Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:54, реферат

Краткое описание

Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые
в реализации инновационной политики в предыдущие годы,
корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также
учитывает новые направления политики поддержки инноваций,
сформированные в последние годы.
В 2005 году были утверждены Основные направления политики
Российской Федерации в области развития инновационной системы на
период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и
инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В рамках
реализации мероприятий, определенных указанными документами,
заложены основы национальной инновационной системы, предприняты
меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию
инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на
основе технологических инноваций.

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние и проблемы инновационного развития.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Современное состояние  и проблемы инновационного развития

                       Российской Федерации

 

2. Состояние инновационной  сферы

 

     Стратегия,  опираясь  на положительные результаты, достигнутые

в    реализации   инновационной   политики   в   предыдущие   годы,

корректирует   ее   наиболее   существенные   недостатки,  а  также

учитывает   новые   направления   политики   поддержки   инноваций,

сформированные в последние  годы.

     В 2005  году  были  утверждены  Основные  направления  политики

Российской Федерации  в области развития  инновационной  системы  на

период  до  2010  года,  в  2006  году - Стратегия развития науки и

инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года.  В  рамках

реализации   мероприятий,   определенных   указанными  документами,

заложены основы  национальной  инновационной  системы,  предприняты

меры  по  развитию сектора  исследований и разработок,  формированию

инновационной инфраструктуры,  а также по модернизации экономики  на

основе технологических  инноваций.

     За последние  годы значительно увеличено финансирование за счет

средств государства фундаментальной  науки (в  1,6  раза  за  период

2006-2008  годов)  и  прикладных  разработок,  в  том  числе   через

механизм  федеральных  целевых  программ  и  государственные  фонды

финансирования науки. Созданы  основные элементы системы  институтов

развития в сфере инноваций,  включающие  Фонд  содействия  развитию

малых форм предприятий в  научно-технической сфере, венчурные  фонды

(с государственным участием  через  открытое  акционерное   общество

"Российская  венчурная   компания"),   федеральное   государственное

автономное учреждение "Российский фонд технологического  развития",

государственная корпорация  "Банк  развития  и  внешнеэкономической

деятельности  (Внешэкономбанк)"  и  открытое  акционерное  общество

"РОСНАНО".

     Значительные     усилия     направлены    на    стимулирование

исследовательской  деятельности  и инновационного развития в высшем

образовании.   Реализована   финансовая   поддержка   инновационных

программ  57 вузов  (в    2005-2008 годах на эти цели было выделено

30 млрд.   рублей).  На  конкурсной  основе  29  университетам был

присвоен  статус  национальных  исследовательских  университетов  и

выделены   средства   на   реализацию  программ  развития,  включая

создание  инновационной  инфраструктуры и развитие исследовательской

деятельности  (в  2009-2010  годах   на все программы развития было

выделено 8,42 млрд. рублей).

     Реализуются   меры  по привлечению к исследовательской  работе в

российских  вузах  ученых  с мировым именем, а также по поддержке

кооперации  вузов  с  предприятиями и дальнейшему  развитию вузовской

инновационной  инфраструктуры  (на эти цели из федерального бюджета

с 2010 по 2012 годы будет выделено около 90 млрд. рублей).

     Начата  работа  по формированию национальных исследовательских

центров   (первый   такой   центр   создан   на  базе  федерального

государственного     учреждения     "Российский    научный    центр

"Курчатовский   институт").  Развивается инфраструктура  поддержки

инновационной    деятельности,   включающая   технико-внедренческие

особые  экономические  зоны,  предусматривающие значительные льготы

инновационным        компаниям,       наукограды,       технопарки,

бизнес-инкубаторы,   центры   трансфера технологий  и федеральные

центры  коллективного  пользования научным оборудованием. Начата на

конкурсной  основе  поддержка  создания  и  развития  инновационных

кластеров.

     Положено    начало   созданию   территориально   обособленного

комплекса - инновационного  центра  "Сколково", в котором создается

беспрецедентный  правовой  режим,  минимизирующий  административные

барьеры   и  налоговое  бремя  для  компаний-резидентов.  В  рамках

инновационного  центра "Сколково" создается технический университет

с   целью   достижения  им  в перспективе  уровня  ведущих  мировых

университетов.  Формируется  система  софинансирования государством

инновационных  проектов частных компаний через управляющую  компанию

инновационного   центра   "Сколково",  федеральное государственное

автономное  учреждение  "Российский фонд технологического развития"

и    другие    институты   развития.   В   отношении   компаний   с

государственным  участием  формируется система поддержки  разработки

и реализации ими программ инновационного развития.

     Проведена   значительная  работа по совершенствованию  правового

режима  инновационной  деятельности  -  уже  введены  и  продолжают

вводиться  соответствующие  налоговые  льготы. Принят и реализуется

закон,   разрешающий  бюджетным  учреждениям  образования  и  науки

создавать   малые   инновационные   предприятия.   Совершенствуется

таможенное регулирование  экспорта инновационной продукции.

     Теме  модернизации  и  инноваций  уделяется   большое  внимание

руководством  страны.  Создана  Комиссия  при Президенте Российской

Федерации  по  модернизации  и  технологическому развитию экономики

России.     Определены    государственные    научно-технологические

приоритеты,  в  рамках  которых  начато  финансирование  конкретных

проектов.

     В  то  же  время  при  реализации  Стратегии  развития науки  и

инноваций   в  Российской  Федерации  на  период  до  2015 года  не

достигнут   запланированный уровень ряда  индикаторов,  связанных

прежде  всего со спросом на инновации в реальном секторе экономики.

Это  обусловлено  существенным снижением в период кризиса спроса на

инновации   со   стороны   компаний   реального  сектора,  а  также

уменьшением   бюджетного   финансирования  мероприятий  федеральной

целевой   программы "Исследования   и  разработки  по  приоритетным

направлениям   развития  научно-технологического  комплекса  России

на 2007-2013 годы".

     В    целом   не   удалость   переломить   ряд   значимых   для

инновационного  развития негативных тенденций, существенно  ускорить

процесс  интеграции  российской  инновационной  системы  в  мировую

систему   и   кардинально   повысить   инновационную  активность  и

эффективность  работы  компаний,  в  том  числе  государственных, а

также   создать  конкурентную  среду,  стимулирующую  использование

инноваций.  Еще многое нужно сделать для налаживания  взаимодействия

науки   и   бизнеса,   повышения  уровня  коммерциализации  научных

разработок  государственных  академий  наук  и  вузов  в  России до

уровня    развитых    стран,    являющихся    членами   Организации

экономического сотрудничества и развития.

     Государственные        средства,         выделяемые         на

научно-исследовательские   и   опытно-конструкторские   работы,   в

большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно.

Не в полной мере удалось  решить проблему старения  научных  кадров,

хотя для улучшения  ситуации  государство  предприняло  значительные

усилия.

     Такие   результаты   были   обусловлены  в   значительной  мере

недостаточным    соответствием    политики    поддержки   инноваций

социально-экономической  политике  государства.  Создаваемые  общие

экономические  условия  для инноваций вплоть до принятия в 2008 году

Концепции   были   недостаточно   благоприятными.   Более   высокий

приоритет   имело   поддержание   макроэкономической  стабильности,

усиление  социальной защиты и развитие отраслей социальной сферы, а

также    модернизация   инфраструктуры.   При   этом   недостаточно

эффективными  оказались  и такие ключевые с точки зрения наращивания

инновационной  активности общие направления социально-экономической

политики,  как  создание  благоприятного  инвестиционного  климата и

борьба  с  коррупцией, политика в сфере технического регулирования,

таможенное  регулирование  и  администрирование, а также  политика в

сфере развития конкуренции.

     Стратегия   развития  науки  и инноваций  в Российской Федерации

на    период    до    2015 года    включала    целевые   показатели

коммерциализации   разработок   и  общей  инновационной  активности

бизнеса,  однако  в большей степени была ориентирована на поддержку

предложения   в  сфере  исследований  и  разработок.  Недостаточная

приоритезация  задач по поддержке инновационной активности бизнеса,

инноваций  в  регионах,  развитию  человеческого  капитала и целого

ряда    других    задач   не   позволили   обеспечить   необходимую

комплексность подхода к  развитию инновационной системы  страны.

     В  результате  в настоящее время ключевой  проблемой является в

целом  низкий  спрос на  инновации в российской экономике, а также

его  неэффективная структура - избыточный перекос в сторону  закупки

готового  оборудования  за  рубежом  в  ущерб внедрению  собственных

новых разработок.

     Ни   частный,   ни   государственный   сектор   не   проявляют

достаточной  заинтересованности  во  внедрении  инноваций.  Уровень

инновационной    активности    предприятий   значительно   уступает

показателям стран - лидеров  в этой сфере.

     Эти    тенденции    определяют   необходимость   корректировки

проводившейся  до  настоящего  времени  политики в сфере инноваций,

смещения  акцентов  с  наращивания  общих объемов поддержки  по всем

составляющим   национальной   инновационной   системы   на  решение

критических для инновационного развития проблем.

     Вместе  с  тем одним из важнейших с  точки зрения инновационного

развития  сохраняющихся  у России конкурентных преимуществ  является

человеческий  капитал.  По доле населения с высшим и дополнительным

профессиональным  образованием (22,8 процента численности населения

в  возрасте  от  25  до  64 лет)  Россия  находится  на уровне таких

ведущих  зарубежных  стран,  как Великобритания, Швеция и Япония, а

также  опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки

зрения  создания  эффективной  инновационной  системы сохраняющийся

высокий   уровень  высшего  образования  по  естественно-научным  и

инженерно-техническим специальностям.

     В то же  время ситуация в указанной  сфере характеризуется рядом

негативных   тенденций,  которые  в  перспективе  могут  фактически

девальвировать это конкурентное преимущество.

     Сохраняются   проблемы   по  достижению  надлежащего   качества

образования  на  всех  уровнях  -  от общего, начального и среднего

профессионального   образования   до   высшего   и послевузовского

профессионального  образования.  Согласно  международным рейтингам,

российские  вузы  практически  не  попадают  в первую сотню  мировых

лидеров.

     Эти   негативные   тенденции   обусловлены   в   том числе и

недофинансированием   сферы   образования   в  конце  XX  -  начале

XXI века.   В последние   годы   наметилось   некоторое   улучшение

ситуации,   но   по   относительным   показателям  государственного

финансирования  этой  сферы Россия по-прежнему значительно  уступает

странам-лидерам,  а также  значительному числу стран, идущих по пути

догоняющего   развития.   По  данным  Федерального  казначейства  и

Организации  экономического  сотрудничества и развития, в 2009 году

Россия    расходовала    на   образование   4,6 процента   валового

внутреннего  продукта, тогда  как Швеция - 6,1 процента, Финляндия  и

Франция  - 5,5 процента, Бразилия и Великобритания - 5,2 процента и

Соединенные  Штаты Америки - 5 процентов. Недостаток финансирования

существенно    усугубляется    структурными   проблемами,   включая

устаревшие  модели управления учебным процессом, нехватку в системе

образования  современных  кадров,  в  том числе управленческих. При

этом   оценка   качества   образования,   которую дают  российские

работодатели, в целом  невысокая.

     Кроме  качества  образования  значительную  роль  для будущего

инновационного  развития  играют и формируемые у человека жизненные

установки   и   модели   поведения.   Ключевые  для  инновационного

предпринимательства  личностные  качества  -  мобильность,  желание

обучаться  в течение  всей жизни, склонность к предпринимательству  и

принятию  риска  в  целом  недостаточно  развиты  по  сравнению со

странами  с  высокой  инновационной активностью. В России, по данным

Федеральной  службы  государственной  статистики, участие населения

(в  возрастной  группе   25-64 года)  в  непрерывном образовании   в

2008 году    составило    24,8 процента    (в    Великобритании   -

37,6 процента,    Германии -    41,9 процента    и    Финляндии   -

77,3 процента).

     Целенаправленная   работа  по  развитию  компетенций   в  сфере

исследований  и  разработок,  а  также  мотиваций  к  инновациям  в

российских  образовательных  учреждениях  начата только в последние

годы.

     В   настоящее   время  также  остается  низкой  восприимчивость

Информация о работе Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской Федерации