Автоматизация работы программы «заявки» зао «тагилэнергосети"»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:17, дипломная работа

Краткое описание

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода программные и технические средства связи. Основная цель информационной системы – это организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.1

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Осипова.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

2.3 Программное обеспечение  комплекса задач

2.3.1 Общие положения

 

Следующим этапом проектирования информационной системы является создание даталогической модели. Даталогическая модель предметной области является основой следующего этапа проектирования информационной системы: создания физической модели системы. Физическая модель определяет способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживается на физическом уровне.21

Физическая модель БД определяет способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживается на физическом уровне. Физическая модель системы строится на основе ранее созданной инфологической модели. Ее структура полностью определяется используемыми программными средствами.22 Для информационной системы «Автоматизация учета автотранспорта и анализа расхода горюче-смазочных материалов» выбрана СУБД Microsofr Access и дальнейшая разработка производится средствами этой СУБД.

Каждая база данных Access представляет собой единый файл с расширением .mdb, содержащий до шести категорий объектов базы данных: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули с уникальными именами. Источником данных для объектов базы данных всех категорий являются таблицы. Выделенные в процессе инфологического проектирования информационные классы для базы данных составляют основу таблиц, свойства классов – атрибуты таблиц, а отношения между классами – связи между таблицами. Для более точной реализации отношений для каждой из таблиц определяются ключевые реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать запись таблицы.

 

2.3.2 Описание программных модулей

 

 

Основой интерфейса пользователя является меню пользователя, располагающееся в верхней части экрана, отображенное на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Меню пользователя системы

 

Раздел меню «Справочники» предназначен для управления вводом и контролем нормативно-справочной, условно-постоянной информации. Через этот раздел можно обратиться к следующим справочникам:

- подменю «Автомобили» открывает  список имеющихся в подразделении  автомобилей и их госномеров;

- подменю «Виды заявок» открывает список типовых, наиболее часто повторяющихся сообщений о неисправности заявок (рисунок 2.5). Диспетчер может по своему усмотрению пополнять справочник;

- подменю «Виды неисправностей»  открывает форму со списком типовых наименований несправностей электрооборудования (рисунок 2.6). Форма предусматривает возможность ввода, промотра и редактирования информации. Каждое наименование имеет свою категорию – ремонтная или аварийная;

- подменю «Виды выполненных работ» открывает список типовых, наиболее часто повторяющихся формулировок о выполнении работ по заявкам (рисунок 2.7). Диспетчер может по своему усмотрению пополнять справочник;

- подменю «Объекты» открывает  список объектов потребителей  электроэнергии, с которыми у  «Тагилэнергосетей» заключен договор  на обслуживание. Список открывается  в виде экранной формы (рисунок 2.8). Первый столбец формы является кодом объекта, он недоступен для ввода и изменения, так как код формирует СУБД ACCESS;

- подменю «Установки» открывает список электроустановок (рисунок 2.9). Для каждой электроустановки определен объект, на котором она находится. Первый столбец – код в формате счетчика, выводится только для просмотра, формируется автоматически;

Рисунок 2.5 – Справочник «Виды заявок»

 

 

 

Рисунок 2.6 – справочник «Виды неисправностей»

Рисунок 2.7 – справочник «Виды выполненных работ»

Рисунок 2.8 – справочник «Объекты»

Рисунок 2.9 – Справочник «Установки»

Рисунок 2.9 – Справочник «Сотрудники»

- подменю «Сотрудники» открывает  список сотрудников (рисунок 2.9). Для  каждого сотрудника вводится номер бригады, должность, разряд, телефон.

Каждая рабочая смена персонала службы начинается с процедуры передачи смены. В системе предусмотрено выполнение данной процедуры программными средствами. На главной кнопочной форме, которая появляется на экране сразу после открытия программы (рисунок 2.10), позволяющая открыть экранную форму «Смены»

Рисунок 2.10 – Главная форма

Форма «Смены» содержит сведения о каждой смене: в основной список вводится информацию о номере смены по журналу учета, фамилии мастера и диспетчера. Форма содержит 2 подчиненные формы: первая предназначена для сотрудников, рабатавших в данную смену, вторая – об использовании транспорта. Информация в подчиненных формах выводится только для активной строки. Отбор записей осуществляется через свойство подчиненных форм «Источник записей» - RecordSource.

