Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:54, реферат

Краткое описание

Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые
в реализации инновационной политики в предыдущие годы,
корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также
учитывает новые направления политики поддержки инноваций,
сформированные в последние годы.
В 2005 году были утверждены Основные направления политики
Российской Федерации в области развития инновационной системы на
период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и
инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В рамках
реализации мероприятий, определенных указанными документами,
заложены основы национальной инновационной системы, предприняты
меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию
инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на
основе технологических инноваций.

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние и проблемы инновационного развития.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

бизнес-структур   к   инновациям   технологического   характера.  В

2009 году   разработку   и   внедрение   технологических   инноваций

осуществляли  9,4 процента общего количества предприятий российской

промышленности,  что  значительно  ниже  значений,  характерных для

Германии    (71,8 процента),   Бельгии   (53,6 процента),   Эстонии

(52,8 процента),     Финляндии     (52,5 процента)     и     Швеции

(49,6 процента).  Доля  предприятий,  инвестирующих  в приобретение

новых  промышленных  технологий,  составляет  11,8 процента в общем

количестве  предприятий. Доля затрат на технологические инновации в

общем   объеме   затрат   на   производство   отгруженных товаров,

выполнение  работ,  услуг  организаций  промышленного  производства

России  составляет  1,9 процента  (аналогичный  показатель в Швеции

составляет  5,4 процента,  в Финляндии - 3,9 процента, в Германии -

3,4 процента).

     Недостаточный   уровень  инновационной  активности  усугубляется

низкой  отдачей  от  реализации  технологических  инноваций. Хотя в

абсолютном   выражении  объемы  инновационной продукции постоянно

повышаются  (в  1995-2009   годах  -  на  34 процента),  затраты  на

технологические  инновации  растут  еще быстрее (за тот же период -

втрое).   Как  следствие,  на  1 рубль  таких  затрат  в  2009 году

приходилось  2,4 рубля  инновационной  продукции против 5,5 рубля в

1995 году.   Рост   бюджетного   финансирования,  направляемого   на

поддержку  исследований  и  разработок,  не привел к должному росту

инновационной   активности   предприятий.  С 2005 по 2009 год  доля

средств  российского  предпринимательского  сектора  во  внутренних

затратах   на   исследования  и  разработки  уменьшилась  с  30  до

26,6 процента  при  увеличении  доли  средств государства с  61,9 до

66,5 процента.   В   целом  затраты  на  технологические   инновации

организаций   промышленного   производства  составили  в  2009 году

358,9 млрд. рублей (0,9 процента  к валовому внутреннему продукту).

     Кроме  отставания  российских компаний по уровню  инновационной

активности   есть   еще   и  значительные  структурные  проблемы  в

организации   управления  инновациями  на  уровне  организаций.  По

показателю   "Способность  компаний  к  заимствованию  и  адаптации

технологий",  рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия

в  2009 году  находилась  на  41-м месте  из 133  - на уровне таких

стран, как Кипр, Коста-Рика и Объединенные Арабские Эмираты.

     Абсолютное  доминирование     наименее     передовых      типов

инновационного   поведения,   в  том  числе  заимствование  готовых

технологий,  характеризует  российскую  инновационную  систему  как

ориентированную   на   имитационный  характер,  а не  на  создание

радикальных нововведений и  новых технологий.

     Очень  скромно   выглядят  российские  компании  и  на  мировых

рынках.  В 2008 году  доля  произведенных ими товаров и услуг в

общемировых    объемах   экспорта   высокотехнологичной   продукции

гражданского  назначения  составила  0,25 процента  (в  2003 году -

0,45 процента),  что  несравнимо  меньше доли таких стран, как  Китай

(16,3 процента),   Соединенные   Штаты  Америки  (13,5 процента)  и

Германия (7,6 процента).

     Российские  компании тратят  на  инновации   значительно  меньше

средств, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах. В

рейтинге   тысячи   крупнейших   компаний   мира,    осуществляющих

исследования   и   разработки,  Россия  представлена  только  тремя

компаниями - открытым акционерным  обществом "Газпром" (108-е  место

по  абсолютному  объему  затрат на исследования и разработки,  доля

затрат на исследования и  разработки  в  выручке  -  0,6  процента),

открытым   акционерным   обществом   "АВТОВАЗ"  (758-е  место,  0,8

процента)  и  открытым  акционерным  обществом  "СИТРОНИКС"  (868-е

место, 2,6 процента).

     Доля расходов  на исследования и разработки  в бюджетах компаний

лидеров  в  мировой  автомобильной индустрии более  чем в 6 раз выше,

чем  у   российского   автопроизводителя.   Для   ведущих   мировых

телекоммуникационных  компаний  соответствующий показатель в 10 раз

выше, чем у российского  лидера.

