Сущность и содержание инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение 3

1.Сущность и содержание инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента 4

2.Проанализировать текущую ситуацию разработки и внедрения инноваций в российских условиях 15

Заключение 20

Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент (вар.24).doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)


3

 

Содержание

 

 

 

Введение

1.Сущность и содержание инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента

2.Проанализировать текущую ситуацию разработки и внедрения инноваций в российских условиях

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы  и  характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях  инновационной  деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В данной работе рассматриваются следующие основные вопросы: научные основы организации инноваций; оценка организации  инновационной  деятельности; новые организационные формы  инновационного  развития. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать выводы о значимости инноваций для экономики страны  и  выявить наиболее эффективные формы организационной деятельности.

Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских  и  технологических разработок до практического внедрения  и  получения соответствующих коммерческих  и  финансовых результатов

Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной темы, теоретической и практической значимости предмета ее исследования.

 

1.Сущность и содержание инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента, его современное состояние. Цели, задачи, функции инновационного менеджмента

 

Мерилом современного экономического развития выступает коренное изменение в технологическом способе производства в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но  и  представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.

Современные теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной "технологической рациональности", способности к саморазвитию и благотворности технологий для человечества.

Если с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие происходило под лозунгом "свобода предпринимательства", то центральная идея постиндустриального общества трактуется как всеобъемлющая "свобода нововведений"[1].

Происходящие радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но  и  о значительной трансформации факторов, определяющих его. "Свобода нововведений" неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений в магистральных направлениях науки  и  научных знаниях, в технике  и  технологии производства, а также в возникновении множества социальных  и  организационно-управленческих инноваций. Радикальные сдвиги назревают именно в подходах к источникам  и  ресурсам экономического роста.

Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих  и  интеллектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. Сточки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного научно-техническою развития  и  с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка.

Инновационная  направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур  и  методов традиционного  менеджмента , не учитывающих возрастающего значения невещественных форм  и  нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям  и  принципам традиционного классического  менеджмента  приходят новые модели  инновационного  управления -  инновационный   менеджмент.

Уделяя значительное внимание  инновационному   менеджменту  как функциональной системе управления, многие авторы характеризуют его как "самостоятельную область экономической науки  и  профессиональной деятельности, направленную на формирование  и  обеспечение достижения любой организационной структурой  инновационных  целей путем рационального использования материальных, трудовых  и  финансовых ресурсов"[2].

С таких позиций  инновационный   менеджмент  представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального  менеджмента , непосредственным объектом которого выступают  инновационные  процессы во всех сферах народного хозяйства.

Содержание  понятия "инновационный   менеджмент" автор рассматривает, по крайней мере, в трех аспектах: "как науку  и  искусство управления инновациями, как вид деятельности  и  процесс принятия управленческих решений в инновациях  и  как аппарат управления инновациями". Такое глубокое понимание  сущности   и  принципов  инновационного  менеджмента  противоречит узким рамкам функциональной концепции.

Новая методологическая  и  научная ориентация  инновационного   менеджмента  основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания  и  его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания  и  процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место.

С этой точки зрения  инновационный   менеджмент  приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие  и  структурного оформления  инновационной  сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института мер, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный   менеджмент  как система представляет собой комплекс формальных  и  неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы  инновационной  деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

    социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической  и  политической сфер общества;

    социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного  и  частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

    научную дисциплину, изучающую технико-организационные

    и  социально-экономические аспекты управления производством.

В  инновационном   менеджменте  следует выделять два уровня.

Первый представлен теориями социального управления инновационными системами  и  концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических  и  социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.

Второй уровень  инновационного   менеджмента  являет собой прикладные теории организации  и  управления  инновационной  деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управлении, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.

Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший экономист и социолог Питер Дракер. Крупнейший теоретик школы "индустриальной социологии", П. Дракер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной "человеческих отношений"[3]. Стремясь соединить абстрактное обобщение и институциональные принципы с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к практике, он значительно расширил понимание института менеджмента, распространил его функции на управленческие структуры корпораций.

На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления - это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.

В конечном счете, институт менеджмента - это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется:

    эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей и полномочий между членами организации;

    строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками;

    формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;

    эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель определенной должности;

    процессом "деперсонализации" индивидов в организации[4].

Базисной системой социального института служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.

Развитие демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и функций институтов. Оптимальная рациональность действия и достижение связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связанных с принуждением работника, обеспечиваются процессами социальной интеграции. Это подразумевает наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов и нормативными стандартами. Институциализация менеджмента должна происходить на основе принципов социальной интеграции  и  на базе общих для всех членов ценностей  и  норм.

Современные социально-экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные проблемы с помощью таких механизмов, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав  и  сужение привилегий членов сообщества  и  повышение уровня общности. В развитых странах нее большее значение приобретают институты, воплощающие комплекс, ориентированный на достижение ценностей. В число доминирующих попадают научные  и  образовательные институты, которые обеспечивают доминирование ценностей компетентности, независимости, личной ответственности  и  рациональности.

Отличительной чертой института  инновационного   менеджмента  является относительно большая независимость выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивационной структуре личности профессиональной компетентности  и  личной ответственности.

Становление  инновационного   менеджмента  тесно связано с "раскрепощением" личности  и  повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного  и  эмоционального выбора личности.

Информация о работе Сущность и содержание инновационного менеджмента