Аэропорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Предметная область – это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в базе данных. В качестве предметной области в данной курсовой работе используется аэропорт. Предметная область бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие или вообще не значащие данные. Так в предметной области аэропорт, понятия «скорость полета», « количество мест», « пилот», являются существенно важными понятиями, а понятия « марка», « число пассажиров» и «число мест» - менее важными. Однако, с точки зрения аэропорта эти данные являются существенно важными. Таким образом, важность данных зависит от выбора предметной области.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по информатике..docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

 

  1. Аналитическая часть
    1. Обзор предметной области

Предметная область –  это часть реального мира, данные о которой мы хотим отразить в  базе данных. В качестве предметной области в данной курсовой работе  используется аэропорт. Предметная область  бесконечна и содержит как существенно важные понятия и данные, так и малозначащие  или вообще не  значащие данные. Так в предметной области аэропорт, понятия «скорость полета», « количество мест», « пилот», являются существенно важными понятиями, а понятия « марка», « число пассажиров» и «число мест» - менее важными. Однако, с точки зрения аэропорта эти данные являются существенно важными. Таким образом, важность данных зависит от выбора предметной области.

 В предметной области   аэропорт  выделен ряд следующих  основных понятий                        (сущностей), касающихся данной предметной  области, а так же ряд основных  характеристик этих понятий:

  • Самолет

Марка

Номер

Скорость полета

Число мест

  • Рейс

Количество проданных  билетов

Дата/время вылета

  • Член экипажа

Фамилия Имя Отчество

Должность

  • Пассажир

Фамилия Имя Отчество

Пол

Возраст

Для исследования данной предметной области и построения инфологической модели, в общем, был использован  материал о специфике работы аэропорта.

Так же, при анализе предметной области был учтён аспект, касающийся регистрационно – учетной документации подобных учреждений, в результате чего, в данной БД можно встретить такие понятия как : «дата/время вылета», «количество проданных билетов» и другие.

     1.2. Моделирование проектируемой БД

Модель предметной области  – это наши знания о предметной области. Знания могут быть как в  виде неформальных знаний в мозгу  эксперта, так и выражены формально  при помощи каких – либо средств. В качестве таких средств могут  выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных  инструкций, правила ведения дел в компании  и тому подобное. Опыт показывает, что  текстовый способ представления  модели  предметной области крайне  неэффективен. Гораздо более информативными и полезными при разработке баз  данных являются описания предметной области, выполненные при помощи специализированных графических нотаций. Имеется большое количество  методик  описания предметной области. Модель предметной области описывает скорее  процессы, происходящие в предметной области  и данные, используемые этими  процессами.  От  того, насколько правильно  смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений.

 И так, как говорилось  выше, для начала работы над  созданием БД по предметной  области   « Аэропорт» были  выделены основные сущности и  их основные  характеристики. Дальнейшие  действия – это составление  инфологической модели по данной  предметной области с учетом  связей между  сущностями,  данная модель представлена на  следующем рисунке.  При составлении  данной схемы учтены виды связи,  которые определены по смыслу  для объектов данной предметной  области. 

 

возраст


Должность



Пол


 

Стаж  работы



  

 

Рис.1.1Инфологическая модель по предметной области «Научная конференция»

 При составлении данной  схемы учтены виды связи, которые  определены по смыслу для объектов  данной предметной области. 

 

      Возможные связи.

  1. « один –к- одному» - каждому экземпляру первой сущности  соответствует только один экземпляр второй сущности.
  2. « один – ко – многим» - каждому экземпляру первой сущности могут соответствовать  несколько экземпляров второй сущности, но не наоборот. Связь « один – ко –многим»  подразумевает, что одна сущность является главной (сущность находящаяся со стороны 1), а вторая – подчиненной (  сущность находящаяся со  стороны N), каждому экземпляру главной сущности могут соответствовать много экземпляров подчиненной.
  3. « многие – ко – многим» - каждому экземпляру первой сущности могут соответствовать несколько экземпляров второй сущности, и наоборот.

И так, сущности « самолет» и « рейс», « самолет» и «  член экипажа», « пассажир » и  « рейс», « маршрут» и « рейс»  связаны связью « один – ко –  многим» ( главные сущности записаны первыми, подчинённые вторыми), потому что, на один самолет может прийтись несколько членов экипажа, один рейс может перевести несколько пассажиров, одним маршрутом может быть сделано  несколько рейсов, один самолет может  сделать несколько рейсов, соответственно.

1.2. Разработка технического задания

  1. Основание для разработки

Данная разработка ведётся  в соответствии с заданием по выполнению курсовой работы по теме « Разработка базы данных « Аэропорт».  Задание утверждено кафедрой « ИиПО» БГТУ, 10 марта 2013 года.

  1. Назначение разработки

Данная разработка предназначена  для хранения и использования  информации по предметной области научная  конференция. С помощью данной разработки  можно вести учёт  рейсов и  маршрутов, а так же вносить и  изменять все необходимые данные, используемые в данной предметной области.

Аэропо́рт — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал (в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Структура аэропорта

 Аэродром

Комплекс обслуживания полезной нагрузки

          Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)

Грузовой комплекс

Класс аэропорта

Сотрудники аэропорта

Региональные особенности  аэропортов

 

  1. Требования к программному изделию

Данная БД должна иметь  таблицы, запросы, формы и отчёты. Пользователь должен иметь возможность  вносить, изменять и удалять необходимые  ему данные. Для осуществления  данной цели, и для удобства использования, в БД помимо  самих таблиц ( в  которых можно изменять данные, но неквалифицированную сотруднику делать это крайне затруднительно) должны быть созданы формы. Для получения  выборочной информации, с определёнными  условиями, в БД должны быть созданы  запросы. Для вывода информации на принтер  в БД создаются отчёты. Помимо всего  выше сказанного, итогом работы  над  БД, является создание так называемой кнопочной формы, которая представляет собой набор кнопок, открывающихся  доступ ко всем объектам БД, тем самым, облегчая работу в ней.     

                                         

 

 

 

                                          2.Конструкторская часть

2.2.Нормализация структуры БД

После того, как построена  инфологическая модель, наступает этап нормализации структуры БД, суть которой  заключается  в составлении схемы  таблиц с указанными связями. Для  того, чтобы связи между таблицами  работали надежно и по записи из одной таблицы  можно было однозначно найти записи в другой таблице, надо предусмотреть уникальные поля. Уникальное поле – это поле, значения в котором  не могут повторяться. 

Для указания уникального  поля используется понятие ключевого  поля. При создании структуры таблиц одно поле ( или одну комбинацию полей). Можно назначить ключевым. С ключевыми  полями компьютер работает  особо. Он  проверят их уникальность. Ключевое поле – очевидный кандидат для  создания связей. Иногда ключевое поле называют первичным ключевым.

 Как правило, уникальное  поле создают искусственно. Для  этого нужно  первым свойством  каждой сущности указать номер  отдельного экземпляра по порядку.  Это поле должно иметь тип  Счетчик. Ввести два одинаковых  значения в такое поле нельзя  по определению, поскольку приращение  значения поля производится автоматически.  Связь между таблицами будет  вестись в дальнейшем именно  по этому полю.

Нормализация представляет собой построение так называемой концептуальной модели БД, которое  сводится к представлению инфологической модели в терминах выбранной СУБД                  ( в данном случаи Access). Концептуальная модель имеет вид, немного отличающийся от инфологической, но строится на основе инфологической.

 В концептуальной модели  используются другие термины  : вместо « сущности» используется  термин «  таблица», вместо  « свойства» (атрибута) – «  поле».

Особенностью концептуальной модели является наличие связей, которые  здесь показывают явно. Связи проводятся между соответствующими полями, созданными еще в  инфологической модели для  формирования  связей « один –  к – одному» и « один –  ко- многим».

Концептуальная модель по предметной области « Аэропорт» приведена на рисунке .

Рис.2.1. Концептуальная модель по предметной области «Аэропорт»

В каждую подчинённую таблицу  для построения связи должно быть внесено ключевое поле из главной  таблицы. К  примеру, в таблицу  « Рейс», которая является подчиненной, внесем ключевое поле « код рейса» из таблицы « самолет», которая является главной  в связи « Самолет» - «Рейс».

2.3.Разработка таблиц БД

Следующим шагом в создании БД является разработка таблиц и дальнейшая работа над ними непосредственно  уже в самой программе ( данная операция называется построением физической модели БД).

Объектами физической модели является таблицы и поля с типами данных определёнными для выбранной  СУБД.

Системы управления базами данных ( СУБД) – это программные  средства, с помощью которых можно  создавать базы данных, наполнять  их и работать с ними. В мире существует немало различных систем управления базами данных . одна из самых популярных – находящаяся в составе пакета Microsoft Office  система управления  базами данных  Access.

 С организационной  точки зрения в работе с  любой базой данных есть два  разных режима: проектировочный  и эксплуатационный ( пользовательский). Создатель базы имеет право  создавать в ней новые объекты  ( например, таблицы), задавать их  структуру, меняться свойства  полей, устанавливать необходимые   связи. Он работает со структурой  базы и имеет полный доступ  к базе. У одной базы может  быть один, два или несколько  разработчиков.

Пользователь базы – это  лицо, которое наполняет её информацией  с помощью форм, обрабатывает данные с помощью запросов и получает результат в виде результирующих  таблиц или отчетов. У одной базы могут быть миллионы пользователей  и , конечно, доступ к структуре базы для них закрыт.

И так для создания таблиц воспользуемся конструктором таблиц. Проанализируем   ход построения на основе таблицы « Самолет».

Вносим в поле « имя  поля» названия полей, а в поле « тип данных» тип данных  в соответствии  с выбранными характеристиками ( к примеру: если поле « марка», то тип данных – текстовой). Следует учесть что первым полем должно быть ключевое поле « код самолета»,  тип данных этого поля. Чтобы это поле стало ключевым нужно в вкладке « конструктор» нажать на значок ключа под которым написано «ключевое поле». Далее поля вводятся по смыслу.  Следует учесть, что поле « количество проданных билет » в таблице «рейс»  имеет тип данных « числовой», это нужно для того, чтобы в дальнейшем  произвести расчеты при составлении запросов.

Функциональное назначение каждой таблице приведено в таблице 2.1.

 

                                                                                                                      Таблица 2.1.

Название таблицы

Функциональное  назначение

Самолет

Данная таблица предназначена  для введения информации о самолетах, а именно она содержит марку, номер, число мест, скорость полета.

Рейс

Данная таблица предназначена  для введения информации о рейсах, а именно она содержит, количество проданных билетов, дата/время вылета самолета.

Маршрут

Данная таблица предназначена  для информации о маршруте, а именно она содержит, расстояние, пункт  вылета, пункт назначения, дата/время прибытия.

Член экипажа

Данная таблица предназначена  для информации о членах экипажа, а именно она содержит, ФИО, должность, стаж работы человека.

Пассажир

Данная таблица предназначена  для информации о пассажирах, а  именно она содержит, ФИО, пол, возраст человека.




 

 

    В результате создания всех таблиц получим следующее, поля и типы всех полей видны из рисунков.( рисунки: 2.2;2.3;2.4;2.5;2.6)

Рис.2.2. Таблица  « Самолет»

Рис.2.3. Таблица  «Рейс»

Информация о работе Аэропорт