Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:14, шпаргалка

Краткое описание

Работу содержит ответы на вопросы по дисциплине "Инновационный менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)


Билет №1

 

1.       Что такое инновационный менеджмент и какова его стратегическая задача? Охарактеризуйте понятия «инновация», «новшество» и «нововведение».

 

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления созданием и использованием в производственной коммерческой деятельности инновация для получения экономических, социальных и экологических результатов.

Стратегической задачей инновационного менеджмента является последовательное инновационное развитие социально-экономической системы.

Инновация – это результат практического освоения новшества на производственной и распределительной стадиях воспроизводственного процесса для обновления его основных элементов. Это любое усовершенствование в виде продукта, услуги, способа их производства, организационного, финансового и другого новшества, обеспечивающего экономию затрат или создание условий для такой экономии.

Новшество – это составляющие нововведения, его интеллектуальный, а не материальный результат в виде новых явлении, знаний, изобретений, правил.

Нововведение – это продукт научно-технической деятельности и объект права интеллектуальной собственности, которое разделяется на право физического лица и институциональное право инновационной фирмы. Как товару ему свойственны неограниченная обмениваемость и адресность продажи, и способность к умножению доходов от реализации.

 

2.       Дайте определение стратегического управления инновациями; условий, при которых формируется инновационная стратегия.

 

Стратегического управление инновациями – это составная часть инновационного менеджмента, направленная на достижение цели инновационной фирмы, рассчитанная на существенное качественное совершенствование ее действий в сфере производства предпринимательства и социальной среде.

Условия для формирования стратегии:

• Инвестиции в НИОКР (это доля затрат на НИОКР, на НИР, на ОКР в прибыли инновационной фирмы)

• Позиция в конкурентной борьбе (лидерство в исследованиях, в разработке продукции, технологии)

• Динамика технологии (это длительность жизненного цикла технологию, частота появления новых технологий, число конкурирующих технологий)

• Динамика продукции (частота появления новой продукции, длительность жизненного цикла этой продукции и технологическая новизна продукции)

• Динамика конкурентоспособности (технологические различия продукции, интенсивность конкуренции, вынужденное устаревание продукции и чувствительность технологий к давлению потребителей и государственному развитию)

 

3.       Что объединяет механизм управления? Какие элементы включает структурная модель общего механизма управления инновационной фирмы?

 

Механизм управления объединяет осуществление инновационной деятельности, способность ее проведения, поиск инновационных решений, рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности. Структурная модель общего механизма управления инновационной фирмы включает механизмы организации инновационной деятельности; разработки и внедрения инноваций; финансирования инновационной деятельности; мотивационные и стимулирующие инновационные механизмы; механизмы технологического трансферт; интеллектуальной собственности; механизмы планирования инновационных мероприятий и контроля; механизмы взаимодействия участников инновационного процесса.

 

Билет №2

 

1.       Что означает понятие «Инновационный процесс». Назовите формы инновационного процесса и раскройте их содержание.

 

Инновационный процесс – совокупность последовательных действий, связанных с формированием идей, созданием новшества, преобразованием его в конкретный продукт, технологию, услугу и распространение их при практическом использовании для обновления всех или части составляющих хозяйственной деятельности. Различают 3 формы инновационного процесса: внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный), расширенный межорганизационный (антимонопольный). Натуральный предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество не принимает товарной формы. При товарном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Функция создания новшества и производства нововведения отделяется от функции его потребления. Антимонопольный процесс заключается в создании новых производителей нововведения, нарушающих монополию исходного производителя, для совершенствования потребительских свойств выпускаемого товара через взаимную конкуренцию.

 

2.       Какие инновационные стратегии относятся к базовым и какие факторы оказывают на них влияние?

 

К базовым инновационным стратегиям относятся: локальные инновации, инновационно-маркетинговая стратегия, инновационно-продуктовая стратегия, технологическая стратегия, конструктивная диверсификация, конгломератная диверсификация. Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на стратегию:

1)      инвестиции в НИОКР(доля затрат на НИОКР, на ОКР, НИР, в прибыли инновационной фирмы),

2)      позиция в конкурентной борьбе(лидерство в исследованиях, разработке продукции, технологиях),

3)      динамика технологии(длительность ЖЦ технологии, частота появления новых технологий, число конкурентных технологий),

4)      динамика продукции(частота появления новой продукции, длительность ЖЦ, технологическая новизна),

5)      динамика конкурентоспособности(технологическое различие продукции, интенсивность конкуренции, вынужденное устаревание продукции, чувствительность технологий к давлению потребителей гос.урегулированию),

6)      общая оценка(изменчивость технологии и агрессивность стратегии).

 

3.       Каково содержание целеполагания и от чего зависит возможности управления, обеспечивающие целереализацию?

 

Системные установки целеполагания в отношении КЭ используются в управлении как критерии для оценки уровня ожидаемой или достигнутой эффективности реализации целей. Возможности управления, обеспечивающие целереализацию(достижение целей с намеченной эффективностью за счет имеющихся ресурсов), зависят от состава доступных ему для использования мер, рычагов и форм регулирования целенаправленных процессов деятельности: -организационных мер, прав и административных регламентов, -экономических рычагов и регуляторов управления, -социально-психологических мер управления, -производственно-технические предприятия.

 

 

 

 

Билет № 3

1.       Раскройте содержание видов деятельности, которые включает инновационный процесс, осветить роль инновационной деятельности в экономическом развитии.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. К основным категориям инновационной деятельности относится радикальность инноваций. Она является комплексной категорией включающей глубину и размах инноваций. Глубина нововведения зависит от новизны, а размах нововведения от сложности работ. Для полноты характеристики вновь создаваемых изделий достаточно 4-х групп новизны и 3-х групп сложности.

Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:

• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); • внедрение продукции с новыми свойствами; • использование нового сырья; • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; • появление новых рынков сбыта.

Инновации создают продуктовую монополию нового товара, а именно эффективную монополию, являющуюся естественным элементом экономического развития. Своевременное информационное обновление капитала посредством научно-технических, технологических и управленческих нововведений предоставляет возможность преодоления спадов в промышленном производстве.

 

2.       Раскройте содержание предпочтительных механизмов управления инновационной деятельностью.

Цели инновационного менеджмента фирмы связаны : во-первых, с миссией фирмы, ее традициями ,философией и жизненным циклом; во-вторых, с внутренней потребностью эффективности производства за счет обновления всех производственных систем на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов; в третьих, с улучшением среды фирмы и социальных условий общества; в четвертых, с разработкой принципиальных новшеств, проведение работ по патентованию и лицензированию, приобретению новых АО новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.

Цели инновационного менеджмента: • приоритетные; • тактические; • структурные;

Приоритетными целями являются - развитие инновационной фирмы за счет активизации инновационной деятельности; продвижение новых технологий и товаров на рынок; осуществление диверсификации для экономического развития.

К тактическим целям относится интенсификация процессов создания, освоения и внедрения новшеств; организация и ориентирование инвестиций на фирме; обучение, переквалификация и стимулирование, присвоение совершение базы НИОКР, совершение методов функций и приемов управления.

Структурные цели связаны с рациональным взаимодействием функциональных подсистем инновационной фирмы (НИОКР, производство, маркетинг). Основная целевая задача инновационного менеджмента состоит в нормализации развития инновационной фирмы.

3.       Какие методы управления следует применять при осуществлении процесса НИОРК?

Методы инновационного менеджмента – системы, правила и процедуры с выполнением различных задач, управление инновациями с целью выработки рациональных, управленческих решений. Специфическим правилом эффективного инновационного менеджмента относится:

• интеграция всех инновационных задач, как фундаментальная основа повышения конкурентоспособности инновационной фирмы; • создание и стимулирование плодотворного инновационного климата на фирме;

• исполнение не ординарных (гибких, адаптивных, проектных, организационных) решений; • разработка и применение инновационными проектами; • подготовка производства и продвижение на рынки инновационной продукции; • Обеспечение высокой эффективности инновационных процессов;

 

 

Билет №4

1.       Дайте характеристику полным и неполным инновационным проектам.

Полный инновационный проект включает следующие этапы:

• НИР; • ОКР; • освоение новшества; • выпуск новой продукции и сбыт; • послепродажное обслуживание.

Неполные инновационные проекты первого вида связаны с созданием и распределением инновации и характерны для научно-исследовательских организаций. Результатом таких проектов является научно-техническая продукция, которая сама приобретает форму инновации.

Неполные инновационные проекты первого вида включают: • НИР; • ОКР.

Неполные инновационные проекты второго вида базируются на работке нововведений без использования новых научных знаний.

Неполные инновационные проекты второго вида разрабатываются на основе знаний:

• полученных ранее, но не применяемых на практике; • производственных; • полученных при реализации другого инновационного проекта.

Знания для неполных инновационных проектов второго вида передаваться в формах:

• товарной; • инвестиционной; • безвозмездного присвоения результатов чужого труда; • договоров о сотрудничестве; • имитации при получении параллельных патентов.

2.       Какие виды инновационного маркетинга вы знаете? Назовите базовые маркетинговые стратегии.

Два вида инновационного маркетинга : стратегический (Стратегический маркетинг - это современный маркетинг, базирующийся на определенном видении фирмой окружающего мира и своей роли в нем, на принципах глобализма, инновационности, интегрированности, предпочтения структурных исследований перспектив потребностей рынка и мониторинга среды, активного использования связей с общественностью. В целевом отношении он ориентирован на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного обмена и обеспечивает создание товаров и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов. )и функциональный (оперативный) (-это Оперативный маркетинг это менеджмент конкретных маркетинговых программ, акций, инициатив. Первым человеком, который появляется в компании в связи с организацией маркетинга, должен быть оперативный менеджер).

все стратегии создания устойчивых конкурентных преимуществ так или иначе укладываются в три типовых варианта: • лидерство в снижении издержек; • дифференциация; • фокусирование (специализация).

3.       От чего и как зависит содержание стадии создания новой техники, осуществляемой в инновационной фирме

Процесс создания новой техники включает следующие работы

На этапе НИР

• Информационный анализ; разработка методики выполнения НИР формирование и оценка возможных направлений проведения исследований, выбор направления исследований и его технико-экономическое обоснование, подготовка и выдача ТЗ на составные части НИР (при необходимости разработка плана совместных работ на выполнение НИР)

Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"