Вариативный подход при изучении информатики и ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:36, доклад

Краткое описание

Сельская малокомплектная школа оказалась в особо сложных условиях на этапе вариативной организации образования. В малочисленных классах сельских школ и при отсутствии параллелей нельзя образовывать классы естественнонаучного, гуманитарного или иного профиля. Очевидным является в связи с этим тот факт, что обучающиеся в сельских школах находятся в неравных условиях с городскими детьми. В результате резко снижается конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в высшие учебные заведения, на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Вложенные файлы: 1 файл

Публикация.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Вариативный подход при изучении информатики и ИКТ

 

 Учитель информатики  и ИКТ

МБОУ «Большехаланская СОШ

Корочанского района Белгородской области»

Л.В. Тихова

Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы  готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. В этой связи предпринята попытка в поиске условий, направленных на  реализацию вариативного образования сельских школьников в соответствии с их наклонностями и психолого-физиологическими возможностями по собственному выбору.

Сельская малокомплектная  школа оказалась в особо сложных  условиях на этапе вариативной организации  образования.   В малочисленных классах сельских школ и при отсутствии  параллелей нельзя образовывать классы естественнонаучного,  гуманитарного или иного профиля. Очевидным  является в связи с этим тот факт, что  обучающиеся в сельских школах находятся в неравных условиях с городскими детьми.  В результате резко снижается конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в высшие учебные заведения, на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и  постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Поэтому вариативная часть учебного плана в нашей школе обеспечивает реализацию федерального компонента образовательного стандарта, а также школьного и регионального компонентов образования.

Федеральный компонент  не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе.  В III-IV классах изучается в качестве: учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология»  (20-25 ч. за два года обучения);

Изучение предмета «Информатика и ИКТ»: в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю.

Федеральный компонент не предусматривает  изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5, 6 и 7 классе. С целью выстраивания непрерывного курса изучение информатики  и ИКТ, в МБОУ «Большехаланская СОШ» осуществляется изучение предмета в 5, 6 и 7 классах за счет школьного компонента (вариативная часть учебного плана компонента образовательного учреждения). Обучение производится  на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л.Босова из сборника  Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 и обеспечивается УМК:

    • учебником (включенными в Федеральный перечень): Л.Л.Босова Информатика 5 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 г.
    • учебником (включенными в Федеральный перечень): Л.Л.Босова Информатика 6 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 г.
    • учебником (включенными в Федеральный перечень): Л.Л.Босова Информатика и ИКТ 7 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 г.
    • Л. Босова. Рабочая тетрадь для 5 класса. 4-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
    • Л. Босова. Рабочая тетрадь для 6 класса. 4-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
    • Л. Босова. Рабочая тетрадь для 7 класса. 4-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

Изучение предмета "Информатика и ИКТ" в 10–11 классах проводится на базовом уровне – 1 час в неделю.

Вариативно-индивидуальный компонент  учебного плана в 10 – 11 классах представлен элективным курсом межпредметного вида Е.В. Андреев, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. «Математические основы информатики», который рассчитан на два года обучения.

Я считаю, что для малокомплектной сельской школы на уроках  информатики и ИКТ приемлемы личностно – ориентированный метод обучения, метод проектов.

Метод проектов в информатике интересен  спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.  В своей  работе я  успешно  использую метод проектов как  для отработки практических умений и навыков  на этапе закрепления знаний, так и для контроля знаний,    и  вместе с тем для  организации исследовательской работы  с обучающимися.

Эффективной формой обучения информатике является практикум, но эту не слишком творческую форму работы я объединила с проектной деятельностью, и получила очень интересный вид деятельности, который нравится учащимся. 
 Такие практикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной  и продуктивной деятельности, представляют учащимся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своего творчества, так как создание проекта - процесс сложный,  и он побуждает обучающихся к исследовательской и поисковой деятельности.

Для обеспечения устойчивой мотивации  учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в старших  классах. У меня сложилась определённая  система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.  

Отслеживание результатов  применения проектного метода проводилось с помощью как промежуточного, так и итогового контроля, как то устный и письменный опрос, тестирование при помощи специального тестового комплекса, контрольные срезы по текстам администрации, зачеты по каждой теме.  
По результатам трехлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям.  
Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности. Работая в коллективе, приобретают и развивают следующие коммуникативные умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ ит.д.

Повышается интерес учащихся к  предмету «Информатика и информационные технологии», хорошо просматриваются меж предметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках, занимают призовые места. При окончании школы абсолютно все учащиеся владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными в стандарте. Увеличилось и число учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями. 
 Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно-иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, является своего рода и исследовательской работой, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда.

 

 

Литература

  1. А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин. К вопросу о формировании профессиональной компетентности педагогов сельских малокомплектных школ. / Вестник ТГПУ. – 2010. – Выпуск 11.

 

  1. Байбородова Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004.

 

  1. Инструктивно-методическое письмо  «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году»

 

 

 

 

     

 


Информация о работе Вариативный подход при изучении информатики и ИКТ