Понятие бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 16.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие бюджетного  процесса.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. 
 Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.  
 Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления. 
 Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса. 
 Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования. 
 Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др. 
 В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

-единства бюджетной системы;

-принцип разграничения  доходов и расходов бюджетов;

- принцип самостоятельности;

- сбалансированности;

- гласности;

- достоверности;

-адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той  или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы. Однако некоторые из них имеют в бюджетном  процессе  свою  интерпретацию  и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы:

1. Принцип последовательности  вступления  в  бюджетный   процесс  органов исполнительной и представительной власти. Стадии  бюджетного  процесса делятся примерно поровну между  органами  исполнительной  власти  (они составляют проект  бюджета  и  исполняют  бюджет)  и  представительной власти (а они  рассматривают  и  утверждают  проект  бюджета  и  после исполнения бюджета, рассматривают и  утверждают  отчет  об  исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до  начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более  полно  учесть происходящие  изменения  в  темпах  роста  производства,   внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

  3.  Принцип публичности и гласности -  имеет особое  значение,  т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно  публичная  и  гласная,  бюджет обсуждается в представительных  органах  открыто,  освещается  в  СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или  иного  уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об  исполнении бюджетов в средствах  массовой  информации  должны  быть  опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

 4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на  бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.  В состав бюджетной  классификации РФ входят:

         . классификация доходов бюджетов  РФ;

         . функциональная классификация  расходов бюджетов РФ;

         . экономическая классификация расходов  бюджетов РФ;

         . классификация источников  внутреннего   финансирования  дефицитов

           бюджетов РФ;

         .   классификация  источников  внешнего  финансирования  дефицитов

           федерального бюджета и бюджетов  субъектов РФ;

         . классификация  видов  государственных   внутренних  долгов  РФ  и

           субъектов РФ, видов, муниципального  долга;

         .   классификация  видов   государственных  внешних   долгов  РФ   и

           субъектов РФ, а также государственных  внешних активов РФ;

         .  ведомственная классификация  расходов РФ.

      Принцип   специализации  показателей   бюджета  осуществляется  на  всех стадиях  бюджетного  процесса.   Бюджетная   классификация   —   специальный юридический акт, лежащий в основе  всей  бюджетной  деятельности  финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная  классификация  имеет  значение не только для процессуальных норм бюджетного права,  но  и  лежит  в  основе материальных норм бюджетных права.

 

 


Информация о работе Понятие бюджетного процесса