Понятие инновационного процесса и его цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

Вложенные файлы: 1 файл

Innovatsionny_ekzamen.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

6. Сбытовая инфраструктура.

На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, поэтому без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом этих предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличение их доли с 0,3–0,5 % (в настоящее время) до сравнимых с показателями развитых стран.

Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими

Инновационная инфраструктура нуждается также в законодательно-правовой основе – своде законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использо­вания объектами рынка своего технического и экономического потенциала.

  1. Государственная инновационная политика (+см. листок)

В вопросах регулирования и стимулирования инновационной деятельности главная роль отводится государственным структурам управления. Функции государства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью повышения их экономической, социальной и экологической эффективности.

Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах: 1. Концепция устойчивого развития. 2. Концепция инновационной политики РФ на 1998–2000 гг. 3. Концепция реформирования российской науки на период 1998–2000 гг. 4. Концепция инновационной политики РФ на 2001–2005 гг. 5. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.

В соответствии с вышеуказанными документами главными направлениями государственной инновационной политики РФ являются: 1) аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур;2) формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; 3) развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов; 4) формирование инновационной инфраструктуры, включая информационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов; 5)создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий и пр.

Для реализации основных положений государственной инновационной политики образованы фонды, обеспечивающие поддержку инновационных процессов на предприятиях. В частности, Российский фонд фундаментальных исследованийосуществляет предоставление безвозмездных целевых субсидий для поощрения развития перспективных направлений фундаментальной науки. Постановлением Правительства РФ № 65 от 3 февраля 1994 г. образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, призванный разрабатывать и реализовывать наукоемкие инвестиционные проекты с участием малых инновационных предприятий. С 5 июля 2000 г. функционирует Венчурный инновационный фонд,созданный на основании распоряжения Правительства РФ № 362-р от 10 марта 2000 г. для финансирования высокорисковых научно-технических проектов.

В настоящий момент в РФ также действуют Российский фонд технологического развития, Федеральный фонд производственных инноваций (осуществление производственно-технологической поддержки создания и практического освоения новой наукоемкой продукции и высоких технологий). Информационное обеспечение инновационной сферы осуществляется при поддержке действующего с 1992 г.Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс)

 

  1. Основные понятия, используемые в инновац. Менедж.

Новация  (новшество) (лат. novation - изменение, обновление) - какое-то новшество, которого не было раньше (новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение).

       Инновация – это результат реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей или созданию новой потребности на рынке и приносящей экономический эффект.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновационная деятельность – осуществление (реализация) инновационных процессов по стратегическому маркетингу инноваций, НИОКР, организации  и технологической подготовке производства, производству новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы (диффузия инноваций).

Инновационный менеджмент  - процесс управления нововведениями (инновациями), основанный на эффективных принципах и функциях инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом

  1. Жизненный цикл инноваций

Жизненный цикл – это совокупность связанных между собой явлений, процессов, работ, образующих завершенный круг развития в определенный период времени. Жизненный цикл инновации представляет собой отрезок времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит и производителю, и продавцу прибыль или какую-либо другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла заключается в следующем:

1) руководитель вынужден анализировать хозяйственную деятельность позиции реального времени в перспективе ее развития;

2) он аргументирует необходимость систематических разработок по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

3) концепция является основой анализа и планирования инновации.

Анализ инновации позволяет определить, на какой стадии жизненного цикла пребывает данная инновация, ее ближайшие перспективы, периоды резкого спада и окончания существования.

Классифицируют жизненные циклы инновации по видам инноваций, т. е. по общей длительности цикла, длительности каждой стадии внутри цикла, специфики развития самого цикла.

Жизненный цикл нового изделия состоит из семи конкретных стадий, таких как:

1) разработка нового изделия – организация инновационного процесса, вложение капитала;

2) выход на рынок – изделие приносит прибыль в период внедрения;

3) развитие рынка – рост объема продаж изделий на рынке, анализ времени, когда новое изделие активно продается и рынок достигает насыщения этим изделием;

4) стабилизация рынка – прекратился рост объема продаж;

5) уменьшение рынка – происходит спад сбыта изделия, но спрос на данное изделие есть, значит, есть объективные предпосылки к увеличению объема продажи изделия;

6) подъем рынка – спрос существует, производитель изучает условия спроса, меняет свою кадровую и ценовую политику, применяет различные формы материального стимулирования продажи изделия, активизирует рекламу. Это позволяет увеличить объем продажи на какой-то период времени;

7) падение рынка – происходит полная реализация изделия или полное прекращение продажи изделия из-за его невостребованности у покупателя.

  1. Организационные формы реализации инновационной деятельности

Реализация проекта происходит в рамках организации, структура которой в значительной степени влияет на успех проекта. Выделяют следующие принципиальные организационные формы:

• функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ;

• дивизиональная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам;

• проектная структура. Данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации;

• матричная структура. Промежуточная форма, объединяющая преимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены три разновидности матричной структуры организации: cлабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; cбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.

В известной мере повысить адаптивность и гибкость организационной структуры удается на практике с помощью перехода к организаци¬ям, включающим такие элементы, как управление по проектам, времен-ные целевые группы.

Анализом эффективности исследовательских групп занимались многие аналитики. В рамках этих исследований был установлен ряд интересных фактов, которые следует учитывать при управлении творческими коллективами, например что продуктивность групп уменьшается после пятилетней работы из-за ограниченности внешних связей. Наблюдения также показали, что внутри исследовательских групп существуют различные подходы к работе с информацией. Ученые обычно работают с первичной информацией, публикуемой в научных журналах, им присущ широкий взгляд, не ограниченный границами фирмы, авторитетами для них являются видные ученые-исследователи. С другой стороны, инженеры чаще используют вторичную информацию, сосредоточены на внутренних проблемах фирмы и полагаются на мнение своих коллег по работе.

В целом исследования подтвердили позитивное влияние на успех проекта использования интегрированного, междисциплинарного подхода, при котором в одну команду объединяются представители различных функциональных сфер фирмы (менеджеры, ученые, инженеры, маркетологи). Это обеспечивает, с одной стороны, тесное сотрудничество с производственными подразделениями и понимание проблем производства, с другой стороны, сотрудничество с исследовательскими подразделениями полезно производственникам для оперативного решения технических проблем, и наконец участие маркетологов создает предпосылки для своевременной переоценки рыночных перспектив проекта. Таким образом умение работать в группе становится одной из ключевых компетенций.

Важным аспектом управления проектными группами является стимулирование творческого труда. Практика показывает, что здесь наиболее эффективным методом является самомотивация, т.е. состояние при которм стремление к творческому труду исходит от самого работника. Большое значение для самомотивации работников инновационной сферы имеет соотношение указаний и команд, поступающих сверху, и решений, принимаемых коллективно и самостоятельно участниками проекта. С одной стороны, чем больше свободы, тем больше простора для творчества. С другой стороны, пределы автономии работника ограничиваются коммерческим характером инновационного процесса.

  1. Стратегии НИОКР,
  2. Стратегии внедрения и адаптации

Стратегии НИОКР

Стратегии внедрения и адаптации

Лицензионная стратегия- преобразование незаконченной или завершенной разработки для их использования в собственных НИОКР

Стратегия поддержки продуктового ряда – направлена на повышение потребительских свойств выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному

Стратегия параллельной разработки – приобретение технологической лицензии для форсированного опытного освоения новых продуктов и процессов

Стратегия сохранения технологических позиций –для предприятий, которые не могут вкладывать средства в обновление производства

Стратегия исследовательского лидерства – стремление находиться по большинству продуктов на начальных стадиях кривых ЖЦТ

Стратегия продуктовой и процессной имитации – применима в условиях отставания от конкурентов или при выходи в новую сферу бизнеса

Стратегия опережающей наукоемкости – стремление иметь наукоемкость продукции выше среднеотраслевой

Стратегия стадийного преодоления – переход к высшим стадиям технологического развития минуя низшие

Стратегия следования жизненному циклу – на основе заделов результатов НИОКР для замещения выбывающих продуктов и процессов

Стратегия технологической связанности – на долю технологически связанных продуктов приходится более 70% продукции

 

Стратегия технологического трансфера – реализация стратегии, при которой отработанные технологии переходят от головных к дочерним структурам ФПГ

Информация о работе Понятие инновационного процесса и его цели