Источником записей подчиненной формы «Состав бригады» является запрос SQL:

 

SELECT Табель.* FROM Табель WHERE (((Табель.НомерСмены)=Forms!ПередачаСмены!Смены!НомерСмены));

 

Источником записей подчиненной формы «Транспорт» является запрос SQL:

SELECT Транспорт.* FROM Транспорт WHERE (((Транспорт.НомерСмены)=Forms!ПередачаСмены!Смены!НомерСмены)) ORDER BY Транспорт.Автомобиль;

 

Списки сотрудников смены и транспорт далее используются для выбора исполнителей по заявке.

Рисунок 2.10 – Форма «Смены»

На форме внизу экрана находится кнопка печати журнала смены, который является основным отчетным документом, формируется и выводится на печать при передаче смены следующей бригаде, подписывается ответственными лицами: диспетчером и мастером смены. Журнал формируется на основе информации за смену, отобранной запросом SQL из нескольких таблиц базы данных. Табличная форма представления запроса отображена на рисунке 2.11. Исходный текст запроса в формате языка запросов SQL :

SELECT Заявки.*, Смены.Мастер, Смены.Диспетчер, Смены.НачалоСмены, Сотрудники.ФИО, Сотрудники.Должность, Forms!ПередачаСмены.form.controls!Смены.form!НомерСмены AS Выражение1, Смены.НомерСмены

FROM Смены LEFT JOIN (Заявки LEFT JOIN (Исполнители LEFT JOIN Сотрудники ON Исполнители.КодСотрудника = Сотрудники.КодСотрудника) ON Заявки.ВхНомер = Исполнители.ВхНомер) ON Смены.НомерСмены = Заявки.НомерСмены

WHERE (((Смены.НомерСмены)=[Forms]![ПередачаСмены].[form].[controls]![Смены].[form]![НомерСмены]));

 

Рисунок 2.11 – Запрос «ЖурналСмена» в табличной форме

 

Пример документа приведен на рисунке 2.12.

 

Рисунок 2.12 – Выходной документ «Журнал смены»

 

Раздел пользовательского меню «Заявки» также, как и кнопка «Заявки» на главной форме открывает форму ввода заявок в виде списка (рисунок 2.13). Эта форма является основной, она присутствует на мониторе диспетчера в течение всей смены и содержит основные параметры заявки: заявитель, текст сообщения заявителя, дата и время заявки, дата и время начала и окончания выполнения заявки, объект, наименование электроустановки. Вверху экрана находятся поля для ввода периода просмотра заявок.

При открытии формы списка период рассчитывается из текущей даты опреационной системы и устанавливается равный предшествующим 30 дням, начиная с текущей даты.

Рисунок 2.13 – Форма «Заявки»

 

По нажатию кнопки «Новый документ» на экране отображается форма заявки для ввода, просмотра и редактирования. Исходный код формы заявки приведен в приложении А. Отбор информации для формы осуществляется запросом SQL c параметром, где параметром является КодЗаявки, переданный из формы списка заявок как аргумент командной строки OpenArgs:

 

SELECT Заявки.* FROM Заявки WHERE (((Заявки.ВхНомер)=” & КодЗаявки & “));”

 

Форма для просмотра, редактирования и ввода нового документа «Заявка» приведена на рисунке 2.14.

Для ускорения процесса ввода, что особенно важно для аварийной службы, предусмотрены следующие программные инструменты:

- ввод содержания заявки, характера неисправности, выполненных работ выбором из списка типовых значений. Затем диспетчер может добавить любой текст или удалить часть из типового текста, заменив его другой формулировкой;

- номер смены, фамилия мастера и диспетчера поступают из объекта «Смены», введенные в момент начала работы данной бригады;

- время и дата заявки поступают из регистра операционной системы «Текущая дата и время»;

- кнопка «Все» позволяет помещать в список исполнителей заявки сразу всю бригаду, заступившую на смену. Если кто-то из сотрудников данной смены не выехал на заявку, его можно удалить из списка исполнителей. Исполнители выбираются с помощью запроса SQL   «ИсполнителиЗаполнение»:

 

INSERT INTO Исполнители ( КодСотрудника, ВхНомер )

SELECT Табель.КодСотрудника, Forms!Заявки!ВхНомер AS Выражение1

FROM Табель

WHERE (((Табель.НомерСмены)=[Forms]![Заявки]![НомерСмены]));

 

Рисунок 2.14 – Экранная форма «Заявка»

 

После заполнения всех реквизитов диспетчер печатает заявку и передает ее на выполнение мастеру. Вид документа приведен на рисунке 2.15.

Раздел меню «Отчеты» предназначен для итоговой и аналитической отчетности по работе аварийно-диспетчерской службы. При печати отчетов следует указать параметры (рисунок 2.16). Пример отчета приведен в приложении Б.

 

Рисунок 2.15 – Документ «Заявка на неисправность электрооборудования»

Рисунок 2.16 – Форма ввода параметров отчетов

2.3.3.Обеспечение надежности, защита информации

 

Проблема защиты информации от несанкционированного доступа актуальна для любого предприятия. Деятельность аварийно-диспетчерской службы связана с безопасностью жизнедеятельности населения, а также с безопасностью персонала в процессе работы. Поэтому в защите информации необходимо использовать все возможные средства: средства операционной системы WINDOWS XP, а также средства СУБД.

Операционная система WINDOWS XP является многопользовательской. Каждому пользователю администратор системы назначает определенные права. Учетная запись пользователя определяет, какие действия пользователь может производить в системе. На автономном компьютере или на компьютере, входящем в рабочую группу, учетная запись пользователя устанавливает полномочия каждого пользователя. На компьютере, являющимся частью сетевого домена пользователь должен входить по крайней мере в одну группу. Разрешения и права, предоставленные группе, распространяются и на ее членов.

Пример групп пользователей, определенных администратором системы, приведен на рисунке 2.17. Доступ к ресурсам компьютера осуществляется в соответствии с правами пользователя собственными, а также как члена определенной группы (рисунок 2.18).

База данных по заявкам предназначена для работы в локальной компьютерной сети, она должна находиться на ресурсе, доступ к которому разрешен только тем пользователям, которые имеют доступ к данным по заявкам.

Таким образом, для защиты от несанкционированного доступа пользователь базы данных должен сначала пройти процедуру авторизации для входа в локальную компьютерную сеть, получить доступ к сетевому ресурсу, а затем открыть базу данных, указав свое имя пользователя и пароль.

Компьютер, выбранный в качестве сервера, на котором располагается база данных со всей информацией, должен быть оснащен источником бесперебойного питания, обеспечивающим сохранность базы данных в случае внезапных отключений питания и скачков напряжения в электросети.

 

 

Рисунок 2.17 - Группы пользователей

Рисунок 2.18 - Назначение режимов доступа к папке с:\Обмен

2.3.4 Аварийные ситуации

 

При отказах технических средств возможно разрушение базы данных, составляющей основу всей системы учета. Восстановление работоспособности системы может быть выполнено только при наличии резервной копии базы данных АДС.mdb. С этой целью необходимо производить регулярное копирование любыми стандартными средствами. Возможно использование архиваторов Winrar, Winzip. Полученный архив должен быть размещен на любом сменном носителе и хранится в защищенном от физических воздействий месте.

При разрушении базы данных возможно его восстановление средствами Access, которое выполняется через меню «Сервис»-«Восстановить и сжать базу данных». Если после этой операции работоспособность программы не восстановилась, необходимо удалить файл  АДС.mdb и на его место записать файл из последней копии системы.

 

 

3 ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОЕКТА

 

Любой бизнес-проект создается на базе понимания его эффективности с точки зрения востребованности и прибыльности. Как правило, преимущества информационных технологий (ИТ) у руководящего состава предприятий не вызывают сомнений. Окупаемость ИТ-решений признает большинство представителей топ-менеджмента компаний, однако, единой формулы подсчета эффективности информационных систем на настоящий момент не существует.

Оценивают эффективность систем чаще с точки зрения повышения производительности труда. Инвестиции в информационные технологии дают отдачу в виде роста рыночной капитализации компании за счет её большей управляемости, прозрачности, новых компетенций, производственной культуры, привлекательности для клиентов и сотрудников, уменьшения бизнес-рисков. Инвестиции в ИТ являются основным инструментом для поддержания конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Автоматизация работы программы «заявки» зао «тагилэнергосети"»