Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ФНЦП ММПП «Салют»
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Стратегический анализ предприятия
1.3Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.4 Анализ системы управления предприятия
1.5 Анализ инновационной деятельности предприятия
Вывод по главе 1
Глава 2 Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности
2.1 Показатели и виды эффективности инвестиционных проектов
2.2 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта
2.3 Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности
Вывод по главе 2
Глава 3 Оценка эффективности разработки инновационных проектов ФНПЦ ММПП ”Салют”
3.1 Газотурбинный двигатель ГТД-70
3.2 Газотурбинная электростанция ГТЭС-2,5
3.3 Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности.docx

— 104.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1 Анализ производственно-хозяйственной  деятельности ФНЦП ММПП «Салют» 

1.1 Общая характеристика  предприятия

1.2 Стратегический анализ  предприятия

1.3Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

1.4 Анализ системы управления  предприятия 

1.5 Анализ инновационной  деятельности предприятия 

Вывод по главе 1

Глава 2 Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности

2.1 Показатели и виды  эффективности инвестиционных проектов 

2.2 Методические рекомендации  по оценке эффективности инвестиционного  проекта 

2.3 Особенности оценки  эффективности проектов с учетом  факторов риска и неопределенности 

Вывод по главе 2

Глава 3 Оценка эффективности  разработки инновационных проектов ФНПЦ ММПП ”Салют” 

3.1 Газотурбинный двигатель  ГТД-70

3.2 Газотурбинная электростанция  ГТЭС-2,5

3.3 Оценка экономической  эффективности внедрения мероприятий 

Вывод по главе 3

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Подъем и развитие машиностроительных предприятий оборонно-промышленного  комплекса (ОПК), повышение конкурентоспособности  их продукции в современных экономических  условиях невозможны без реализации и совершенствования управления инновационной деятельностью. Реализация инновационных процессов является важнейшей составляющей программы, обеспечивающей гибкое реагирование на изменения рыночных потребностей. Основой  совершенствования управления инновационной  деятельностью предприятий является эффективное планирование финансирования инновационных процессов, что определяет успешность реализации инновационной программы и устойчивое финансово-экономическое положение предприятия.

В рыночных условиях управление инновационной деятельностью в  значительной степени зависит от эффективности использования предприятием возможностей рыночной среды и четкой системы планирования ресурсов предприятия, прежде всего - финансовых, при реализации инновационных проектов, что, в свою очередь, требует анализа возможностей получения финансирования, условий  и способов его реализации.

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий  на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного  потенциала, представляет собой сложный  процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения  стратегической задачи обеспечения  устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Актуальными  являются задачи разработки для промышленных предприятий выбор эффективных  инновационных проектов, создание механизма  эффективной реализации стратегии  нововведений, формирование инфраструктуры поддержки научно-технической деятельности, рациональное использование научно-технического потенциала предприятия.

Целью исследования является теоретическое обоснование и  разработка инструментов оценки эффективности  инновационной деятельности на предприятии.

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие  задачи:

- исследовать положение  инновационной деятельности на  предприятии;

- изучение теоретических  аспектов оценки эффективности  инвестиционных проектов на основе  существующих методик расчетов  показателей эффективности;

- предложить направления  совершенствования методов оценки  и повышения эффективности инновационной  деятельности предприятия.

Предмет исследования – подходы  и принципы оценки эффективности  инновационной деятельности.

Объектом исследования является Федеральный научно-производственный центр Московского машиностроительного  производственного предприятия  «Салют».

Теоретической базой дипломной  работы послужили труды отечественных  и зарубежных авторов по проблемам  инновационного менеджмента, стратегического  управления предприятием, планирования создания и освоение новой техники  на предприятии; экономической оценки эффективности нововведений и управления финансами предприятия. Для подтверждения  положений и выводов исследования использовались реальные данные машиностроительного  предприятия Оборонно-промышленного  комплекса.

Методологическую основу исследования составили положения  системного анализа; методы экономического анализа; методы математической статистики; методы принятия управленческих решений  в условиях неопределенности.

 

Глава 1 Анализ производственно-хозяйственной  деятельности ФНЦП ММПП «Салют»

 

1.1 Общая характеристика предприятия

 

ММПП "Салют" ведет свою историю с 1912 г. - с момента основания  в Москве завода "Гном" для выпуска  по французской лицензии звездообразных моторов Gnome мощностью 80 л.с. Двигатели устанавливались на французские истребители-разведчики Nieuport IV, Farman-16 и Morane-G, лицензионное производство которых также было налажено в России. В 1918 г. завод был национализирован с присвоением №2, в 1922 г. - переименован в №2 "Икар", а в 1927 г. - объединен с заводом №4 "Мотор", став заводом №24 им. М.В. Фрунзе. Все это время предприятие вело лицензионный выпуск зарубежных двигателей.

В 1941 г. завод №24 был эвакуирован  в Куйбышев (ныне Самара). В Москве остался только цех по ремонту  двигателей. В конце 1941 г. московское производство было преобразовано в  отдельный авиаремонтный и минометный завод №337. Победа под Москвой  и заслуги завода №337 привели  к решению советского руководства  возобновить в Москве серийное производство мотора АМ-38. Двигатель стал основной продукцией предприятия на время  войны. В 1942 г. завод получил новый  №45, при нем также было организовано ОКБ-45.

После войны в СССР развернулись работы по созданию реактивных двигателей. ОКБ-45 участвовало в проектировании первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 тягой 1,35 т, разрабатывавшегося с 1938 г. Двигатель использовал некоторые  технические решения немецкого  Jumo 004В. В 1947 г. завод №45 приступил к мелкосерийному производству ТР-1, но вскоре он было свернуто по причине недоведенности мотора.

 В 1963 г. предприятие  было переименовано в Московский  машиностроительный завод "Салют". В 1969г. завод начал выпускать  двигатели Р-15Б-300 разработки С.  К. Туманского для перехватчиков МиГ-25, а в 1970г. - АЛ-21Ф-3 для истребителей-бомбардировщиков Су-17М, Су-22 и МиГ-23Б и фронтовых бомбардировщиков Су-24.

В 1981г. завод был преобразован в Московское машиностроительное производственное объединение "Салют".

В 1991г. завод был преобразован во ФГУП "ММПП "Салют". В условиях резкого сокращения гособоронзаказа в начале 1990-х гг. спасительными для предприятия стали активные закупки Китаем истребителей семейства Су-27/30. В рамках самолетных поставок, а также по отдельным соглашениям "Салют" отгрузил Китаю за почти 15 лет как минимум 736 двигателей АЛ-31Ф. Китай остается основным потребителем продукции ММПП "Салют", обеспечивая заводу основную загрузку. Кроме того, двигатели АЛ-31Ф "салютовского" производства поставлялись для самолетов Су-27/30, экспортировавшихся в Индонезию и Вьетнам в 2003 и 2004 гг. соответственно. Венесуэльский контракт 2006г. был разделен "Салютом" и УМПО пополам - каждое предприятие изготовит по 30 двигателей АЛ-31Ф для заказанных Венесуэлой 24 истребителей Cy-30MK2V.

"Салют" решил, что  в новых рыночных условиях  предприятие само должно определять  свое будущее и послужило толчком  к созданию на "Салюте" собственного  КБ. Таким образом, в конце 1990-х гг. "Салют" выбрал путь создания независимой двигателестроительной корпорации с собственной научной и производственной базой.

В июне 1999 года распоряжением  Правительства Российской Федерации  Федеральному государственному унитарному предприятию ММПП "Салют" присвоен статус Федерального научно-производственного  центра (ФНПЦ). Этот статус подтвержден  правительственным распоряжением  от 7 февраля 2006 г.

"ММПП "Салют" объединил  в рамках интегрированной структуры  такие предприятия как: Филиал НИИД (г. Москва); ОАО "Научно-производственное предприятие "Темп" им. Ф. Короткова; ОАО "КБ "Электроприбор" (г. Саратов); Воскресенский машиностроительный завод "Салют"; ФГУП «ОМО им. П.И.Баранова» НТЦ "Гранит"; ОКБ "Горизонт" (г. Дзержинский, Московская область) ОАО «НИИТ»; ОАО "Машиностроительный завод "Агат" (г. Гаврилов Ям, Ярославская область); ОАО "Топаз" (г. Кишинев, Молдова); Государственное предприятие "Прибор" (г. Бендеры, Приднестровская Молдавская Республика).

 

 

Рис.1. Интегрированная структура

 

В соответствии с Постановлением правительства России "О Федеральной  целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного  комплекса (2002-2006 годы)" и планом-графиком, утвержденным Комиссией правительства  РФ по военно-промышленным вопросам, завершился процесс создания интегрированной  структуры на базе ФГУП "ММПП "Салют". Накануне предстоящей структурной  перестройки российского авиапрома, связанной с ожидаемым подписанием  Указа президента РФ о создании Объединенной авиастроительной компании (ОАК), опыт "Салюта" представляется особенно ценным.

Современное двигателестроение  во многом определяет возможности и  перспективы развития отечественной  авиапромышленности. Поэтому сохранение и наращивание научно-технического и производственного потенциала авиационного двигателестроения - не просто лозунг, а настоятельная потребность  сегодняшнего дня. А это, в свою очередь, невозможно без запуска механизмов интеграции, которая должна обеспечить решение таких задач, как консолидация ресурсов на приоритетных направлениях, сокращение сроков и затрат на освоение новых изделий, оптимальная специализация  производственных площадок, снижение производственных расходов.

Осуществление функций головной организации интегрированной структуры  взяло на себя "ММПП "Салют", которое отвечает за выполнение НИОКР  по созданию авиационных двигателей, стационарных энергетических установок, серийное производство основных узлов  и деталей, окончательную сборку двигателей, их реализацию, послепродажное обслуживание, ремонт и утилизацию.

Партнёры

Успешно развиваются международные  связи. С КНР достаточно тесные экономические  отношения, и, прежде всего в области  военной техники.

Цель - перейти от военного сотрудничества к более широкому и долговременному в области техники гражданского назначения. В июле 2000 г. предприятие совместно с ОКБ Сухого представляло свою продукцию в Фарнборо (Англия), в ноябре с ней познакомились участники и гости Международного авиационного салона, который проходил в Чжухае (КНР). В перспективе планируется развивать отношения с Эфиопией в области поставок гражданской продукции, намечается создание при посольстве постоянно действующей выставки.

ФГУП «ММПП «САЛЮТ»  предлагает полный цикл исследовательских  работ, развития, производства авиационных  двигателей и обслуживание в течении срока их эксплуатации. На мировом рынке много лет и предлагает клиентам: двигатели для самолетов семейства Су, Ту, Бе и Ан; запасные части; техническое обслуживание; обучение инженеров и специалистов по техническому обслуживанию и ремонту; различные виды патентов.

Основная продукция

Военные авиадвигатели АЛ-31Ф  тягой 12,5 т является основной продукцией ММПП "Салют". Выпускается с 1984 г., стоимость одного двигателя оценивается  в 3,5 млн. долл. Помимо базовой версии, предприятие производит модификацию  двигателя с нижним расположением  коробки агрегатов АЛ-31ФН тягой 12,75 для китайских истребителей J-10; а  также предлагает модификацию АЛ-31Ф  серии 30 тягой 12,5 т для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27МЛ. Кроме того, "Салют" разработал модернизированную версию АЛ-31Ф-М1 с  увеличенным межремонтным ресурсом (с 500 до 750 часов) и тягой (до 13,5 т). В 2006 г. двигатель успешно завершил государственные  испытания, и первые моторы этого  типа были установлены на серийных фронтовых бомбардировщиках Су-34. Кроме  того, АЛ-31Ф-М1 будут устанавливаться  на модернизируемые истребители  Су-27СМ ВВС РФ (второй партии в 24 самолета, работы на которой должны начаться в 2007 г.), а также предполагаются для  ремоторизации 19 остающихся в строю палубных истребителей Су-33 авиации ВМФ.

Крупнейшим заказом на АИ-222-25, тем не менее, пока что остается контракт на поставку 50 двигателей для 16 Як-130 для ВВС Алжира.

"Салют" также производит  техобслуживание и поставку запчастей  для двигателей АЛ-21Ф-3 тягой 11,25 т и Р-15Б-300 тягой 11,2 т. Серийное  производство первых на заводез было прекращено в 1983 г., вторых - в 1989 г.

Гражданские авиадвигатели  Д-436 тягой 7,5 т разработки ЗМКБ "Прогресс" выпускается предприятием в кооперации с УМПО и украинским "Мотор-Сич". Модификации двигателя устанавливаются на самолете-амфибии Бе-200 (Д-436ТП), планируются к установке на пассажирских Ту-334 (Д-436Т1) и Ан-148 (Д-436-148).

"Салют" ведет проектирование  турбовальных двигателей для легких вертолетов и самолетов в классе мощности 500-800 л.с. на основе разработок МКБ "Гранит". Уже создан двигатель ТВД-400 мощностью 400-500 л.с, разрабатывается более мощный ТВД-500 мощностью 630 л.с.

В рамках первого направления "Салют" по заказу "Газпрома" ведет вместе с ЗМКБ "Прогресс" разработку газотурбинных электростанций БГТЭС-4 и БГТЭС-6С мощностью 4 и 6 МВт. Второе направление представлено уже  серийной БГТЭС-20 мощностью 20 МВт, а  также газоперекачивающими агрегатами ГПА-10 мощностью 10 МВт и ГТП-18 мощностью 16-18 МВт. Третье направление пока представлено только опытной парогазовой установкой ПГУ-60С мощностью 60 МВт.

ММПП "Салют" и китайская  корпорация Liming Engine Manufacturing (партнер "Салюта" по военным программам) подписали протокол о намерениях создать СП "Салют-Liming". СП займется выпуском и продвижением ГТУ мощностью 20и 60 МВт, созданных на основе АЛ-21Ф и АЛ-31Ф.

Ведутся работы по проектированию мусороперерабатывающих и озонаторных  установок. С 2005 г. ММПП "Салют" производит все ответственные детали для  тормозного агрегата самолета Ил-96.

Информация о работе Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности