Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:14, шпаргалка

Краткое описание

Работу содержит ответы на вопросы по дисциплине "Инновационный менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Функциональный подход: представляет инновационный менеджмент как взаимосвязанную совокупность управленческих решений; базируется на рациональном разделении труда, управление инновациями; опирается на специализацию управленческих звеньев и оптимизацию каждого управленческого решения; характеризуется тщательным регламентированием процедур управления инновациями; использует локальные оптимизационные модели формирования тематических планов инновационной фирмы.

Системный подход: представляет инновационную фирму как сложную организационную систему, взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы, ориентированные на достижение общих целей и развития фирмы с учетом внутренней и внешней ее среды; обеспечивает учет множества факторов, влияющих на управленческое решение и рассматривает их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Ситуационный подход: использует достижение каждого из перечисленных подходов для конкретных инновационных ситуаций, дает возможность анализировать внешние и внутренние факторы успеха инноваций, систематизировать вероятные варианты поведения и оптимально синтезировать их для сложившейся ситуации управленческого решения, рассматривать применение конкретных методов для принятия решений в определенной ситуации.

2.       Какие типы корпоративных инновационных структур России вы знаете? Что вы понимаете под понятиями «научные парки», «технопарки», «технополисы»?

Типы корпоративных структур: • Государственные компании; • Акционерные компании, учрежденные государством и приватизированные по планам; • Частные на основе крупных акционерных компаний;

• Структуры под эгидой федеральных ведомств; • Финансово-промышленные группы; • Многоотраслевые конгломераты; • Российские отделения ТНК.

Научный или исследовательский парк представляет собой структуру, управляемую в соответствии с формальным соглашением о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами с целью содействия созданию и развитию наукоемких предприятий путем передачи научных и технических знаний и управленческих навыков фирмам-клиентам. Научный или исследовательский парк можно также определить как комплексный набор целого ряда областей деятельности внутри ограниченной географической территории вблизи университета, где усилиями предпринимателей, профессорско-преподавательского состава, научного персонала в единое целое объединяются научные, производственные и финансовые ресурсы для производства новой, обладающей более высокими потребительскими свойствами и ценностями, продукции. Технопарк – это территориально замкнутые центр, где новые мелкие и средние предприятия ведут НИОКР, в результате которых создаются и доводятся до стадии практического использования продукты или технологии.

Технополис — одна из форм свободной экономической зоны, призванная активизировать инновационный процесс с помощью региональных центров по разработке и производственному освоению продукции высокого технического уровня.

3.       Раскройте содержание трех стадий финансирования НИОКР.

На первой стадии выполняются прикладные НИР, а также фильтрация продукции и аванпроект, если исходные данные, технические характеристики и функциональная схема изделия отвечают предъявленным требованиям к ТЗ на ОКР.

На второй стадии технические предложения, вошедшие в содержание аванпроектов, реализуются при выполнении эскизных и технических проектов.

На третьей стадии проводится комплекс работ, связанный с конструированием, изготовлением и испытаниями опытных образцов. Сюда входит также технологическая подготовка опытного производства.

Билет №22

 

1.       Назовите системные принципы построения инновационного менеджмента.

 

Системные принципы построения инновационного менеджмента:

1)      целостность системы, заключающаяся в единстве и взаимодействии ее элементов при внешнем воздействии,

2)      взаимосвязанность и взаимодействие элементов через прямые и обратные связи,

3)      обусловленность функций в соответствии с целями ИФ, требованиями спроса, наличием ресурсов и т.д.

4)      иерархичность при взаимодействии между подразделениями, звеньями технологической цепочки и т.д.

5)      автономность элементов посредством четко разграничивающихся функций на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы,

6)      согласованность, ритмичность, синхронность во времени всех структурных элементов системы с основными целями ИФ при использовании строго определенных методов и приемов,

7)      адаптивность и гибкость системных изменений,

8)      управляемость,

9)      многоаспектность, многофункциональность – способность системы к частичной и полной модернизации, внедрению новшеств, переобучению персонала, изменению, расширению ассортимента и т.д.

10)   прозрачность – единство терминологии и деловой документации, нормативов и регламентов,

11)   оптимальность – возможность оптимизации усилий всех подразделений для достижения главных целей ИФ.

 

2.       Какие формы организации участвуют в поддержке и развитии малого и среднего инновационного предпринимательства? Какие существуют виды инкубаторов, каковы их цели и источники финансирования?

 

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства связано с такими формами организации, как инкубаторы – организации, созданные университетами, крупными компаниями, местными органами для предоставления вновь возникающим компаниям за относительно умеренную плату земельных участков, помещений, доступа к лабораторному оборудованию и консультативным услугам по техническим, экономическим, управленческим, коммерческим и юр.вопросам. Отличительной особенность данной формы организации является то, что такая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимо хозяйствующего субъекта, помогает ему создать и освоить новые технологии. Инкубаторы помогают начинающим предпринимателям избежать дорогостоящих ошибок.

Существует 4 вида инкубаторов: корпоративные, общественные, университетские, частные. Для инкубаторов, созданных на базе университетов, основными целями являются: -опробирование новых идей, проведение практики студентов. Также для инкубаторов можно выделить такие цели: участие в будущих доходах, получение арендной платы, диверсификация производства, создание новых рабочих мест, экономический рост и диверсификация экономики региона, обкатка новых идей, создание «учебного полигона бизнеса». Источниками финансирования могут выступать: промышленные фирмы, местные органы власти, университеты, частные лица, субсидии правительства, пожертвования.

 

3.       Как влияет длительность выполнения НИОКР на ее стоимость и прибыльность? Каким образом можно обеспечить максимизацию прибыли ИФ?

 

При длительном выполнении НИОКР требуются дополнительные затраты, кроме того новшество позднее выходит на рынок. ИФ необходимо достичь требуемого научно-технического результата раньше конкурентов. Для максимизации прибыли, получаемой от реализации новшества, необходимо предусмотреть, чтобы себестоимость следовала прямо за рыночной ценой. Такое соотношение позволит ИФ получать устойчивую норму прибыли. Кроме того это позволит расширить объем продаж за счет привлечения потребителей из-за снижения цены. Важнейшим условием максимизации прибыли является продажа всей продукции, выпускаемой предприятием. Также максимизацию прибыли можно достичь за счет времени завершения НИОКР, определяющего время ввода новшества на рынок и объемы его продаж.

Билет № 23

 

1.       С чем связаны цели инновационного менеджмента? Какие цели являются приоритетными для инновационного менеджмента?

 

Цели инновационного менеджмента фирмы связаны с:

     миссией фирмы, её традициями, философией и жизненным циклом;

     с внутренней потребностью повышения эффективности производства за счет обновления всех производственных систем на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов;

     с улучшением социальной среды фирмы и социальных условий общества;

     с разработкой принципиальных новшеств проведения работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.

Приоритетными целями является развитие инновационной фирмы за счет активизации инновационной деятельности, продвижение новых технологий и товаров на рынок, осуществление диверсификации производства для экономического развития.

 

2.       Дайте характеристику крупных предприятий с позиции их взаимодействия с инновационной сферой.

 

Крупные предприятия относятся к виолентам – фирмы с «силовой» стратегией. Они действуют в сфере крупного стандартного бизнеса и характеризуются высоким уровнем освоения технологии, массовым выпуском продукции.

Различают:

     национальные виоленты («гордые львы») – почти всегда организовываются венчурные, в том числе экспрерентные фирмы, связанные с разработкой нового дизайна продукта, новыми организационными структурами производства и продаж новых ресурсосберегающих технологий;

     межгосударственные виоленты («могущественные слоны»);

     деструктивные виоленты («неповоротливые бегемоты») – имея гигантский оборот постепенно утрачивают способность добиваться соразмерной прибыли и становятся часто убыточными если вовремя не устраняют чрезмерную диверсификацию, не избавляются от убыточных производств и не снижают издержек на сохраняемых предприятиях.

      

3.       Назовите основные принципы организации выполнения НИОКР. Раскройте содержание форм организации НИОКР в ИФ.

 

Организация выполнения НИОКР необходимо осуществлять со следующими принципами:

- организационная структура внутрифирменных исследований и разработок должна отличаться гибкостью и подвижностью;

- самоуправление, самостоятельность в решение финансовых, кадровых, управленческих вопросов;

- ориентация на нужды внутрифирменных НИОКР, служб маркетинга, стратегических, плановых, коммерческих и других подразделений;

- производственная кооперация, технические консультации, совещания, конференции, сотрудничество поставщиков и потребителей, совместная научная деятельность, выступления заказчиков в качестве не только партнеров, но и прямых инициаторов процессов нововведений;

- приоритет потребительского рынка, ориентация НИОКР на конечное потребление, дающая стимулы производителям и потребителям, гуманизация и ресурсы сбережения;

- жизнесберегающая направленность НИОКР, предотвращение или компенсация последствий научно-технического прогресса, связанных с нарушением здоровья людей, техногенными катастрофами.

Формы организации НИОКР в ИФ:

1) Концентрация НИОКР в крупной организации.

Факторы высокой концентрации НИОКР:

• необходимость усилий большого коллектива;

• значительная материально-техническая база для исследований;

• увеличение расходов на освоение нововведения, стоимость проекта часто превышает первоначальные замыслы;

• возможность приобретения акций и поглощение целых компаний, освоивших выпуск нового продукта или технологии, которые прошли рыночную апробацию.

2) Специализация НИОКР в мелких компаниях.

Факторы специализации НИОКР:

• определенность и четкость связей между исследованиями, внедрением, производством и сбытом;

• цель, стоящая перед мелкой фирмой в области освоения нововведения, понятна всем сотрудникам;

• возможность избежать устоявшихся направлений исследований и традиций, характерных для крупных лабораторий.

3) Межфирменная кооперация НИОКР.

Факторы межфирменной кооперации:

• возможность программно-целевой организации НИОКР (программно-целевые институты, создаваемые компаниями на паевых началах, инновационные центры, возникающие на базе объединений университетов и компаний);

• покупка лицензий, предоставление ссуд, привлечение мелких высокотехнологических фирм к сотрудничеству в качестве поставщиков и субподрядчиков крупных проектов;

• организация совместных венчурных компаний для производства и реализации новых товаров;

• создание исследовательских консорциумов конкурирующими между собой компаниями;

• формирование «стратегических партнерств» на национальном и межнациональном уровнях;

• организация технологических альянсов, позволяющих увеличить межнациональную интеграцию инновационных процессов;

• организация кооперации НИОКР на доконкурентной стадии реализации товаров

1

 



Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"