

можно с равным успехом применять и для ввода управляющих сообщений и для выбора

ответа обучаемым.

В обучающих системах, как правило, происходит накопление прошлого диалога, т.е.

шагов обучения, пройденных обучаемым и результатов каждого шага. Это позволяет

анализировать не только успехи обучаемого в данном курсе, но и определять

пригодность данной программы для достижения поставленных целей обучения.

     Учебная среда в  процессе диалога может строить  различные модели обучаемых и

затем использовать эти модели для динамического построения обучающих путей и

методик. Конструкция интерактивной обучающей системы должна развивать

познавательные функции обучаемого и, в то же время, адаптироваться к его

требованиям. Интерактивный (компьютерный) диалог обеспечивает коммуникацию

между двумя партнерами - обучающим средством (компьютером) и обучаемым.

Очевидно, что в процессе взаимодействия оба участника диалога осуществляют и

другие действия : компьютер организует собственную работу, контроль блоков,

передачу информации между устройствами и другие, а обучаемый может обмениваться

репликами с другими обучаемыми, делать пометки и т.д. Однако, для обучения эти

действия не являются главными. Адаптивные процессы показаны как взаимное

приспособление двух компонент: и обучающих действий системы, и познавательных

процессов обучаемого.

     Таким образом, используя  классические положения дидактики, использование

компьютера в обучении вносит значительные изменения не только в практику, но и

в теорию педагогики.

     §4. Трудности на пути  внедрения компьютерных технологий  в учебный процесс школы

     Наряду с открывающимися  широчайшими перспективами использования  в учебном

процессе компьютерной техники, существует ряд проблем, строго очерчивающих круг

применимости подобных технологий, и ограничивающих их технократическое влияние.

Это:

     1.       Опасности  для здоровья учащихся,

     2.        Стоимость программного обеспечения,

     3.       Быстрое  устаревание программного обеспечения,

компьютеров,

     4.        Обучение учителей,

     5.         Несоблюдение технологии.

     Санитарные нормы, действующие в настоящие время в школе, разрабатывались в то

время, когда визуальные, цветовые, контрастные, электромагнитные показатели

компьютеров и их мониторов не позволяли работать за терминалом машины ребенку

10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегодня большинство поставляемых в школы

компьютеров, если, конечно, это - не списанные где-то "ящики", являются

машинами, соответствующими жестким европейским стандартам - MPR-II, TCO'95 и

другим.

     Монитор компьютера  является самым "опасным" элементом. При этом современные

технологии позволили снизить уровень электромагнитного излучения монитора до

уровня таких бытовых приборов, как настольная лампа. Но мерцание монитора

(80-100 Гц), даже по сравнению со  старыми моделями (50Гц), по-прежнему  утомляет

глаза. В последние годы появились жидкокристаллические мониторы для настольных

компьютеров. При большом размере экрана они имеют малые габариты (практически

как большая книга), они практически не излучают и не мерцают, что делает их не

более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая на сегодняшний день

цена (около 1500$) не позволяет комплектовать ими школьные компьютеры, но через

1-3 года это станет реальностью. При таком уровне оснащения  можно станет

говорить о пересмотре информационной концепции образования.

     Вторым серьезным  препятствием на пути внедрения  компьютерных технологий

обучения в школе является немалая цена лицензионного программного обеспечения.

Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастую превышает

стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своем большинстве

прониклись мыслью о внедрении компьютеров в школах, во многих школах появляются

современные компьютерные классы, но приобретение программного обеспечения пока

не предусматривается. Таким образом в некоторых школах наблюдается следующая

картина: школьники работают на суперсовременных компьютерах либо с ворованным

"пиратским" программным обеспечением, либо с допотопным "Бейсиком".

     Выходов из подобной  ситуации может быть несколько:

·   частные школы и некоторые муниципальные, берущие плату за

дополнительные образовательные услуги могут позволить себе приобретение

нескольких программ;

·   крупные компании, например Microsoft, проводят акции поддержки

образования и предоставляют свою продукцию бесплатно или за меньшую цену, но

такой ход оказывается неприемлем для небольших фирм, занимающихся разработкой

программного обеспечения специально для образования;

Информация о работе Характеристика спутниковых систем связи