Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция

Краткое описание

Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий Лекция Акцент.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий

 

Лекция 1.

Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.

Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.

Грамматика – (от греч. gramma письменный знак, черта, линия). 1. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. 2. Строй языка, система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения.

Диалог – (от греч. dialogos беседа). 1. Процесс общения, который состоит из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами. 2. Разновидность учебных текстов (диалогический текст, текст Д.). То же, что диалогическая речь.

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – наука о свойствах и закономерностях процесса обучения.

Знание – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы).

Игра –  род деятельности человека; имеет большое значение в формировании личности, особенно в детстве и отрочестве, а на занятиях по языку рекомендуется в качестве источника повышения эффективности обучения.

Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи на основе образца; письменный пересказ (воспроизведение) прослушанного или прочитанного произведения.

Имитация – повторение звуков, слов, фраз за преподавателем или диктором в звукозаписи. Важный прием формирования речевых навыков.

Иностранный язык – 1. Язык другой страны. 2. Учебный предмет, имеющий дело с обучением иноязычным средствам приема и передачи информации.

Лексика – словарный состав языка, совокупность слов языка.

Лингвистика – (языкознание). Базовая для методики преподавания иностранных языков наука, об общих законах строения и функционирования человеческого языка.

Метод обучения - совокупность определенных способов и средств обучения, определенное направление в учебной работе учителя и учащихся.

Монолог – (от греч. monos один + logos речь). 1. Процесс монологического общения. 2. Разновидность учебных текстов.

Навык – составной элемент умения как автоматизированное действие доведенное до высокой степени совершенства.

Наглядность – метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.

Неродной язык – родовое понятие, включающее понятие языка межнационального общения, иностранного языка, изучаемого в языковой среде и вне ее.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. 

Общедидактические принципы обучения – это руководящие идеи нормативов требования к организации  и проведению педагогического процесса.

Перевод – 1. Вспомогательный вид речевой деятельности, который осуществляет передачу содержания текста средствами другого языка; преобразование речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении смысла этого произведения. 2. Способ семантизации лексики, раскрытие значения слова средствами другого языка.

Пересказ – изложение содержания прочитанного или услышанного текста. П. может быть свободным (изложение своими словами) или близким к тексту.

Предложение – одна из основных единиц языка; минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью и выражающее законченную мысль.

Приемы обучения – конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения.

Разговорная речь – особая стилистическая однородная функциональная система (разновидность устной литературной речи), противопоставляемая книжной речи как нeкодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Основная форма реализации разговорной речи – произносимая, устная речь.

Речевая деятельность – активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.  

Русский язык – 1. Язык русской нации (более 140 млн. носителей), государственный язык РФ, принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Один из шести официальных и рабочих языков ООН. Относится к восточнославянской группе славянских языков. 2. Учебный предмет в средней и высшей школе РФ. Преподавание Р. я. имеет целью дать учащимся основные сведения о современном русском литературном языке, его важнейших фонетических особенностях, словарном составе и грамматическом строе; выработать навыки, умения, необходимые для свободного пользования языком в его устной и письменной форме. Задачей преподавания Р. я. является также развитие мышления учащихся, творческих сил и познавательных способностей, навыков самостоятельной работы (умения учиться).

Семантизация – выявление смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы.

Словарь – справочная книга, сборник слов, расположенных в алфавитном порядке с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые используются преподавателями и учащимися для повышения эффективности обучения.

Схема –  (от греч. schemas образ, вид, форма).  Это графическое изображение основных признаков языковых явлений.

Таблица – вид учебных наглядных пособий; подразделяются на демонстрационные (настенные или в учебниках) и составляемые преподавателями или учащимися в процессе учебной деятельности. Т. обычно имеют шрифтовые и цветные выделения, содержат рисунки, используются при изучении нового материала и его закреплении; служат ориентировочной основой действий обучающихся.

Текст – результат говорения или письма, продукт речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Т., как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, цельностью, внутренней структурой – синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложения), композиционной и логической, определенной целенаправленной и прагматической установкой.

Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Упражнение – структурная единица методической организации материала, функционирующая непосредственно в учебном процессе, обеспечивающая предметные действия с этим материалом и формирование на их основе умственных действий, умственной активности. У. представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, выполняемые в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи.

Урок – основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по расписанию, с учетом программы обучения.

Устная речь – речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение).

Учебник – основное средство обучения; является руководством в работе обучающего и обучаемых; содержит образцы устной и письменной речи, языковой материал, отобранный и организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности.

Учитель – педагогическая профессия и должность в системе образования. Профессия У. – это особый вид деятельности, назначение которой – подготовить подрастающее поколение к жизни на основе приобщения его к ценностям человеческой культуры, обучения определенным видам деятельности.

Формы обучения –  внешняя сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Цель обучения – идеальное представление о результатах обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности преподавателя.

Язык – 1. Система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.

 

Лекция 2.

"Текст" (лат. textus) - "ткань, сплетение, соединение". Поэтому важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется. В филологии, в частности в языкознании, под текстом подразумевается последовательность вербальных (словесных) знаков. Поскольку текст несет некий смысл, то он изначально коммуникативен, поэтому текст представляется как единица коммуникативная.

 

Лекция 3.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Взаимообусловленность – взаимная обусловленность, влияние одних явлений на другие.

Вводные элементы – вводные слова (или сочетание, предложение) – в синтаксисе: интонационно обособленное слово ( или сочетание, предложение) внутри другого предложения, выражающее разные виды отношения говорящего к сообщаемому.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще – предположение, требующее подтверждения.

Двуязычие – 1) от двуязычный – пользующийся двумя языками как равноценными; составленный на двух языках; 2) употребление двух языков среди населения какой-нибудь местности, группы людей.

Деформированный – от деформировать – изменить форму чего-нибудь.

Закономерность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры.

Имитировать – воспроизводить с возможной точностью , подражать кому- чему – нибудь.

Императив – 1) повеление, безусловное требование; 2) в грамматике: то же, что повелительное наклонение.

Инсценировка – 1) от инсценировать: приспособить для постановки на сцене театра или в кино, на телевидении; притворно изобразить; 2) инсценированное произведение, представление.

Коммуникация – сообщение, общение.

Любознательность – от любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Междометие – в грамматике: неизменяемое слово, непосредственно выражающее эмоциональную реакцию, чувство, ощущение, например: ай, ах, ба, ого.

Методика – 1) наука о методах преподавания; 2) совокупность методов обучения чему-н., практического выполнения чего-н.

Мотивировать – привести мотивы, доводы в пользу чего-нибудь.

Навык — автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается.

Наглядность – от наглядный – основанный на показе , служащий для показа.

Непосредственность – откровенность и непринужденность.

Непринужденный – лишенный всякой натянутости, очень свободный.

Обращение – в грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь.

Обусловленный – явившийся причиной чего-либо, вызванный чем-нибудь.

Подражание – от подражать – делать что-нибудь по какому-нибудь образцу; стараться воспроизводить то, что делается другим.

Реплика – ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего.

Русский литературный язык: Традиционно русский язык является современным со времени А. С. Пушкина. Современный русский язык - один из богатейших языков мира - требует серьёзного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, чётким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов. Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык. Национальный язык - это язык русского народа, он охватывает все сферы речевой деятельности людей. В отличие от него литературный язык - более узкое понятие. Литературный язык - это высшая форма существования языка, язык образцовый. Это строго нормированная форма общенародного национального языка. Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, учёными, общественными деятелями.

Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий