Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция

Краткое описание

Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий Лекция Акцент.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Многозначность - наличие у одного и того же слова нескольких лексических значений; многозначность.

Активный словарь (активный словарный запас) -  лексические единицы, которыми особенно часто пользуются для выражения мыслей в устной речи и на письме, владея ими продуктивно. Часть словарного состава языка, которая часто используется в речи и связана с наиболее существенный для данного общества реалиями, понятиями, ситуациями. В зависимости от уровня языкового развития А. с. на иностранном языке может составлять 1500–2000 слов.

Пассивный словарь (пассивный словарный запас) -  1. Часть лексических единиц языка, употребление которых ограничено. П. с. служит для приема устной (аудирование) и письменной (чтение) информации. 2. В психолингвистике – совокупность лексических единиц, которые понятны носителю языка (изучающему язык), но не употребляются в спонтанной речи. Границы между активным и П. с. подвижны: слово активного запаса со временем может стать пассивным, если им не пользоваться в говорении и письме; слово П. с. при благоприятных условиях может быть активизировано и в нужный момент употреблено в речи. По мнению американского методиста Р. Ладо, для аудирования на родном языке нужно 3–4 тыс. слов, для чтения – 7-8 тыс. слов.

Лексика - словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую.

Лексема – 1. Основная единица лексического строя языка, слово, рассматриваемое как единица номинации в совокупности его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий. 2. Звуковая или графическая сторона слова, воспринимаемая независимо от его содержания.

Экспрессия  [латин. expressio — выражение] (книжн.) - то, что придает выразительность чему-н., что делает что-н. выразительным.

Синонимика  - 1.Раздел лексикологии, изучающий синонимы. 2.Совокупность синонимов какого-л. языка.

Речь -  1. Исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе общения (И. А. Зимняя). 2. Вид монологической Р., публичное выступление в связи с каким-л. событием. Под Р. понимается как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (устные и письменные тексты). Р. призвана пробуждать мысль, воздействовать на аудиторию, убеждать в чем то. Ср. рассказ, лекция, доклад, выступление. Р. человека является составной частью его деятельности и позволяет ему познавать мир и общаться с людьми. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках фонетики, лексики, грамматики. Усвоение языка ведет к превращению его из материальной формы, существующей вне человека, в форму речевой деятельности человека и на ее основе – к формированию речевых умений. Пользуясь языком как средством познания и общения, человек говорит, слушает, пишет, читает. Существует три способа формулирования мыслей посредством языка: внутренний (включается в рецепцию), внешний устный (включается в говорение), внешний письменный (включается в письмо). Являясь средством выражения мыслей, Р. становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без Р. Определяя Р. как вторую сигнальную систему действительности, И. П. Павлов отмечал, что только Р. дает возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и составляет специально человеческое внешнее мышление. Основными группами механизмов Р. являются: 1) механизм программирования речевого высказывания

Деривация - образование новых слов аффиксальным или безаффиксным способом; словопроизводство (в лингвистике).

Однокоренные слова — это слова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький). Однокоренные слова связаны друг с другом отношением словообразования.

Типология - научная классификация предметов или явлений по общности каких-л. признаков.

Дидактика   (от греч. didaktikos поучительный)  - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Основная задача Д. состоит в том, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей образования. Д. занимается научным обоснованием содержания образования, определяя объем знаний, навыков и умений, необходимых для обучающихся в соответствии с задачами образования на данном этапе развития общества. Д. находится в тесной связи с другими науками, прежде всего с философией и социологией, логикой и психологией, физиологией высшей нервной деятельности. Д. рассматривает следующие вопросы, связанные с обучением: процесс обучения, принципы, методы, организационные формы обучения, содержание образования, формы проверки и оценки успеваемости.

Семантизация (от греч. semantikos обозначающий) - выявление смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы. Главным требованием, предъявляемым к учебной С., является ее адекватность. Различают переводную и беспереводную С. К способам беспереводной С. относятся: а) демонстрация предметов, действий, изображений и пр. (наглядная С.); б) раскрытие значения слов на иностранном языке путем определения (описание значения с помощью уже известных слов); в) использование перечисления; г) указание на родовое слово (т. е. на лексическую парадигму); д) использование синонимов, е) использование антонимов; ж) указание на словообразовательную ценность; з) использование контекста. К способам переводной С. относятся: а) перевод слова соответствующим эквивалентом родного языка; б) перевод-толкование. Выбор способа С. зависит от разных факторов, в частности от качественных характеристик слова, его принадлежности к активному или пассивному лексическому минимуму, этапа обучения, а также избранного метода обучения.

