Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:53, лекция

Краткое описание

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Информационной системой -- называется взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Содержание

1. Понятие информационной системы
2. Этапы развития информационных систем
3. Процессы, протекающие в информационной системе
4. Структура информационной системы
5. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
6. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
7. Классификация ИС по степени автоматизации
8. Классификация по характеру использования информации
9. Классификация по сфере применения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

1.    ТЕМА1.АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС). СТРУКТУРА АИС

1. Понятие информационной системы

2. Этапы развития  информационных систем

3. Процессы, протекающие  в информационной системе

4. Структура  информационной системы

5. Классификация  информационных систем по признаку структурированности задач

6. Классификация  информационных систем по функциональному  признаку и уровням управления

7. Классификация  ИС по степени автоматизации

8. Классификация  по характеру использования информации

9. Классификация по сфере применения

1.1 Понятие информационной  системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах  достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Информационной системой -- называется взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Информационные  системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой  в процессе принятия решений задач  из любой области.

Они помогают анализировать  проблемы и создавать новые продукты. В качестве основного технического средства переработки информации используют персональный компьютер (ПК).

В крупных организациях наряду с персональным компьютером  в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм  или суперЭВМ.

Особую роль в информационных системах отводится человеку, т.к. техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами.

Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой  и инструментом для информационных систем.

Информационная  система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

1.2  
Этапы развития информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В  эти годы они были предназначены  для обработки счетов и расчета  зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются  изменением отношения к информационным  системам. Информация, полученная из  них, стала применяться для  периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

В 70-х -- начале 80-х  гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

1.3 Процессы, протекающие  в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы:

- ввод информации  из внешних или внутренних  источников;

- обработка входной  информации и представление ее в удобном виде;

- вывод информации  для представления потребителям  или передачи в другую систему;

- обратная связь  -- это информация, переработанная  людьми данной организации для  коррекции входной информации.

Информационная  система определяется следующими свойствами:

- любая информационная  система может быть подвергнута  анализу, построена и управляема  на основе общих принципов  построения систем;

- информационная  система является динамичной  и развивающейся;

- при построении  информационной системы необходимо использовать системный подход;

- выходной продукцией  информационной системы является  информация, на основе которой  принимаются решения;

- информационную  систему следует воспринимать  как человеко-компьютерную систему  обработки информации.

Внедрение информационных систем может способствовать:

- получению более  рациональных вариантов решения  управленческих задач за счет  внедрения математических методов  и интеллектуальных систем и  т.д.;

- освобождению  работников от рутинной работы  за счет ее автоматизации;

- обеспечению  достоверности информации;

замене бумажных носителей данных на магнитные диски  или ленты;

- совершенствованию  структуры потоков информации  и системы документооборота в  фирме;

- уменьшению  затрат на производство продуктов и услуг;

- предоставлению  потребителям уникальных услуг;

- отысканию новых  рыночных ниш;

- привязке к  фирме покупателей и поставщиков  за счет предоставления им  разных скидок и услуг.

1.4 Структура  информационной системы

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру  информационной системы можно рассматривать  как совокупность подсистем независимо от сферы применения, а подсистемы называют обеспечивающими. Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Назначение  подсистемы информационного обеспечения  состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное  обеспечение -- совокупность единой системы  классификации и кодирования  информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а  также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются  на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель -- это обеспечение  сопоставимости показателей различных  сфер общественного производства. Но при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

- чрезвычайно  большой объем документов для  ручной обработки;

- одни и те  же показатели часто дублируются  в разных документах;

- работа с  большим количеством документов  отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

- имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Устранение недостатков  является одной из задач, стоящих  при создании информационного обеспечения.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

1-й этап -- обследование  всех функциональных подразделений  фирмы с целью: понять специфику  и структуру ее деятельности; построить схему информационных  потоков; проанализировать существующую  систему документооборота; определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап -- построение  концептуальной информационно-логической  модели данных для обследованной  на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение -- это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических  средств составляют:

- компьютеры  любых моделей;

- устройства  сбора, накопления обработки, передачи и вывода информации;

- устройства  передачи данных и линий связи;

- оргтехника  и устройства автоматического  съема информации;

- эксплуатационные  материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор  технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

- общесистемную,  включающую государственные и  отраслевые стандарты по техническому  обеспечению;

- специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

- нормативно-справочную, используемую при выполнении  расчетов по техническому обеспечению.

Сложились две  основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное  техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах.

Наиболее перспективным  подходом является частично децентрализованный подход -- организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из ПК и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое  и программное обеспечение

Математическое  и программное обеспечение -- это  совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для  реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам  математического обеспечения относятся:

средства моделирования  процессов управления;

типовые задачи управления;

- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные  и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств  должна содержать описание задач, задание  на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение -- это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение  реализует следующие функции:

- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

- подготовку задач к  решению на компьютере, включая  техническое задание на проектирование  ИС и технико-экономическое обоснование  ее эффективности;

- разработку управленческих  решений по составу и структуре  организации, методологии решения  задач, направленных на повышение  эффективности системы управления.

Правовое обеспечение

Правовое обеспечение -- это  совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус.

Функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования  информации. Главной целью правового  обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения  входят законы, указы, постановления государственных органов власти.

Информация о работе Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС