Сущность и содержание понятия инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

Иннова́ция.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

3) искал и приобрел  новшество (в основном через  рынок, но может быть и через  другой какой-либо распределительный  механизм, например, внутрифирменный);

4) адаптировался к нему  – перестроил себя и свою  организацию (всю свою систему)  под новшество как под новую  стратегию; 

5) рутинизировал его, то есть свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, поскольку он освоил новшество, включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру;

6) использовал новшество  и повысил свою компетенцию  (получил новые знания, умения, навыки), получил выгоду в виде нового  качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности. В широком смысле слова «новаторы» включаются в понятие «инноваторы».

 

Классификация инноваций

 

В научной литературе инновации  принято классифицировать по ряду признаков  – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя  их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).

 

По направленности результатов  инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры..

 

Достаточно полную классификацию  инноваций предложил А.И. Пригожин.

1. По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2. По месту в производственном  цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4. По охвату ожидаемой  доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

 

Четвертое и пятое направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

 

П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (рис. 1)[9].

 

Д.М. Степаненко[10] для республик  СНГ считает целесообразным закрепить  следующую последовательность критериев  классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:

 

1. Уровень новизны инновации: 

 

1.1. радикальные инновации; 

1.2. улучшающие инновации. 

 

2. Масштаб новизны инновации: 

2.1. инновации, новые в  мировом масштабе;

2.2. инновации, новые в  республике;

2.3. инновации, новые для  отрасли в республике;

2.4. инновации, новые для  предприятия. 

 

3. Характер инновации: 

3.1. продуктовые инновации; 

3.2. процессные инновации; 

3.3. организационные инновации; 

3.4. экономические инновации; 

3.5. социальные инновации. 

 

4. Частота применения  инновации: 

4.1. разовые инновации; 

4.2. повторяющиеся инновации. 

 

5. Сфера народного хозяйства,  где внедряется инновация: 

5.1. материальное производство;

5.2. наука; 

5.3. сфера услуг; 

5.4. социальная сфера.

6. Область применения  инновации: 

6.1. инновации для внутреннего  применения на предприятии; 

6.2. инновации для накопления  на предприятии; 

6.3. инновации, предназначенные  для продажи. 

 

7. Форма инновации: 

7.1. открытия, изобретения,  патенты; 

7.2. рационализаторские предложения;

7.3. ноу-хау; 

7.4. товарные знаки, торговые  марки, эмблемы; 

7.5. новые документы, описывающие  технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции,  структуры, методы.

 

8. Вид эффекта, получаемого  в результате внедрения инновации: 

8.1. экономический; 

8.2. экологический; 

8.3. научно-технический; 

8.4. социальный;

8.5. интегральный.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.

Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. – 1998. - №2.-3. – С. 3-13.

Большой толковый словарь  русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2003. – 1536 с.

Вильямс В.Р. Травопольная система  земледелия // Собр. соч. – М.: Сельхозгиз, 1951. Т. VII. – 244 с.

Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации. – 2006. - №1. – С. 5-18.

Даль В.И. Толковый словарь  русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – 736 с.

Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 382 с.

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343 с.

Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.

Кондратьев Н.Д. Избранные  сочинения. – М.: Экономика, 1993. – 526 с.

Концепция инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: Постановление Правительства  Российской Федерации №832 от 24 июля 1998 г. // Рос. газ. – 1998. – 19 авг.

Кулагин А.С. Немного о  термине «инновация» // Инновации, 2004. - №7. – С. 56-59.

Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И. Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент в АПК. – М.: Изд-во МСХА, 2003. – 432 с.

Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.

Ожегов С.И. и Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 2001. – 944 с.

Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин идр.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. – 518 с.

Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М.: Политиздат, 1989. – 346 с.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.

Румянцева Е.Е. Новая экономическая  энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 724 с.

Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Пер. с венгер. – М.: Прогресс, 1990. – 376 с.

Статистика науки и  инноваций: Краткий терминологический  словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: ЦИСН. – 1996. – 483 с.

Степаненко Д.М. Классификация  инноваций и ее стандартизация // Инновации, 2004. - №7. – С. 77-79.

Тимирязев К.А. Земледелие и  физиология растений // Избр. лекции и речи. – М.: Сельхозгиз, 1957. – 368 с.

Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. –  М.: АКАЛИС, 1996. – 208 с.

Ушачев И.Г. Проблемы формирования систем управления инновационной деятельностью в АПК // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы» (13-14 января 2005 г.). – М., 2005. – С. 3-8.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с.

Финансово-кредитный энциклопедический  словарь / Колл. авт. под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

Шайтан Б.И. Инновации  в АПК и роль службы сельскохозяйственного  консультирования // Материалы международной  научно-практической конференции «Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы» (13-14 января 2005 г.). – М., 2005. – С. 206-213.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 454 с.


Информация о работе Сущность и содержание понятия инновация