Эффективность инновационных проектов и методы ее измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в трех аспектах:
-как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей;
-как процесс осуществления инновационной деятельности ;
- как пакет документов , обосновывающих и описывающих эти мероприятия .
Эти три аспекта подтверждают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.
Проблема оценки эффективности инновационных проектов постоянно находилась и будет находиться в центре внимания ученых - инноваторов и руководителей - практиков различных уровней и рангов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..3
Ключевые факторы успешности инновационных проектов. Эффективность и оценка инновационных проектов……………………………………………………………………………………………………..5
Пример обоснования финансово-экономической эффективности инновационного проекта………………………………………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

инидивидуальная работа.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

 

                                                                       Содержание

       Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..3

       Ключевые факторы успешности инновационных проектов.   Эффективность и оценка инновационных проектов……………………………………………………………………………………………………..5           

      Пример обоснования финансово-экономической эффективности инновационного проекта………………………………………………………………………………………...8

      Заключение………………………………………………………………………………15

       Список использованной литератур……………………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Введение

      Для успешного инновационного развития российской экономики понять результативность инновационных проектов и количественно оценить  процессы отбора идей, формирования портфеля инновационных проектов , их технологической реализуемости , внедрения в производство , выхода на рынок . достижения ожидаемой прибыльности.

      Под инновационным  проектом понимается сложная  система взаимообусловленных и  взаимосвязанных по ресурсам , срокам и исполнителям мероприятий , направленных на достижение конкретных инновационных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники . Другими  словами , инновационный проект представляет собой намечаемый к планомерному осуществлению  , объединенный единой целью приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию , производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием  исполнителей , используемых ресурсов и их источников.

    Таким образом , понятие «инновационный проект» может рассматриваться в трех аспектах:

          -как  совокупность мероприятий для  достижения инновационных целей;

          -как процесс осуществления инновационной деятельности ;

          - как  пакет документов , обосновывающих  и описывающих эти мероприятия .

     Эти три аспекта  подтверждают значение инновационного  проекта как формы организации  и целевого управления инновационной  деятельностью.

 

Проблема оценки эффективности инновационных проектов постоянно находилась и будет находиться в центре внимания ученых - инноваторов и руководителей - практиков различных уровней и рангов. За последние десятилетия было издано большое число научных работ, посвященных данной теме, разработано множество разнообразных вариантов принципов и инвестирование методов управления инновационными проектами.

Оценка инновационного проекта - важнейшая процедура на начальной стадии проекта, но она также представляет собой непрерывный процесс, предполагающий возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией.

Основные группы критериев, которые должны быть приняты во внимание при оценке и отборе проектов, относятся к следующим областям:

1) Цели организации, ее стратегия, политика и ценности;

2) Маркетинг;

3) НИОКР;

4) Финансы;

5) Производство.

К маркетинговым критериям относят:

- выявление потребностей;

- потенциальный объем продаж;

- временной аспект;

- воздействие на существующие  продукты;

- ценообразование;

- канала распределения;

- стартовые затраты.

 

 

 

 

 

 

                      Ключевые факторы успешности инновационных проектов.       

                        Эффективность и оценка инновационных  проектов.

          Экономическая успешность инновационных проектов зависит от достижения технических целей проекта и вывода на рынок нового продукта . Критериями успешности инновационной деятельности на уровне предприятий могут быть : соотношение прибыли и затрат ; доля коммерчески успешных инновационных проектов ; уровень технической успешности ; достижение намеченного объема продаж нового товара ; прибыльность и успешность по сравнению с конкурентами. В критериях успешности проекта также сохраняют свое значение : производственные и ресурсные возможности , техническая осуществимость и практическая реализуемость , финансовая эффективность , социальная целесообразность решения. Критерии успешности инновационного проекта требуют внимательного и строгого рассмотрения. Если для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовая успешность , то для инновационных проектов более важны принципиальная новизна . патентная чистота . лицензионная защита , приоритетность направления инноваций , конкурентоспособность внедряемого новшества ,а  также необходимость оперативно оценивать результаты на всех стадиях инновационного процесса, принимая своевременные решения о продолжении , приостановлении или прекращении проекта с целью сократить потенциальные убытки .

    В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов , отбор  которых обычно происходит в три этапа. На первом этапе формируются задачи, стоящие перед данной инновационной структурой , определяются приоритетные  направления научно-технического развития с учетом экономических задач . стоящих перед регионом.

     На втором этапе  формируется исходное множество  инновационных проектов. На третьем этапе проводится экспертиза проектов . то есть отбор наиболее перспективных . Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов , а также квалификацией экспертов.

      Для инновационно-активных предприятий , т.е. предприятий , осуществляющих разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов , технологических процессов и иных видов инновационной деятельности , перечень критериев оценки инновационных проектов может быть совершенно иным. Кроме того. Инновационный проект может быть совершенно иным . Кроме того, инновационный проект , эффективный для одного предприятия , может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин , таких как территориальная расположенность предприятия , уровень компетенций персонала по основным направлениям инновационного проекта , состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно весьма сложно , поэтому их необходимо учитывать еще на стадии отбора проектов . При реализации  инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты . которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты .

     Для получения суммарной количественной оценки каждого инновационного  проекта эксперты оценивают его по каждому критерию, а затем уже принимают решение об эффективности проекта.

   Для оценки качественных  характеристик проектов требуются  содержательная информация и  сравнительное сопоставление экспертами  результатов достижения количественно  измеряемых объективных данных  по проекту с соответствующими  качественными критериями .

   К универсальным  факторам успешности инновационных проектов зарубежные исследователи относят :  поиск рыночной ниши с меньшей конкуренцией , менее удовлетворенными покупателями и меньшей частотой смены товаров; анализ привлекательности и емкости рынка; глубокий предварительный технико-экономический анализ ; конкурентное превосходство ; соответствие нового продукта возможностями стратегии фирмы ; доступность финансовых и кадровых ресурсов ; поддержка инноваций руководством компании; координация между разработчиками , производственниками и маркетологами ; ускоренный выход товара на рынок без ущерба для его качества .

      По результатам  исследования 133 инновационных проектов (76 успешных и 57 неуспешных) крупных  и малых российских предприятий , проведенного инновационным бюро «Эксперт» , выделены факторы , влияющие на успешность инноваций . Если в Европе и Северной Америке средняя продолжительность инновационного проекта от идеи до запуска нового продукта в продажу составляет 18 месяцев , то в РФ окупаемость проектов (средняя продолжительность проекта до точки безубыточности ) составила 20 месяцев , а 51% исследуемых проектов достиг самоокупаемости за период до одного года , что соответствует мировой практике.

     Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования установлены следующие основные критерии эффективности инновационного проекта:

  1. NPV (Net Present Value ) , или ЧДД (чистый дисконтированный доход);
  2. PI (Profitability Index ) , или индекс прибыльности;
  3. PBP (Pay back period) , или срок окупаемости инвестиций;
  4. IRR (Internel Rate of Return) , или ВУД (внутренний уровень доходности);
  5. ARR (Average Rate of Return) ,  или коэффициент рентабельности инвестиций.

 

   Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет собой непосредственное воплощение концепции дисконтированной (настоящей) стоимости и содержит оценку сегодняшней стоимости потока будущих доходов , дисконтированных с помощью соответствующей процентной ставки (r- нормы дисконта), за вычетом приведенной стоимости инвестиционных затрат:

          

  Индекс прибыльности (PI) представляет собой отношение суммарного дисконтированного дохода с суммарным дисконтированным инвестиционным затратам.

    Срок окупаемости (PBP или PP) представляет собой расчетную дату , начиная с которой NPV принимает устойчивое положительное значение.

   Внутренний уровень  доходности (ВУД) , или IRR  , - это такое значение ставки дисконта , при которой NPV принимает значение , равное 0.

    Коэффициент рентабельности  инвестиций (ARR)  определяет степень прибыльности инвестиций в проект.

 

Пример обоснования финансово-экономической эффективности инновационного проекта

 Владимир Бобров , Сергей Зайцев и Роман Кротов на последнем курсе учебы решили открыть общее дело. У них созрел план по созданию нового вычислительного устройства «Гермес - Про». Предлагаемое устройство исполнялось бы в ультратонком мобильном формате , не  требовало бы значительных трат на оборудование и его обслуживание и обладало бы молниеносной скоростью выполнения самых сложных научных расчетов.

    Первым делом  они приступили к написанию  бизнес-плана . Свою  деятельность ребята планировали на 6 лет (в течение 2011-2016гг.) , а расчеты вели в постоянных ценах ,т.е. в ценах , действующих на момент разработки бизнес-плана.

  Для запуска своего  проекта молодые предприниматели  взяли кредит в банке в размере 14 000 у.е. , который они планировали потратить на первоначальном этапе на приобретение оборудования (11 000 у.е.) , оформление патента (800 у.е.) и создание первоначального оборотного капитала . По договоренности с банком для фирмы был создан индивидуальная график погашения ссуды.

   Прямые затраты  фирмы будут складываться из  стоимости комплектующих изделий  и упаковки , а цена изготовленного изделия будет образовываться по методу  «издержки+прибыль».

                      

                                    

 

 

                                Выручка и прямые затраты

Показатель

 

     

     2011г.

 

 

    2012г.

Период

 

     2013г.

 

 

     2014г.

 

 

      2015г.

 

 

     2016г.

           1

          2

          3

          4

         5

           6

       7

  1. Объем продаж , ед.

 

          -

 

        25

 

        31

 

       35   

 

         37

 

       40

  1. Цена , у.е./ед.
   

     1 000

     
  1. Выручка от продаж , у.е.

 

        -

 

  25 000

 

    31 000

 

    35 000

 

  37 000

 

   40 000

  1. Удельные затраты , у.е./ед.
   

 

      730

     
  1. Прямые затраты , у.е.(п.1*п.4)

 

       -

 

    -18 250

 

  -22 630

 

  -25 550

 

   -27 010

 

  -29 200


 

 

                                       Отчет о прибылях и убытках проекта

                                        

          Показатель ,

                  У.е.

 

     

     2011г.

 

 

    2012г.

Период

 

     2013г.

 

 

     2014г.

 

 

      2015г.

 

 

     2016г.

           1

          2

          3

          4

         5

           6

       7

Выручка от продаж

 

        0 -

 

   25 000

 

  31 000

 

   35 000  

 

   37 000

 

   40 000

Прямые затраты

 

-18 250

    -22 630

  -25 550

  -27 010

  -29 200

ФОТ с отчислениями

 

        0

 

  -1 638

 

   -1 638

 

  -2 184

 

  -2 184

 

  -2 730

Накладные расходы

    

        0

 

    -120

 

      -150

 

    -165

 

     -180

 

    -196

Расходы на рекламу

 

       0

 

    -200

 

      -250

 

    -270

 

    -300

 

    -335

Амортизация

       0

    -2 360

    -2 360

   -2 360

    -2 360

    -2 360

Проценты по кредиту

 

       0

 

     -490

 

     -405

 

    -368

 

     -245

 

    -122

Расходы будущих периодов

 

       0

 

     -100

 

     -100

 

   -100

 

    -100

 

    -100

Налог на имущество (2,2%)

 

       0

 

     -218

 

     -169

 

   -121

 

     -73

 

     -24

Балансовая прибыль

       0

     1 624

    3 298

   3 882

    4 548

  4 933

Налог на прибыль (20%)

 

       0

 

     -325

 

     -660

 

    -776

 

   -910

 

     -987

Чистая прибыль

       0

    1 299

    2 638

   3 106

    3 639

   3 946

Информация о работе Эффективность инновационных проектов и методы ее измерения