Симиотика костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

Семиотика костюма. Костюм содержит информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности личности, ее социальном ста­тусе, профессии. По костюму мы можем судить об эпохе, когда он был создан, стране проживания его носителя и о мн. др. Таким образом, ко­стюм представляет собой своеобразный социокод, передающий инфор­мацию из прошлого в будущее. Кроме того, костюм дополняет образ ин­дивида, поэтому одежду можно рассматривать как многозначный фено­мен. Одежда — это определенный знак личностных особенностей, она информирует о человеке. В оформлении внешнего облика индивида заключена целая иерархия знаковых систем. Одеваясь определенным обра­зом, человек как бы дает знать, кто он такой, что он представляет собой как личность. Знаковость одежды всегда играла и играет важную роль: костюм выполняет коммуникативную функцию, давая возможность че­ловеку сигнализировать о своей индивидуальности окружающим. В ко­стюме выражается не только индивидуальное самоощущение, но и эмо­циональное отношение к действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Семиотика костюма.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Татуировка имела место в истории культуры различных обществ. Ее наносили также первые христиане. В эпоху Средневековья про­тив нее стали выступать высокие церковные сановники как символ язычества и деморализации. В результате — татуировка на многие века практически угасла. Но в скрытой форме татуировкой пользо­вались рыцари и ландскнехты. Украшали себя татуировкой «свобод­ные люди» — пилигримы, странствующие ремесленники, фокусники, пираты, разного рода преступники. Крестоносцы носили татуировку в форме креста, чтобы в случае смерти им было гарантировано хри­стианское погребение. Несмотря на гонения церкви, татуировка была распространена среди широких масс людей. Но основной контингент, носивший татуировку — были преступники, что было характерно и для далеких Китая и Японии. Это был обычай, уходящий своими кор­нями в эпоху существования рабства. Татуировка воспринималась с обычаем ставить клеймо, как вид наказания. Именно поэтому связь татуировки с преступным миром привела к ее угасанию и скверной репутации среди большинства представителей общества. Однако обы­чай татуировки с целью увековечить паломничество к святым местам, был распространен начиная с XVI в. С развитием морских сообщений на протяжении XVII–XVIII вв. происходит возвращение татуировки на наш континент. Моряки Кука научились делать татуировку у по­линезийцев. От моряков технику татуировки переняли люди, нахо­дившиеся на низших ступенях общества, участники тайных обществ и политических организаций. Начало нового распространения татуи­ровки приходится в Европе на конец XVIII в.

Обычай татуировки был распространен среди солдат всех армий. Самые частые мотивы — рисунки военного содержания: даты, свя­занные с разными периодами прошедших войн, марки видов оружия, фигуры солдат, сердца с инициалами и т. п. Однако в середине XX в. во французской, итальянской и английской армиях врачи запретили использование татуировки, так как это — один из путей заражения опасными болезнями, в том числе венерическими.

К концу XIX в. татуировка стала модной. Стали открываться са­лоны, была изобретена в 1890 г. в Нью-Йорке Сэмюэлем О’Рэйлли электрическая машинка для татуировки. Начиная с 60-х годов XX в. опять возрождается интерес к татуировке. Рождается «боди арт» — искусство тела». Ранг татуировки как явления искусства вырос. Од­нако в современном мире татуировка остается все же прерогативой преступного мира. Существуют общие символы, характерные для пре­ступников независимо от места их пребывания. Отдельную группу представляют символы, употребляемые на свободе или в условиях ее лишения. Ряд символов группируется в изображения, учитывающие вид преступной деятельности. Существуют знаки, рассказывающие об отбывании наказания. Особая группа — символы, рисующие сек­суальный образ преступника. Распространены символы, вызывающие протест (политические лозунги и т. п. ). Могут быть символы, свя­занные с событиями из жизни данного человека, декоративные, ре­лигиозные и т. п. Отдельная группа знаков, учитывающих пожелания татуированного. Для тех, кто эти знаки не прочитывает, такая татуи­ровка — случайная серия или мозаика рисунков. В действительности семантика такой татуировки становится чем-то вроде визитной кар­точки, носит функции идентификации и коммуникации. Некоторые ее элементы носят международный характер и встречаются у преступ­ников всего мира. Как правило, мошенники и фальшивомонетчики не прибегают к татуировке.

О татуировке существует разнообразная научная литература, но истоки ее датированы всего лишь второй половиной XIX века. Как правило, исследования носят популярный характер.1 Большинство изданий на данную тему принадлежат к областям медицины и кри­миналистики. Связано это с тем, что во многих странах татуировка является характерной чертой преступного мира. Тем не менее, тату­ировка имеет долгую и интересную историю, в которой чередуются периоды взлетов и падений. Татуировка является выражением опре­деленной эстетической и нравственной культуры, точка зрения на ко­торую зависит от принадлежности к тем или иным кругам культуры, общества, этнической или общественной группы.

Цель татуировки — создание на человеческом теле определенно­го визуального выражения с помощью пластических знаков, надписей, композиций, которые он создает путем механического введения кра­сителя в человеческую кожу после предварительного ее накалывания либо реже — надреза или выцарапывания.

Существуют разные способы нанесения татуировки. Одна из древ­нейших техник, в настоящее время встречающаяся редко — основыва­ется на царапании кожи острым инструментом (чаще всего для этого использовался прикрепленный к палочке акулий зуб) по контуру нанесенного рисунка при помощи маленького деревянного молоточка. После этого в расцарапанную кожу втирался краситель. В процессе зажив­ления он проникал в тело и оставался там навсегда, создавая в итоге устойчивые рисунки. Эта техника, болезненная и затяжная (с последу­ющим залечиванием ранок маслом, древесным углем и кровоостанавли­вающими средствами, чтобы не разрушить проделанную работу) была известна некоторым индейским племенам на территории Мату-Росу в Южной Америке. Другой прием использует иглу, обмотанную на конце нитью, которая изготавливалась из сухожилий зверя. Эта нить окраши­валась в черном красителе. Вместе с нитью игла протягивалась под ко­жей человека по предварительно исполненному рисунку. Эта техника была известна жителям Северо-Восточной Сибири — чукчам, эвенкам, якутам, тунгусам, в Северной Америке — эскимосам.

Третья и наиболее популярная техника — основана на накалывании тела иглой, рыбьей костью, кусками острых костей животных, щепками деревьев твердых пород или обломками раковин. На островах Океании использовали приспособление, напоминающее гребешок. В его деревян­ную ручку вделаны острые кусочки камней, раковин, костей. Исполь­зуя такой гребешок, можно было сразу выполнять небольшой фраг­мент композиции. Работа над татуировкой таким образом проходила быстрее по сравнению с отдельным накалыванием при использовании одной иголки.

В Японии пользовались целым набором иголок для быстрого запол­нения цветом поверхности композиции.

Современная техника татуировки использует накалывание кожи специальной электрической машинкой. В качестве красящего вещества используется специальная тушь, позволяющая гарантировать стериль­ность всей процедуры.

В современном мире татуировка освобождена от слепого следования традициям. Здесь явление моды, следование различным иконографиче­ским источникам разного культурного происхождения хаотично вклю­чает собрание неоднородных по содержанию элементов. Исключение представляет татуировка преступников. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, татуировка прошла бурное развитие.

Тесно с татуировкой связано клеймение. Таким способом приобре­тались знаки собственности, обладания невольниками, скотом. Чаще всего выжигались раскаленным железом символические эмблемы на хорошо заметных частях тела и в раны втиралась черная жидкость. В Древнем Китае клеймением наказывали особо опасных преступников, в Японии различали татуировку-клеймо — иредзуми, которая наноси­лась на лицо, икры, ладони и ступни и татуировку-украшение — хори-моно. Ацтеки Мексики помечали осужденных полосами. В средние века клеймили воров, проституток, фальшивомонетчиков, карточных мошенников. Клеймо служило знаком идентификации преступника. Шулеров клеймили матрицей в форме шестигранника, беглым морякам выжигали мотив в форме багра, браконьерам — в форме рогов. С XVII века этот обычай в западноевропейских странах стал исчезать.

С татуировкой связан постоянный его спутник пирсинг — прокалы­вание различных частей человеческого тела с последующим ношением в месте прокола украшения, символа, знака с разнообразными функци­ями и значениями. Издавна серьги, бывшие изначально мужской при­надлежностью, и кольца исполняли несколько функций: ритуальную, практическую и просто декоративную. Ритуальное ношение колец было широко распространено в древних культурах Америки, прежде всего в культуре майя. Прокалывание было частью религиозных обычаев, свя­занных с плодородием и покаянием. В XVII в. европейские пираты но­сили серьги, сделанные из монет, награбленных на плененных галеонах, для украшения прокалывали не только уши, но и щеки. Каждая серьга означала один взятый корабль. Серьги и татуировка — элементы суб­культур панков и гомосексуалистов.

Сейчас пирсинг утратил тот смысл, который носил раньше.

 



Информация о работе Симиотика костюма