Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ФНЦП ММПП «Салют»
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Стратегический анализ предприятия
1.3Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.4 Анализ системы управления предприятия
1.5 Анализ инновационной деятельности предприятия
Вывод по главе 1
Глава 2 Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности
2.1 Показатели и виды эффективности инвестиционных проектов
2.2 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта
2.3 Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности
Вывод по главе 2
Глава 3 Оценка эффективности разработки инновационных проектов ФНПЦ ММПП ”Салют”
3.1 Газотурбинный двигатель ГТД-70
3.2 Газотурбинная электростанция ГТЭС-2,5
3.3 Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности.docx

— 104.84 Кб (Скачать файл)

Анализ деятельности НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы)

Инновационный путь развития экономики России возможен только в  условиях тесной интеграции государства, науки и производства. Одним из инструментов государственной поддержки  инновационного развития промышленности является механизм софинансирования перспективных НИОКР в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Сегодня эти программы действуют во многих отраслях промышленности, науки, образования. Однако практическая реализация идет невысокими темпами.

Одна из причин медленного выполнения НИОКР практическое отсутствие средств, поступающих из внебюджетных источников. "Национальная технологическая  база", рассчитанной на 2007-2011 гг., в 2007 г. предусматривалось поступление  из внебюджетных источников средств  в объеме 4,9 млрд руб., а реально за девять месяцев 2007 г. получено всего 0,5 млрд руб. Еще хуже обстоят дела с ФЦП по гражданской авиационной технике на 2002-2010 гг.: должно было поступить 8 млрд руб., а реально получено всего 4 % от необходимой суммы.

В отличие от многих предприятий  машиностроительной отрасли ММПП "Салют" выделяет на выполнение НИОКР значительные средства из прибыли, что позволило  этому предприятию выпускать  конкурентоспособную продукцию как для российского, так и для международного рынков.

Предприятие ориентируется  на два основных направления дальнейшего  развития: объединение под единым руководством всего спектра работ  по жизненному циклу двигателей; совместную разработку и производство изделий  с другими предприятиями-разработчиками ГТД.

На предприятии сформировался  структурный комплекс, подразделения  которого могут выполнять всю  совокупность работ, соответствующих  жизненному циклу газотурбинного двигателя  и индустриальных энергетических установок - проектирование, производство, обслуживание и ремонт в период эксплуатации.

В 2007 г. научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы на предприятии были направлены на: модернизацию существующих и освоение новых изделий; исследование и разработку новых технологий; разработку и применение новых материалов; контроль, диагностику  и измерения.

Программа модернизации существующих и освоение новых изделий включает ряд крупных работ, в частности, разработку: двигателя 99М1С; турбовинтового двигателя ТВ-500С мощностью 630 л.с.; двигателя АЛ-31Ф серии 30С для модернизации самолета МиГ-27 и другие работы. Основные направления исследований и разработки новых технологий были связаны с: литейным производством; обработкой металлов давлением; механической обработкой; химической, термической и СВЧ-обработкой и др.

Финансирование научно-технической  деятельности осуществляется целевым  порядком по соответствующим конкретным научно-техническим программам, отражаемым в ежегодном плане научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ, который утверждается научно-техническим  советом "ММПП "Салют". Финансирование осуществляется преимущественно за счет прибыли предприятия. Хотя разработка столь высокотехнологичного и наукоемкого  продукта как авиадвигатель требует  значительно больших финансовых затрат, а при создании принципиально  новых военных двигателей - более  существенной поддержки федерального бюджета.

В результате проведенных  исследований получен ряд оригинальных решений наиболее актуальных проблем  технологии производства современных  двигателей. Для претворения этих замыслов в жизнь требуется не только производство, лаборатории и  КБ, оснащенные самым современным  оборудованием.

Необходимы также специалисты, способные конструировать новую  технику, разрабатывать новые технологии, а также высококвалифицированные  рабочие. Именно поэтому на "Салюте" уделяется громадное внимание подбору, обучению и расстановке кадров.

Для выполнения задачи подготовки квалифицированного персонала на "ММПП "Салют" создана и задействована  система подготовки и повышения  квалификации кадров, реализуемая заводским  Институтом целевой подготовки специалистов. Повышение квалификации персонала  предприятия базируется на системе  непрерывного профессионального образования.

Для обеспечения функционирования комплексов решены как задачи их размещения в отдельных зданиях на территории предприятий, так и задачи учебно-методического  и материально-технического обеспечения  учебного процесса. В зданиях комплексов располагаются современно выполненные  учебные аудитории, технологические  лаборатории, компьютерные и лингафонные  классы, научно-технические библиотеки, залы заседаний, буфеты, комнаты отдыха и т.п. Разработанное университетом  совместно со специалистами предприятий  учебно-методическое обеспечение (учебные  планы, рабочие программы, методические указания и т.п.) позволяет выполнять  непрерывную многоуровневую целевую  профессиональную подготовку инженерных кадров, обеспечить получение рабочей  профессии, сократить до минимума период адаптации выпускника на предприятии, учесть все запросы и потребности  предприятия по содержанию подготовки. Кроме того, в рамках комплексов осуществляется переподготовка и повышение  квалификации инженерных и рабочих  кадров, профессиональная подготовка по иностранному языку, подготовка по вопросам защиты интеллектуальной собственности  и инновационным технологиям, подготовка кадров высшей квалификации, проведение научно-исследовательских работ, профориентационная работа. Важное место в этой работе отводится подготовке специалистов по информационным технологиям.

Стимулирование научно-технической  деятельности на предприятии осуществляется путем ежемесячной доплаты сотрудникам, имеющим ученые степени.

Особое внимание уделено  финансовому обеспечению функционирования комплексов, принципам финансового  взаимодействия подразделений, внебюджетному  стипендиальному обеспечению студентов.

Непрерывная научно-исследовательская  работа, направленная на совершенствование  газотурбинных двигателей, позволила  предприятию выйти на принципиально  новый уровень, получивший высокую  оценку в распоряжении правительства  Российской Федерации о присвоении "Салюту" статуса Федерального научно-производственного центра. В 2006 г. этот статус вновь был подтвержден. Среди государственных предприятий  авиационной отрасли ММПП "Салют" является единственным обладателем  этого статуса, что свидетельствует  о его высоком производственном и научно-техническом уровне деятельности.

Информационно-вычислительный центр (ИВЦ)

Функции координации и  управления поддерживаются на ФНПЦ ММПП "Салют" информационно-вычислительным центром (ИВЦ), решающим задачи хранения данных о составе изделий, материалах и деталях, кадровых ресурсах, нормативах и трудоёмкости. Одновременно ИВЦ  является внутризаводским провайдером  Интернет-связи, что позволяет осуществлять оперативные контакты с филиалами внутри России и партнерами за рубежом. Сотрудниками ИВЦ разработаны программы, решающие специальные задачи в различных подразделениях предприятия.

Общезаводская корпоративная  вычислительная сеть объединяет около 700 персональных компьютеров, установленных  в 50 подразделениях и 16 корпусах завода. В качестве активного сетевого оборудования применены коммутаторы и концентраторы  ведущих мировых фирм-производителей: CISCO, INTEL, 3COM. Оборудование имеет необходимые  лицензии.

Защита от возможного несанкционированного доступа из INTERNET к информационным базам пользователей завода, от проникновения  компьютерных вирусов обеспечивается специалистами ИВЦ, прошедшими подготовку и сертификацию в соответствующих  организациях, в том числе в  фирме Microsoft разработкой и внедрением системной "политики безопасности".

Одним из приоритетных направлений  развития ММПП "Салют" является повышение  управляемости предприятия и  качества выполняемых работ. Поэтому  в 2001 было принято решение о внедрении  системы управления проектами предприятия  на базе программного обеспечения Primavera Systems. С ее помощью удалось перейти на качественно новый уровень управления и обеспечить решение следующих задач: планирование всех проектов предприятия с учетом их взаимного влияния; контроль хода выполнения работ по различным проектам и направлениям; координацию работ по всем проектам с учетом их приоритетности; общий анализ распределения ресурсов предприятия между различными проектами; анализ эффективности работы предприятия по различным направлениям деятельности; многоуровневый анализ информации и отчетность по всем проектам предприятия в требуемых разрезах; моделирование вариантов развития событий и помощь руководителям в принятии управленческих решений.

Для проектов, включённых в  систему, можно оценить степень  выполнения работ, определить реальные сроки сдачи работ заказчику, оценить имеющийся резерв времени, выяснить загрузку подразделений на данных проектах и при необходимости  перераспределить силы. Кроме того, следует отметить положительное  влияние системы управления проектами  на организацию работ на предприятии, проявляющееся, в первую очередь, в улучшении взаимодействия между подразделениями.

Реализация программы  разработки и внедрения элементов CALS-технологий на всех основных этапах жизненного цикла авиационного двигателя  позволила создать действенную  систему управления предприятия  на ФНПЦ ММПП "Салют". Опыт, накопленный  при разработке и внедрении элементов CALS-технологий, позволил сформулировать задачи, решение которых необходимо для комплексной информатизации предприятия:

- Совершенствование и  развитие программно-технических  комплексов (ПТК), применяемых на  всех стадиях жизненного цикла  изделий (ЖЦИ), с учетом требований CALS-стандартов;

- Формирование единого  информационного пространства (ЕИП)  предприятия на основе электронного  описания изделий;

- Подготовка предприятия  к ведению электронного бизнеса.

Решение сформулированных выше задач обеспечит достижение основной цели комплексной информатизации предприятия - повышение эффективности производства высокотехнологичной и конкурентоспособной  продукции на основе применения современных  информационных технологий.

Внедрение элементов CALS-технологий на ФНПЦ ММПП ”Салют”

В последние годы необходимым  условием устойчивого положения  предприятий на внутреннем и внешнем  рынках является интегрированное применение информационных технологий поддержки  всех этапов жизненного цикла продукции, т. н. CALS-технологий. Применение CALS-технологий обеспечивает сокращение продолжительности  производственного цикла, сокращение затрат и повышение качества продукции. Минимальный совокупный эффект от применения CALS-технологий оценивается в 30%. Для предприятия, выпускающего такие сложные и наукоемкие изделия, какими являются авиационные двигатели, отставание в освоении CALS-технологий может привести к ощутимым потерям как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Элементы CALS-технологий, применяемые  на ФНПЦ ММПП ”Салют” для поддержки  следующих основных этапов жизненного цикла продукции:

- проектно-конструкторские  работы;

- технологическая подготовка  производства;

- изготовление продукции; 

- испытания;

- сервисное обслуживание  и ремонт,

- а также в финансово-экономической  деятельности, управлении предприятием  и маркетинге.

При проведении проектно-конструкторских  работ современные компьютерные технологии применяются для решения  таких задач, как тепловые и прочностные  расчеты (ANSYS), расчеты газодинамики и процессов горения (STAR-CD), трехмерное моделирование (UNIGRAPHICS) и подготовка чертежной документации (Autocad). Все работы выполняются в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, управление проектированием и подготовкой документации компьютеризованы.

Применяемые решения позволяют  выполнять компьютерное макетирование  двигателя и его узлов (эта  процедура ранее проводилась  на материальной части и была сопряжена  с затратами на изготовление и  переделку множества деталей, а  также примерками двигателя на объекте). Работа организована в соответствии с сетевой архитектурой с четко  выраженной иерархией задач и  автоматизированных рабочих мест. Опытный  проектант проводит контроль деталей  и узлов, создаваемых на других рабочих  местах, соединяя их в сборочные  единицы, иногда насчитывающие сотни  наименований. Центральные конструкторские  места оснащены мощными рабочими станциями, позволяющими работать с  графическими файлами больших размеров. Вокруг таких мощных станций группируются разработчики узлов с более простыми графическими системами операционных карт с эскизами (пакеты СИТЕП, ТЕХНОПРО,TECHCARD);

На этапе испытаний  авиадвигателей применяются такие  специализированные программно-технические  комплексы, как: Автоматизированная система  управления испытаниями изделий; Автоматизированная система управления технологическим  процессом испытаний камер сгорания; Автоматизированный комплекс вибродиагностика ГТД (пакет “Динамика”); Пакет “Расчет параметров изделий”.

На этапе эксплуатации и ремонта с использованием информационных технологий выполняются такие работы, как учет состояния парка и  дефектов изделий, учет выполнения доработок, а также учет поступлений изделий  на завод, их движение, отгрузка и исследование.

Функции координации и  управления поддерживаются на ФНПЦ ММПП ”Салют” информационно-вычислительным центром (ИВЦ), решающим задачи хранения данных по составу изделий, материалам и деталям, кадровым ресурсам, нормативам и трудоемкости. Одновременно ИВЦ  является внутризаводским провайдером  Интернет-связи, что позволяет осуществлять оперативные контакты как с филиалами внутри России, так и с партнерами за рубежом. ИВЦ разработаны и развиваются такие автоматизированные подсистемы, как: подсистемы управления пропускным режимом, кадрами и заработной платой, складская подсистема, подсистема планирования поставок основных материалов, подсистема учета выпуска изделий, а также компьютерные программы, решающие специальные задачи в различных подразделениях предприятия.

Информация о работе Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности