Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:53, лекция

Краткое описание

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Информационной системой -- называется взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Содержание

1. Понятие информационной системы
2. Этапы развития информационных систем
3. Процессы, протекающие в информационной системе
4. Структура информационной системы
5. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
6. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
7. Классификация ИС по степени автоматизации
8. Классификация по характеру использования информации
9. Классификация по сфере применения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

В отечественной  законодательной и правоприменительной  практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем.

ЭС «БЛОК» предназначена  для сотрудников подразделений  по борьбе с экономической преступностью  и помогает установить возможные  способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:

на этапе ввода  исходных данных сформулировать проблему;

определить возможные  способы совершения краж;

составить список признаков, соответствующих тому или  иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.

Для выработки  решения о способе совершения преступлений используются следующие  группы признаков:

экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы -- носители информации.

Система отличается простотой ввода новых данных, что дает возможность быстро адаптировать ее в процессе эксплуатации.

В ЭС имеются  подсистема помощи и подсистема обучения пользователя.

ЭС «БЛОК» реализована  на базе естественной языковой оболочки ДИЕС для экспертных и информационных систем. Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономической преступностью. В развитие ЭС «БЛОК» предусматривается возможность обращения к автоматизированным учетам органов внутренних дел.

С 1964 г. в ВНИИСЭ успешно действует ЭС «АВТОЭКС» (последний вариант 1988 г. «Мод-ЭксАРМ»). Система в режиме диалога решает восемь вопросов, связанных с наездом  на пешехода.

ЭС обеспечивает высокий уровень автоматизации  экспертного исследования. В ней автоматизировано большинство операций:

экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулирование вывода с последующей  распечаткой.

С помощью системы  можно получить ответы на вопросы, касающиеся определения численных значений различных параметров дорожно-транспортного происшествия: скорость автомобиля, его остановочный путь, удаление автомобиля от места наезда в конкретный момент времени и т.п. Решаются также и расчетнологические вопросы: например, наличие или отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить наезд на пешехода. На производство одной экспертизы затрачивается в среднем пять минут: три минуты на ввод данных и две -- на исследование и печать. Система также позволяет исследовать наезды транспортных средств на препятствие и столкновения транспортных средств.

В перспективе  экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:

выявления и  устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний  в актах различной юридической  силы;

выявления и  восполнения правовых пробелов с  помощью аналогии права, аналогии закона;

доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.

Все экспертные системы строятся на общих и специальных  знаниях в праве: существующих правовых концепциях, структуре правил, личностном восприятии права, правовой системе  и подсистеме, юридической аргументации, логике, семантике, социологии и психологии права, а также философских теориях, носящих общеметодологический характер.

Конечно, современные  компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и  политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, ни вдохновением, не проявляют общего интереса к всемирной проблематике, как это делает любой человек. Поэтому им отводится роль интеллектуального помощника (intelligent assistant).

В данном случае машина выступает в роли интеллектуального  стимулятора, настроенного на то, чтобы  фактор забывания, игнорирования или  неучета существенных для рассматриваемого дела обстоятельств не послужил причиной неполного или неверного его исследования.

Никто не связывает  с такими компьютерными системами  возможности простого отыскания  истины, так как информация в них  сохраняет такие пороки, как недостаточность, недостоверность и противоречивость. Однако их роль в интенсификации активной аналитической работы неоспорима.

Уже сейчас совершенно ясна польза подобных экспертных систем для решения проблемы пассивности  некоторых народных заседателей: консультации ЭВМ, рассчитанные на не имеющего специального юридического образования заседателя, контрольные тесты помогут ему осознанно участвовать в слушании дела.

«При создании интеллектуальных систем в правовой сфере надо учитывать ее особенности. Справедливость нельзя измерить на точных весах ни логики, ни математики, как нельзя синтезировать на компьютере законопроект, вбирающий вековую мудрость юридической науки и практики.

Юридическая практика нуждается в первую очередь в  естественном интеллекте, в гуманизации  человеческих отношений. Ибо высшей ценностью является человек, его естественные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, его честь и достоинство. Именно с таких гуманистических позиций и должна рассматриваться проблема применения в сфере права компьютерных технологий, связанных с идеями, именуемыми искусственным интеллектом».

Перечисленные виды информационных систем могут входить  составными частями в более сложные  информационные образования.

Автоматизированные  рабочие места (АРМ) -- индивидуальный комплекс технических и программных  средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности.

Понятие АРМ  не является до конца устоявшимся. Так, иногда под АРМ понимают только рабочее  место, оборудованное всеми аппаратными  средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. Также можно  встретить понятие АРМ как  условного названия программного пакета, предназначенного для автоматизации рабочего процесса.

Поскольку АРМ  отличаются от АИСС развитыми функциональными  возможностями, последние могут  входить в состав Обычно различают  три способа построения АРМ в  зависимости от структуры исполнения -- индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Следует лишь заметить, что сетевой способ построения кажется наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию из удаленных банков данных, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи.

При работе с  АРМ от специалиста не требуется  детального знания системного и прикладного  программного обеспечения.

Гораздо важнее, чтобы он умел ориентироваться в  предметной области изучаемого явления.

Примером АРМ, используемого в деятельности органов  внутренних дел, может служить АРМ  «ГРОВД», которое создано с целью  совершенствования информационного  обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации.

Другими видами сложных информационных образований  являются автоматизированные системы  информационного обеспечения (АСИО) и автоматизированные системы управления (АСУ). Указанные системы становятся необходимым условием информационного  обеспечения государственного регулирования и управления.

Автоматизированные  системы управления (АСУ) -- комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации  управления различными объектами.

Основная функция  АСУ -- обеспечение руководства информацией. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления.

В настоящее  время активно разрабатываются автоматизированные системы управления различных правоохранительных органов (АСУ-МВД, АСУ-Юстиция и др.).

Примером современной  АСУ ОВД является АСУ «Дежурная  часть» (АСУ ДЧ), которая предназначена  для автоматизации управления силами и средствами подразделений и служб ОВД в процессе оперативного peaгирования на преступления и правонарушения. АСУ выполняет следующие основные функции: автоматизированный сбор и анализ информации об оперативной обстановке в городе, выдача решений и целеуказаний подразделениям ОВД, экипажам патрульных автомобилей, контроль за их исполнением в реальном масштабе времени;

автоматизированный  сбор, обработка, хранение, документирование и отображение на средствах индивидуального  и коллективного пользования  в ДЧ и подразделениях ОВД информации о расстановке сил и средств, о положении и числе патрульных автомобилей, фактах преступлений и правонарушений на фоне электронных карт;

автоматизированный  сбор по каналам связи из подразделений  и служб ОВД информации о лицах, совершивших правонарушения, о похищенных вещах, угнанных транспортных средствах, другой оперативно-розыскной и справочной информации, а также выдача информации по запросам подразделений ОВД из региональных и общегородских банков данных;

автоматическая  регистрация деятельности подразделений ОВД, подготовка аналитических и статистических отчетов, ретроспективный анализ процессов и событий.

Автоматизированная  система информационного обеспечения (АСИО) -- это автоматизированная информационная система, обеспечивающая максимально  полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов.

Список  используемой литературы

1. Батурин, Ю.М.  Информация общества, право и  человек. Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь./ Ю.М. Батурин. - М.: Юридическая литература, 1988.-224с.

2. Венгеров, А.Б.  Право и информация в условиях  автоматизации управления. / А.Б.  Венгеров. -М.: Юридическая литература, 1978.-178с.

3. Гаврилов, О.А.  Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере / О.А. Гаврилов. - НТИ. Сер. 1. 1993, № 11.

4. Гаврилов, О.А.  Курс правовой информатики: Учебник  для вузов./ О.А. Гаврилов. - М.: НОРМА, 2000.-504с.

5. Информатика  для юристов и экономистов  / под ред. С.В. Симоновича. -М.: СПб.: Питер, 2002.-280с.

6. Материалы  научно-практической конференции  «Ситуационные центры, модели, технологии, опыт практической реализации».  М.: РАГС, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 3.      СОДЕРЖАНИЕ: 
    1. Введение 
     
    2. Основные понятия и определения 
     
    3. Классификация автоматизированных информационных систем 
     
    4. Место информационных и расчетных задач в составе программного обеспечения ЭВМ 
     
    5. Классификация информационных и расчетных задач 
     
    6. Список литературы 
     
    1. ВВЕДЕНИЕ 
    Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется переходом к так называемому информационному обществу, в котором в результате процессов информатизации и компьютеризации информационные технологии во всех сферах деятельности играют более важную роль, нежели индустриальные, аграрные и др. Как отмечал академик А.П.Ершов, информатизация – всеобщий неизбежный период развития цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации. 
     
    В связи с этим решением проблем рационального использования современных и перспективных методов и средств обработки информации в практической (профессиональной) деятельности людей приобретает первостепенное значение. 
     
    Естественно, что такой сложный и многообразный процесс, как информатизация, нуждается в методологическом обосновании, являющемся результатом исследований в рамках научно-технического направления и науки, получивших название «информатика». 
     
    Предметом изучения информатики являются информационные технологии, которые реализуются на практике в автоматизированных информационных системах (АИС) различного назначения, выступающих в качестве объекта информатики. Таким образом, АИС позволяют автоматизировать ту или иную сферу профессиональной деятельности людей за счет использования компьютерных средств и технологий. Иными словами, в качестве основных средств автоматизации профессиональной деятельности людей сегодня выступают средства электронно-вычислительной техники и связи. 
     
    ^ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
    Будучи достаточно сложным процессом, автоматизация любой деятельности человека при решении практических задач должна иметь научное - прежде всего методологическое - обеспечение. Наукой, изучающей наиболее общие закономерности внедрения средств автоматизации (компьютеризации) во все сферы жизни общества и последствия этого, является информатика. B рамках этой научной дисциплины автоматизация профессиональной деятельности определяется как процесс создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, освобождающих человека от непосредственного участия в получении, преобразовании и передаче энергии, материалов и (или) информации в профессиональной деятельности.  
     
    Весьма важными и особенно интересными для широкого круга специалистов в области организационного управления представляются особенности автоматизации управленческой деятельности как процесса создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, предназначенных для автоматизированного сбора, хранения, поиска, переработки и передачи информации, используемой при управлении эргатическими системами, в ходе реализации новых информационных технологий управления. Целью автоматизации управленческой деятельности является повышение эффективности управления (качества управленческих решений, оперативности, производительности управленчёского труда и т. д.). 
     
    В качестве объекта информатики выступает автоматизированная информационная система, представляющая собой совокупность технических программных средств и организационных мероприятий, предназначенных для автоматизации информационных процессов в профессиональной деятельности. Основным техническим средством АИС является ЭВМ. 
     
    Объектом информатики является АИС, предназначенная для автоматизации профессиональной деятельности должностных лиц и органов управления. 
     
    Под переработкой информации понимаются все возможные информационные процессы, сопровождающие профессиональную деятельность: сбор информации, хранение информации, поиск информации, представление информации на определенном носителе в определенном виде (визуальном, графическом, текстовом, звуковом), получение новой информации (например, в результате проведения расчетов), передача информации по каналам связи различным адресатам и др. 
     
    Создание новых информационных технологий и внедрение их в профессиональную деятельность является одной из основных задач информатики. Именно поэтому в качестве предмета информатики целесообразно рассматривать информационные технологии, определяющие рациональные способы разработки и применения АИС. 
     
    Каждая АИС обеспечивает реалиаацню некоторой информационной технологии переработки информации в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, в качестве задач информатики можно рассматривать создание новых информационных технологий и реализующих их АИС или перенесение известных информационных технологий из одной области человеческой деятельности в другую. 
    ^ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 

Информация о работе Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС