Проблема взаимопроникновения культур на примере праздников России и Англоязычных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:51, реферат

Краткое описание

Цель реферата: определить, насколько необходимо взаимопроникновение культур и сохранение собственных традиций народа на примере России и Англо-говорящих стран. В работе поставлены задачи: рассмотреть несколько русских и иностранных праздников, сравнить их и сделать из этого выводы, провести опрос среди старшеклассников и учащихся младших классов, а также выяснить отношение государства и церкви к появлению новых праздников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………....с 3
Глава I: Праздники России и Англоязычных стран………………………………...с 4
1.1. История и происхождение культур……………………………………………...с 4
1.2. Русские праздники…………………………………………………………..........с 7
1.3. Праздники Англоязычных стран...…………………………………………......с 14
1.4. Сравнительная характеристика праздников России и Англоязычных стран.с 17
Глава II: Различные мнения о появлении иностранных праздников……..………с 20
2.1. Сравнительный анализ общественного мнения……………………………….с 20
2.2. Отношение государства к появлению иностранных праздников…….…….. с 22
2.3. Отношение церкви к появлению иностранных праздников……….…………с 24
Заключение…..……………………………………………………………………….с 25
Список литературы………………………………………………..…………………с 26
Приложения………………………………………………….……………………….с 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

«После маскарада царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.

Зимний Новый год  в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно  карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.

В центре новогоднего  стола ставили мясо свиньи (часто  двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье.

При Екатерине II Новый  год тоже отмечали с размахом. В 18 веке русский новогодний стол стал особенно затейлив: в поварское искусство  пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. Историки рассказывают легенду о диковинном блюде, которое придворный повар-француз приготовил для императрицы в качестве сюрприза к новогодней трапезе. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Рецепт кушанья был таков: в мясистые оливки вкладывались вместо косточек кусочки анчоусов, оливки являлись начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту - в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Сначала секрет «царского» новогоднего угощения держался в строгом секрете, но потом его выведал богач-вельможа. После этого блюдо стали готовить под новый год и в других аристократических домах. Такое жаркое получило название «Императрица» и пользовалось большим успехом у петербургской знати. При императрице Екатерине II получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений. Особенно отмечала Екатерина гостинец одного из русских промышленников, который ежегодно присылал во дворец огромное золотое блюдо, на котором лежали различные свежие фрукты: ананасы, абрикосы, груши, сливы, персики, виноград. Императрица радовалась этому подарку, как девочка, прыгала, хлопала в ладоши. И каждый год волновалась - будет ли доставлено ей любимое блюдо.» [1]

В начале 19 века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится  ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.

 Рождество

«В России в канун Рождества, как правило, наступает тихий морозный вечер, ярко светит луна, звучно поскрипывает снег под ногами запоздалых прохожих. Этот вечер ещё называют Сочельник. Весело в это время и в деревнях. Тепло натоплены избы и хаты, всё чисто прибрано. Недаром хозяйки трудились весь день, посвятив его заботам для встречи праздника: все заготовлялось, варилось, пеклось, жарилось…Но до появления на небе первой звёздочки никто ничего не ест – нельзя. Но вот раздаются детские голоса: «Звёздочка зажглась! Звездочка!..». И вся семья усаживается за стол. А под окнами уже слышны весёлые голоса парней, просящих «коляду просказать»:

 

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества:

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По всем проулочкам…

 

В заключение своей песни  колядовщики, которые ходят славить  Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, желают главе дома накопить «грошиков», а хозяйке советуют чаще заниматься «печением пирожков» (то есть принимать гостей).

А другая колядка возвещает, что Бог любит хозяина и  всегда, когда тот посеет что-нибудь, пошлет богатый урожай. Наобещав хозяину всякого благополучия с три короба, колядовщики не забывают и себя и поют шутливые песенки:

 

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кольце колбаски!

 

Радушные хозяева немедленно выносят  что-нибудь певцам, у которых специально для этой цели один парень ходит с мешком. Получив угощение, колядовщики в сопровождении других ребятишек, отправляются к другому дому и так путешествуют по всей деревне». [1]

Но вот настает великая Рождественская ночь: редко кто ложится спать  – не до этого. Наконец раздаётся первый удар колокола, и все спешат в церковь. А после заутрени молодёжь, не обращая внимания на стужу, уже устраивает катания с гор на лыжах и санях. Смех, веселье, шутки далеко разносятся в морозном воздухе.

По вечерам, со второго дня праздника, начинаются новые развлечения и удовольствия – все наряжаются. И начинаются шествия ряженых с музыкой и песнями. Устраивалось на Рождество много вечеринок, бесед, и, конечно же, не обходилось без гаданий. Девушки обычно гадали на суженых-ряженых. Вот, например, одно из таких гаданий. Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. В какую сторону носок повернётся, оттуда и придет жених к владелице башмака. А если он ляжет носком в сторону родного дома, то девушка в этом году еще не выйдет замуж. А вот ещё есть гадание на поленьях. Девушки подходят к поленнице спиной или, зажмурив глаза, и берут из нее первое попавшееся полено. Затем каждая внимательно осматривает своё полено: есть ли у него сучки, сколько их, гладкая ли кора. По этим приметам делают заключение о своём будущем женихе. Например, гладкое полено с тонкой ровной корой предсказывает хорошего и красивого жениха, полено с шероховатой корой – некрасивого на вид; с толстой, но хорошей корой – богатого; а совсем без коры – бедного.

Масленица

 

В древние времена на Руси проводы  зимы и встреча весны были связаны  с именем Велеса – языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С XVI века он стал называться Масленицей. Масленичная неделя предшествует «печальным дням» Великого поста и справляется за 7 недель до Пасхи – Воскресения Христова.

В дни Масленицы Православная церковь  призывает людей к покаянию и  особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достойно подготовиться к Посту. Однако историки церкви с неудовольствием замечают, что время Масленицы всегда проводилось довольно буйно. Мужчины переодевались в женские костюмы, а женщины в мужские, и вообще народ предавался самому безумному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам. Надо сказать, что и русские цари вместо того, чтобы как-то успокоить своих подданных, сами подавали пример широкому масленичному гулянию. Петр I, например, сам в понедельник на Масленицу открывал торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях. Каждую зиму на Масленицу он устраивал шумные и весёлые катания по Москве-реке. Сохранилось описание масленичного маскарада 1722 года, который устроил царь по случаю заключения Нейштадтского мира.

«…Из села Всесвятского множество  морских судов разной величины и  вида, около сотни саней, запряжённых  разными зверями, двинулись длинною вереницею к Тверским Триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин. Он ехал на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов, одетый в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем. В ногах его восседал на бочке Вакх – бог виноделия. За ним двигалась свита с шутом, который ехал в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого плота, которым предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках. Везли ту колесницу две сирены. Наконец, появилась громада – 88ми-пушечный корабль. Он имел три мачты и полное корабельное вооружение – даже до последнего блока. Корабль этот везли шестнадцать лошадей, и восседал на нем сам государь Пётр Великий в одежде флотского капитана и маневрировал кораблем, как на море, во время шествия. За этим кораблем шествовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки. Свита её состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. Весь этот поезд замыкали настоящие ряженые, которые были одеты волками, журавлями, драконами, ослами и другими животными. Сидели они в огромных длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы. Такое пестрое и чудное шествие протянулось через Тверские ворота в Кремль при пушечных выстрелах. А вечером были устроены великолепный фейерверк и пиршество. Этот карнавал продолжался 4 дня, и все участвовавшие в нем особы по нескольку раз меняли свои костюмы…» [1]

 

Пасха

 

Великое событие –  светлое Христово Воскресение –  празднуется православными верующими  как самый величайший из всех праздников. Этот праздник ещё называется Пасхою – Днем, когда совершился наш переход от смерти к жизни, от земли к небу. Праздник Пасхи существовал еще до распространения христианства у древних евреев. Слово «пейсах» означало «прохождение, пощада», и сам праздник возник в память освобождения еврейского народа от египетского плена. Слово «Пасха» происходит от греческого «пасхейн» - страдать. Сначала день пасхи связывали с «тайной вечерей» и страданиями Спасителя. С V века ее стали отмечать как светлый и радостный праздник Воскресения Христова. В течение всего поста люди приходили на богослужение в темной одежде, вспоминали свои грехи и раскаивались в них. Но в эту ночь все они одеты празднично, на головах у женщин – белые косынки, на лицах – улыбки. В руках у верующих красные пасхальные свечи. Как бы не был беден горожанин, но и он подкопит к Пасхе денег, чтобы купить муку, масло и испечь кулич. Печь кулич был особый и сложный церемониал. Их пекли дома в русских печах. Тесто для куличей было настолько нежным, настолько переполнено сдобой и пряностями, что могло осесть даже от крика или другого шума. Поэтому детей часто выгоняли в это время на улицу. Главным предметом пасхального обряда стало  крашеное яичко, символизирующее зарождение новой жизни. Окрашенное красной краскою, оно означало возрождение жизни человеческой ценою крови Иисуса Христа. Обычай обмениваться яйцами связан с именем ученицы Христа Марии Магдалины. Она начала свою проповедь в Риме с того, что преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами «Христос Воскресе!». После Пасхи начинается светлая пасхальная неделя.

 

Святки

 

Наступают праздничные  дни, а у людей то там, то здесь  начинаются неприятности…И устраивает им все это орава озорников, которая  ходит в полночь по деревням и  развлекается вовсю! В другое время хозяева подали бы в суд на обидчиков, а тут они лишь слегка поругаются да посмеются от души. Такой уж это особый праздник – Святки, когда любые шалости положено прощать! Святки делятся на две половины. С Рождества их называют «святыми вечерами». Они длятся неделю. А следующую неделю – до Крещения – идут «страшные вечера». Почему страшные? В старину русские люди верили: когда начинает прибавляться тепло и свет, темная сила особенно злится и гуляет по земле так, что дым идет коромыслом. К Святкам готовились заранее, чтобы весело провести время. Любимым занятием молодёжи было колядование. Про Коляду, древнего языческого бога, уже давно забыли, а обычай остался. На второй день после Рождества начинались святочные маскарады. Каждый старался изготовить себе какую-нибудь маску. Люди старались вырядиться так, чтобы никто их не мог узнать: мазали щеки черной сажей, приделывали усы, привязывали к подбородку мочалку, нацепляли рога…

А еще на Святки любили гадать. Девушки  наряжались и усаживались на лавочках вдоль стен избы, напротив сидели парни. Посередине стола, накрытого скатертью, ставили блюдо с водой. Девушки бросали туда перстни, серьги, кольца, загадывали желание и начинали петь песни. Такие песни назывались «подблюдными». После такой песни трясли блюдо и вытаскивали одну вещицу. По содержанию песни и судили о хозяйке вещицы.

День Ивана  Купалы.

В этот день многие искали заветный цветок папоротника, который  открывает клады тайные, сокровища  подземные. А цветет папоротник только один день в году – именно в эту летнюю ночь. А еще в ночь на Ивана Купалу принято было разжигать костры. Как правило, это происходило вечером за селом, на перекрестке дорог или вблизи рек. Молодежь вокруг костров водила хороводы и пела песни. Парни и девушки, взявшись за руки, прыгали через костер. Ночь накануне Иванова дня – одна из самых страшных. Ведьмы, оборотившись в животных (кошку, собаку, жабу) и даже в предметы (колесо, клубок), проникали в таком виде в дома. Чтобы воспрепятствовать всех их козням, люди совершали всевозможные магические действия: в дверные щеколды втыкали пучок крапивы, чтобы ведьма обожгла руку. Иногда ставили косу острием вверх, иногда посыпали дом освященным в церкви маком. Самые смелые хозяева пытались подкараулить ведьму: они прятались в хлеву и, увидев забежавшую сюда кошку или собаку, старались поймать ее и отсечь ей лапу. В других странах в Иванов день в церковь приносили огромное количество срезанных лилий и оставляли в вазах для освящения. Цветы оставались там в течение всей обедни, а потом из них делали букеты. Расположив такие букеты крест-накрест, их прибивали к дверям, и с этого момента дом считался защищенным. Часто такие букеты оставались висеть до следующего дня Ивана Купалы, хотя они давно выцвели и увяли.

Информация о работе Проблема взаимопроникновения культур на примере праздников России и Англоязычных стран