Сущность и содержание понятия инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

Иннова́ция.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

 

Сущность и  содержание понятия инновация

 

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

 

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

 

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а  только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Определение понятия  «инновация»

Определение 

Автор, источник

Инновация – это такой общественно – техническо – экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. 

Санто Б. Инновация как средство …, 1990, с. 24.

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога. 

Уткин Э.А.,

Морозова Н.И.,

Морозова Г.И.

Инновационный менеджмент…, 1996, с. 10.

Инновация – это процесс  реализации новой идеи в любой  сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект. 

Бездудный Ф.Ф.,

Инновация – использование  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности. 

Суворова А.Л.

Инновационный менеджмент, 1999, с. 15.

Инновация есть результат  деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми. 

Кокурин Д.И.

Инновационная деятельность, 2001, с. 10.

Инновация (нововведение) –  это результат практического  или научно-технического освоения новшества. 

Авсянников Н.М.

Инновационный менеджмент, 2002, с. 12.

Под инновацией подразумевается  объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога. 

Медынский В.Г.

Инновационный менеджмент, 2002, с. 5.

Инновация понимается как  конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и  внедренный в производство. Понятие  инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к  любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат.

Минниханов Р.Н.,

Алексеев В.В.,

Файзрахманов Д.И.,

Сагдиев М.А.

Инновационный менеджмент …, 2003, с. 13.

Инновация есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и  социального потенциала, лежащего в  основе новации.

Морозов Ю.П.,

Гаврилов А.И.,

Городков А.Г.

Инновационный менеджмент, 2003, с. 17.

Инновация – новая или  улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги).

Кулагин А.С.

Немного о термине…, 2004, с. 58.

Инновация представляет собой  создаваемые новые или усовершенствованные  технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения  и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших  их хозяйствующих субъектов.

Степаненко Д.М.

Классификация инноваций…, 2004, с. 77.

Слово «инновация» выступает  синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с  ними.

Аврашков Л.Я.

Инновационный менеджмент, 2005, с. 5.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества  с целью изменения объекта  управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Фатхутдинов Р.А.

Инновационный менеджмент, 2005, с. 15.

Инновация как результат  творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует  от использующих их лиц либо организаций  изменения привычных стереотипов  деятельности и навыков. Понятие  инновации распространяется на новый  продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или  создающее условия для такой  экономии.

Завлин П.Н.

Основы инновационного менеджмента  …, 2004,

с. 6.

Инновации применительно  к АПК – это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения  и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т. д.

Шайтан Б.И.

Инновации в АПК…, 2005, с. 207.

Инновация – вовлечение в экономический оборот результатов  интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли.

Волынкина Н.В.

 

Правовая сущность…, 2006, с. 13.

В соответствии с международными стандартами (Руководство Фраскати – новая редакция документа, принятого ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Статистика науки…, 1996, с. 30-31.

Инновация (нововведение) –  конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Концепция инновационной…, 1998.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации  труда и управления, основанные на использовании достижений науки  и передового опыта, а также использование  этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Райзберг Б.А.

Лозовский Л.Ш.

Стародубцева Е.Б.

Современный экономический…, 1999, с. 136.

Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой  техники, технологий, изобретений и  т.п.; модернизация.

Большой толковый…, 2003, с. 393.

Инновация – это новшество  в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д.

Финансово-кредитный …, 2004, с. 367.

Инновация – получение  больших экономических результатов  за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной  стратегии развития организации  государства в противовес бюрократическому типу развития.

Румянцева Е.Е.

Новая экономическая…, 2005, с. 162.


 

Некоторые исследователи  считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу.

 

Таким образом, новшество  выступает как конкретный результат  научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и  т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества  с целью изменения объекта  управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта.

 

Анализ существующих в  настоящее время определений  содержит ряд недостатков. Например, действующие международные стандарты  об инновациях, установленные Организацией экономического сотрудничества и развития, разработаны применительно к  новым продуктам, техническим изменениям и социальным услугам, не охватывают нововведения в области организации  и управления. Аналогичный недостаток в определении инноваций содержится в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.».

 

Инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.

 

Обобщая приведенные определения  этого термина, можно дать следующую  формулировку понятия инновация. Инновация  – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой  или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.

 

Применительно к АПК (агропромышленному  комплексу) инновации представляют собой реализацию в хозяйственную  практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или  улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений  и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и  лечения животных и птицы, новых  форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.

 

 

Инновация — это результат  инвестирования интеллектуального  решения в разработку и получение  нового знания, ранее не применявшейся  идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные  формы существования социума, такие  как образование, управление, организация  труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс  внедрения (производства) этого, с фиксированным  получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

 

Таким образом, необходим  процесс: инвестиции — разработка —  процесс внедрения — получение  качественного улучшения.

 

Понятие инновация относится  как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

 

Инновация — это такой  процесс или результат процесса, в котором:

    • используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
    • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
    • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
    • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

 

 Стратегия футуродизайна «обгонять, не догоняя» (инновация как источник новых брендов)

 

Инновации рассматриваются  с разных точек зрения: в связи  с технологиями, коммерцией, социальными  системами, экономическим развитием  и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

 

При концептуализации понятия  «инновации» полезно сравнить его  с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто  смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической  разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

 

Чтобы отличать инновации  от перечисленных выше понятий, нередко  уточняется, что особенность инновации  в том, что она позволяет создать  дополнительную ценность, позволяет  инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

 

В рамках альтернативного  подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или  использует что-то уже существующее новым образом — для изменения  образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые  облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

 

 Новация – это новый  или обновленный продукт чьей-либо  творческой деятельности (исследовательской,  проектной, производственной или  какой либо другой), предлагаемый  потребителям для дальнейшего  преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

 

Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего  новое для него решение). Новаторами могут быть физические и юридические лица. Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое. Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.

 

Инновация (нововведение) –  рассматривается с нескольких сторон:

- во-первых, как некоторый  законченный общий процесс получения,  освоения, приспособления к новшеству  (адаптации к нему), трансформации  и выгодного использования новшества; 

- во-вторых, как часть  процесса, ограниченная рамками  фирмы, рамками потребителя, который  осуществляет свои операции трансформации  и выгодного использования новшества; 

- в-третьих, как ряд  результатов процесса получения  и использования новации, когда  в результате:

1) рыночной диффузии новшество  стало известно потребителю и  со стороны потребителя осознается  нужда и потребность в новшестве, 

2) осуществляется выбор  инновационной стратегии по использованию  новшества; 

3) со стороны потребителя  проявляется стремление к поиску  и приобретению новшества;

4) состоялась адаптация  к новшеству (потребитель при  необходимости трансформировал  новшество, перестроил под новшество  свою систему и подготовился  к использованию новшества);

5) осуществлен процесс  перевода новшества как комплекса  нового в комплекс обычного  и привычного и даже «рутинного»,  то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

6) потребитель использовал  новшество в своем деловом  процессе (новшество используется), в результате которого повысил  свою компетентность (новый уровень  компетенции и новая цена его  труда, а также новая стоимость  фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду  в виде импульса новизны (новой  рутины), новых знаний, более высокого  технологического уровня и новых  свойств выпускаемых им продукции  и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса). В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

 

Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию. После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом. Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: (1) после приобретения новшества и (2) при определенной работе с нововведением.

Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:

1) осознал свою нужду  в новшестве, поставил себе  цель;

2) выбрал для ее достижения  инновационную стратегию, то есть  конкретное новшество;

Информация о работе Сущность и содержание понятия инновация