     Несмотря  на  то  что в условиях  кризиса доля инновационно

активных  предприятий  промышленного  производства  и  ряда отраслей

сферы   услуг  в  России  почти  не  изменилась  (с  8 процентов  в

2008 году  до  7,7 процента  в 2009 году), в целом ситуация  остается

неблагоприятной.    Большинство    предприятий,    столкнувшись   с

необходимостью  жесткой  оптимизации  издержек,  в  первую  очередь

экономят   на   развитии,   откладывая  на  неопределенное  будущее

инновационные   проекты,   расходы  на  научно-исследовательские и

опытно-конструкторские работы и перевооружение.

     Внутренние  затраты  на исследования и  разработки в Российской

Федерации  (в текущих  ценах) неуклонно возрастали с 48 млрд. рублей

в  1999 году  до 485,8 млрд. рублей в 2009 году (в 2,1 раза в ценах

1999  года).  В итоге Россия входит в десятку ведущих стран мира по

общему  объему указанных  затрат, хотя существенно отстает  по такому

показателю,  как доля затрат на исследования и разработки в валовом

внутреннем  продукте - 1,25 процента  (в Израиле - 4,27 процента, в

Финляндии - 3,96 процента,     в      Швеции - 3,62 процента,     в

Германии - 2,82 процента      и      в      Соединенных      Штатах

Америки - 2,79 процента).  По такому показателю, как объем расходов

на  исследования и разработки в расчете на душу населения, Россия в

начале  XXI  века  отставала от  всех  высокоразвитых государств и

многих  стран Восточной  Европы, однако к концу 10-летия этот разрыв

удалось если не преодолеть, то существенно сократить.

     По  абсолютным  масштабам  исследовательского  сектора  Россия

по-прежнему  занимает  одно  из  ведущих  мест в мире, уступая лишь

Китаю,  Соединенным  Штатам Америки и Японии. Однако по численности

исследователей  на 1 тыс. лиц, занятых в экономике, Россия уступает

более   чем  20  государствам,  в  том  числе  Финляндии,  Франции,

Германии,   Соединенным  Штатам  Америки  и  Японии.  Рост  объемов

финансирования,   с   одной   стороны,   и  сокращение  численности

исследователей,   с   другой,  способствовали  заметному повышению

уровня  внутренних затрат на исследования и разработки в расчете  на

одного  исследователя  в России, достигших уже в 2009 году 59,5 тыс.

долларов  США  (по  паритету  покупательной  способности). По этому

показателю  наметилось  сокращение  отставания  России  от  ведущих

стран  мира  (от  Китая  -  в  1,3 раза,  Франции  -  в  3,4 раза и

Соединенных Штатов Америки - в 4,4 раза).

     Сложной   остается   ситуация   в   части  преодоления  разрыва

поколений,     сформировавшегося     в     российской    науке    в

1990-1999 годах.  В 2000-2010 годах доля  ученых  в   возрасте до

29 лет  в  общей   численности  исследователей  росла,  но вплоть до

2006 года  не  происходило   роста  следующей  возрастной  категории

(30-39 лет),  что   означает  неспособность многих исследовательских

организаций  удержать молодых  специалистов (в 2008 году доля ученых

в  возрасте  до 29 лет  в общей численности исследователей составила

17,6 процента,   а    в    возрасте   30-39 лет  -   14,2 процента).

Одновременно  доля  исследователей  в  возрасте  60  лет  и  старше

выросла за 8 лет с 20,8 до 25,2 процента.

     Несмотря  на  выдающиеся успехи отдельных  российских ученых, в

2010 году   на   Россию  приходилось  всего  2,08 процента  научных

статей,  публикуемых  в  научных  журналах,  индексируемых  в  базе

данных  "Сеть  науки"  (Web  of  Science),  тогда как на Францию -

4,67 процента,  Германию  - 6,47 процента и Китай - 15,08 процента.

Низкими  остаются  и  удельные показатели научной результативности.

Так,  по данным за 2009 год, в Сингапуре на 1 статью в международно

признанных   изданиях   приходится  3,5 активных  исследователя,  в

Германии   и   Франции   -   3,7 исследователя,   в   Аргентине   -

5,1 исследователя,   в   Китае  -  8,1 исследователя,  в   Японии  -

8,3 исследователя.    В    России    этот   показатель   составляет

15,3 исследователя.

     Сохраняется   и  достаточно  низкий  уровень   цитирования работ

российских  ученых. В соответствии с базой данных "Сеть науки" (Web

of   Science)     за    2006-2010 годы  в среднем   на  1  статью,

опубликованную   российскими   авторами   (или   с   их  участием),

приходилось  лишь  2,4 ссылки  со  стороны  ученых  всего мира. Для

сравнения,  на  1 статью, опубликованную учеными Китая, приходилось

3,62  ссылки,  Японии  -  5,12 ссылки,  Франции  -  6,38  ссылки  и

Германии -  6,86 ссылки. Если доля России в количестве публикаций в

научных  журналах всего  мира составляла 2,08 процента, то ее доля в

количестве  цитирований  в научных журналах всего мира составила за

2006-2010   годы  лишь  1,15 процента.  При  этом в  соответствии  с

базой   данных   "Сеть   науки"   (Web   of   Science)  соотношение

ассигнований  федерального  бюджета  на  научно-исследовательские и

опытно-конструкторские  работы  гражданского  назначения  и  общего

количества  научных  публикаций росло с 2000 года и уже в 2010 году

составляло  459,9 тыс.  долларов  США (для Германии этот показатель

равен  281,5 тыс.  долларов  США, для Франции - 284,8 тыс. долларов

США, для Японии - 379,4 тыс. долларов США).

     Признание   инноваций   важным   инструментом  государственной

политики  пока  в  недостаточной  степени  отражается  в  структуре

бюджетных  расходов.  Прямые  расходы  на  инновационное развитие в

2009 году  составили  1,5 процента  валового внутреннего продукта, а

к  2013 году они уменьшатся до 1 процента. При сложившейся динамике

бюджетных  расходов  доля инновационных расходов (расходов бюджета,

способствующих  развитию  (созданию,  внедрению)  новых  продуктов,

услуг  и технологий, формированию компетенций в приоритетных сферах

экономического  развития,  а также развитию экономики знаний, в том

числе   прямых   расходов   на   поддержку инноваций и расходов,

оказывающих   косвенное   влияние через частный спрос,  усиление

мотивации    и    другие   факторы)   с 2014 по 2020 год   остается

практически  неизменной  -  около 1,3 процента валового внутреннего

продукта.

     В  отличие  от стран с развитой инновационной  системой в России

недостаточно  развита  система государственно-частного партнерства  в

реализации  инновационных  проектов  - доля организаций, получающих

финансирование  из  бюджета  на эти цели, составляет 0,8 процента (в

Германии   -   8,8 процента,  в  Бельгии  -  12,7 процента).  Также

недостаточная  поддержка  оказывается созданию малого инновационного

бизнеса.  Объем  программ  исследования  инноваций малого бизнеса и

трансфера  технологий  малого  бизнеса в Соединенных  Штатах Америки

составляет  2 млрд. долларов  США, в России инновационный компонент

программы   поддержки   малого   и   среднего  предпринимательства,

реализуемой   Министерством   экономического   развития  Российской

Федерации  в соответствии с постановлением Правительства  Российской

Федерации   от   27 февраля   2009 г.   N 178   "О  распределении  и

предоставлении  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов

Российской   Федерации   на   государственную  поддержку  малого  и

среднего  предпринимательства,  включая  крестьянские  (фермерские)

хозяйства",   эквивалентен  примерно  67 млн. долларов  США,  объем

финансирования  Фонда  содействия развитию малых форм предприятий  в

научно-технической   сфере   -   примерно   113 млн. долларов  США.

Существующая    система   государственных   закупок   пока   скорее

препятствует    доступу    инновационной    продукции   в   систему

государственного заказа.

     Отдельной   проблемой   является  неприспособленность   системы

государственной   статистики   к   целям  управления  инновационным

развитием.  Статистические  данные,  отражающие  ключевые параметры

инновационного   развития,  становятся  доступными  с  существенным

опозданием.   Структура   статистических   показателей   не  вполне

соответствует задачам текущего дня.

     Государственное        регулирование       предпринимательской

деятельности  в целом  и инновационной деятельности в  частности пока

недостаточно  конкурентоспособно.  Это видно как из различного рода

рейтингов  инвестиционного  климата, комфортности ведения бизнеса  и

наличия   административных   барьеров   (по   оценке  интегрального

рейтинга  "Ведение  бизнеса-2012"  за  2011 год Россия находится на

120 месте  из  183), так  и из показателей официальной  статистики по

созданию  новых  предприятий (рост количества предприятий с 2005 по

2009 год   составил   2 процента  в  год).  Качество  налогового  и

таможенного   регулирования  и  администрирования  по  отношению  к

инновационному   бизнесу   заметно  улучшилось,  но  их  фискальная

составляющая  продолжает  превалировать  над стимулирующей. В целом

Информация о работе Современное состояние и проблемы инновационного развития Российской Федерации