Метафора - оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства (в литературоведении).

Сравнение - образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.

Суффикс - часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение.

Префикс - минимальная значимая часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новые значения; приставка (в лингвистике).

Фонетика — 1.это раздел языкознания, изучающий звуки речи.Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение. 2.наука, изучающая звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Орфогра́фия (от греч. ορθο — правильный и γραφος — пишу) — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме. Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, обеспечивает понимание письменной речи.

Грамматика —1) раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис),

Грамматическая категория — замкнутая система взаимоисключающих противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ (или небольшого набора высокочастотных словоформ с абстрактным типом значения) на непересекающиеся классы, различие между которыми существенно сказывается на степени грамматической правильности текста.

Синтаксис (греч. σύνταξις — составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании, учение о предложении. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи).

Предложение - одна из основных единиц языка; минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью и выражающее законченную мысль. Одна из основных категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. Будучи единицей общения, П. является вместе с тем единицей формирования и выражения мысли. В широком смысле П. – это любое (от развернутого синтаксического построения до отдельного слова) высказывание, являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое (при произнесении) или зрительное (на письме) восприятие. В большинстве современных методов обучения П. провозглашается единицей обучения языку и речи.

Текст - напечатанная или написанная связная речь, которую можно воспроизвести (содержание какого-л. словесного произведения, словесная часть иллюстрированных изданий, слова к музыкальному произведению и т.п.). // Часть такой записи.

Диалог – 1.Разговор между двумя лицами или двумя группами лиц. // Обмен репликами между персонажами литературного произведения как основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов в прозе. 2.Литературное или философское сочинение в форме беседы двух лиц.

Монолог – 1.Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе. 2.Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).

Словосочетание -  простейшая синтаксическая единица, образуемая сочетанием двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (в лингвистике).

Диалект - разновидность общенародного языка, употребляемая ограниченной группой лиц, связанных территориальной, профессиональной или социальной общностью.

Потенциальный словарь - лексические единицы, которые учащийся может воспринять без словаря, если они ему встретятся при чтении и аудировании, хотя до этого они не были в его речевом опыте. В основе понимания П.с. лежат различные факторы (опоры): узнавание морфем, составляющих слово (в производных и сложных словах), установление сходства корня всего слова с интернациональным словом или словом родного языка, языковая догадка о значении слова по контексту. Овладение П. с. сводится к овладению методикой распознавания незнакомых слов в звучащем или графическом тексте. П. с. в значительной мере расширяет лексические возможности учащихся при обучении рецептивным видам речевой деятельности.

Акцент (лат. accentus ударение) - совокупность произносительных ошибок или особенностей в речи человека, говорящего на иностранном языке, которые обусловлены влиянием системы его родного языка (в частности, артикуляционной базы) и являются результатом интерференции. Современная методика допускает «снисходительное» отношение к ошибкам акцентного происхождения, если они не нарушают процесс коммуникации.

 

Лекция 13.

Деривация – образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и других средств (стр. 377)

Корреляция – 1. взаимообусловленность, связь, определяющая зависимость двух и более единиц языка     2. разновидность оппозиции в фонологии (стр. 633)

Предикативность – синтаксическая категория, формирующая предложение; относит содержание предложения к действительности и тем самым делает его единицей сообщения (стр. 1049)

Семантика – значения единиц языка (стр. 1186)

Субстантивный, субстантивация (от лат. substantivum – имя существительное) – переход в разряд имен существительных слов из других частей речи (стр. 1278)

Фразеологизм (фразеологическая единица, идиома) – выполняющее функцию отдельного слова устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов (стр. 1422)

 

Лекция 14.

Действительность – 1. существующее на самом деле, настоящее, подлинное. 2. Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение.

Знание  - 1. Постижение действительности сознанием; наука. 2. Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

Интонация – 1. Повышение и понижение тона голоса при произношении. 2. Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. 3. Правильное или фальшивое звучание музыкального инструмента при игре или голоса при пении.

Лексика – Словарный состав языка или произведений какого-нибудь писателя.

Логика - определение, выражающее требование, как должно употребляться вводимое понятие, к каким объектам оно должно применяться.

Методика – Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь.

Мышление – Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Навык – Уменье, созданное упражнениями, привычкой.

Норма (в данном случае языка) – 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. 2. Установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Педагогика - совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Предложение – Грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.

Психология - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.

Речь – 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность, стиль языка. 3.Разговор, беседа. 4. Публичное выступление.

Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий