Формирование навыка произношения у младших школьников средствами стихов и рифмовок на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 05:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей исследовательской работы является определение влияния стихов и рифмовок на формирование произносительного навыка. Исследовательская работа имеет следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;
2. Организовать исследовательскую деятельность по изучению формирования произносительного навыка;
3. Определить влияние стихов и рифмовок на формирование произносительного навыка у младших школьников.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Формирование произносительного навыка у детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста . . . . 5
1.2 Развитие речи младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3 Технология обучения произношению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.4 Принципы обучения произношению в начальной школе . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Стихи и рифмовкина уроках английского языка для младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.1 Основные требования к произношению. Специфика английских звуков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
2.2Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .
2.3 Организация урока с включением стихов и рифмовок . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.4 Планирование исследования . . .. . . . . . . . . . . .24
2.5 Проведение и обработка результатов первичного констатирующего среза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Сравнительный анализ результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложение 12.2 Классификация стихов и рифмовок, предлагаемых для использования на разных этапах урока . Проведение и отработка результатов повторного контрольного среза.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Вложенные файлы: 1 файл

Гридина 2.docx

— 94.16 Кб (Скачать файл)

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  НАУК

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

 

 

Допускаю к защите

Зав.кафедрой иностранных языков                   

__________Г.А. Ферапонтов,

к.п.н., доцент НГПУ

«___»_______________2012


 

 

Выпускная квалификационная работа

 

ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКА ПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СТИХОВ И РИФМОВОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

Гридина Елена  Анатольевна    __________                   «___»_________2012

Специальность 033200 «Иностранный язык»

Специализация: «Новейшие технологии обучения

иностранному  языку ( Английский язык)

Форма обучения: заочная

Научный руководитель: Г.А. Ферапонтов

к.п.н., доцент                                                                       «___» ________2012

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012г

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Формирование произносительного навыка у детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста . . . . 5

1.2 Развитие речи младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

1.3 Технология обучения произношению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.4 Принципы обучения произношению в начальной школе . . . . . . . . . . . . . 12

Глава 2. Стихи  и рифмовкина уроках английского языка для младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1 Основные требования к произношению.  Специфика английских      звуков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

2.2Упражнения, направленные на формирование слухо-произносительных навыков. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .

. . 2.3 Организация урока с включением стихов и рифмовок . . . . . . . . . . . . . . . .36

. . . . . . . . . 2.4 Планирование исследования . . .. . . . . . . . . . . .24

2.5 Проведение и обработка результатов первичного констатирующего    среза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37

  Сравнительный анализ результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Приложение 12.2 Классификация стихов и рифмовок, предлагаемых для использования на разных этапах урока . Проведение и отработка результатов повторного контрольного среза.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

  ВВЕДЕНИЕ

У детей нет или не до конца сформирован произносительный навык, поэтому они не могут точно произнести фразу на английском языке. Учителям английского языка в начальных классах необходимо продумать учебную деятельность так, чтобы у детей формировался произносительный навык. Следовательно, в настоящее время проблема формирования произносительного навыка актуальна. Под произношениемпонимается не только правильное произнесение английских звуков, но также интонационное оформление и выразительность речи. Произносительный навык - способность свободно, быстро различать и узнавать на слух фонетические явления иностранного языка в чужой речи, а также правильно и автоматично произносить звуки иностранного языка отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.

По мнению Окунева А.П. и Быстровой Е.А., стих - это художественное произведение с ритмически организованной строкой. Рифмованная проза (рифмовка)- это художественный прозаический текст, использующий рифмы (повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк) [Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 ].Данные толкования позволяют нам сделать вывод об отсутствии значительных различий между этими понятиями. В настоящее время большой интерес вызывает использование стихов и рифмовок на уроках иностранного языка для формирования произносительного навыка младших школьников. Разучивая стихотворение ребенок не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при традиционной работе над фонетикой, он более раскрепощен и свободен. Этим и объясняется секрет популярности стихов и рифмовок среди учителей и учащихся. Кроме того, они легко вписываются в любой этап урока и доставляют учащимся неподдельное удовольствие.

Предметом исследования являются рифмовки и стихи для младших школьников на уроке английского языка.

 Объектом исследования является развитие навыка произношения на уроках английского языка в начальной школе.

Целью нашей исследовательской работы является определение влияния стихов и рифмовок на формирование произносительного навыка.

Исследовательская работа имеет следующие задачи:

1. Изучить  и проанализировать литературу  по данному вопросу;

2. Организовать  исследовательскую деятельность  по изучению формирования произносительного  навыка;

3. Определить  влияние стихов и рифмовок  на формирование произносительного  навыка у младших школьников.

Методы: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация, эксперимент, который направлен на формирование произносительного навыка, измерение, наблюдение, опрос.

Методологической базой для написания первой главы исследования  явились труды таких авторов, как Лысенко Е.Н., Синькевич Г.С. Сигал Т.К., Гузеева К.А., Трошко Т.Г., Белкина М.Ю., Николенко Т.Г., Кошманова И.И, Сафонова В.В., Палей О.И.   и др.; для написания второй практической главы были использованы работы по методике преподавания английского языка и методические пособия  по обучению устной речи в младших классах таких исследователей, как Синькевич Г.С. Сигал Т.К., Гузеева К.А.,Трошко Т.Г.

Экспериментальная база исследовыания - групповые (классные) занятия с учащимися 4  классов  в средней общеобразовательной школе № 15 г.Юрги.

 

 

 

Глава 1. Формирование произносительного навыка у детей младшего школьного возраста

1.1Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством  в жизни ребенка - поступлением в  школу. По мнению Мухиной В.С., в настоящее  время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет  на себя ответственность через формы  различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению ((Лысенко Е.Н. 2006).

Один из важнейших  итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению. И заключается она в  том, что у ребенка к моменту  поступления в школу складывается психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти  свойства могут сложиться только в виде школьного обучения под  влиянием присущих ему условий жизнедеятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые  достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в  начальной школе усваивает специальные  психофизические и психические  действия, которые должны обслуживать  письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и  другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при  благоприятных условиях обучения и  достаточном уровне умственного  развития ребенка возникают предпосылки  к теоретическому сознанию и мышлению.

В период дошкольного  детства в перипетиях отношений  с взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии  на других людей. В школе в новых  условиях жизни эти приобретенные  рефлексивные способности оказывают  ребенку хорошую услугу при решении  проблемных ситуаций в отношении  с учителем и одноклассниками. В  то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем  и организацией исполнительских  действий, а так же контролем за вниманием, мысленным планированием  и решением задач.

Ребенок дошкольного  возраста живет в условиях своей  семьи, где обращенные к нему требования связаны с индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его  возможностями.

Другое дело - школа. Мухина В.С. считает, что в  класс приходит много детей, и  учитель должен работать со всеми. Это  определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает  психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности  ребенка могли не мешать его естественному  развитию, так как эти особенности  принимались и учитывались близкими людьми[Лысенко Е.Н. 2006]. В школе  происходит стандартизация условий  жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Ребенку  предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Ребенок приспосабливается  к стандартным условиям. Ведущей  деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих  письмо, чтение, рисование, труд и другие ребенок под руководством учителя  начинает овладевать содержанием основных форм человеческого знания.

Учебная деятельность требует от ребенка новых действий в развитие речи, внимания, памяти, воображения  и мышления; создает новые условия  для личного развития ребенка.

Школа предъявляет  к ребенку новые требования в  отношении речевого развитии: при  ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся  в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки  со стороны о том, что следует  сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность  за свою речь и правильно ее организовать, чтобы установить отношения с  учителем и сверстниками. Речевая  культура общения состоит не только данными возможностями. Она может  вызвать у сверстников чувство  снисходительного превосходства над  ним. Так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой  уверенности в себе и чувстве  собственного достоинства.

Именно усваиваемые  и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование  разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих  собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.

 

1.2 Развитие речи младшего школьника

Как считает  В.С. Мухина, первые годы жизни ребенка  сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у  детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические  способности - ребенок начинает входить  в реальность образно-знаковой системы [Лысенко Е.Н. 2006].В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается  морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и  познавательных процессов непосредственно  зависят от условий жизни и  воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, особенно в  речевом развитии. Обратимся к  последовательному анализу речи и познавательных процессов ребенка.

К моменту  поступления в школу словарный  запас ребенка увеличивается  настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком  по любому поводу, касающемуся обыденной  жизни и входящему в сферу  его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет  до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000слов. Словарь ребенка  в начальных классах состоит  из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

В.С. Мухина говорит, что развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания [Лысенко Е.Н. 2006.].

Ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой  для него стороны и, играя, будет  производить анализ.

У младших  школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка  шести-восьми лет. К шести-семи годам  ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором  он говорит, становится для него родным.

Ребенок при  специальном обучении может произносить  слова с целью выявления звукового  состава, преодолевая при этом сложившийся  в живой речи привычный стереотип  произнесения слов. Умение производить  звуковой анализ слов способствует успешному  овладению чтением и письмом.

Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Ребенок, который не умеет проводить  анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен. Дети должны понимать звукозапись, слышать и чувствовать значение и выразительную силу родного  языка.

Информация о работе Формирование навыка произношения у младших школьников средствами стихов и рифмовок на уроках английского языка