Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовку ребенка в современном обществе. На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и Федеральными Государственными требованиями на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….1-3
1. Концептуальные основы педагогической деятельности…………………..4-5
1.1. Идея наглядности в трудах педагогов и психологов…………………4-5
1.2. Мнемотехника, как средство познавательно-речевого развития детей.6-8
2. Диагностика уровня познавательно-речевого развития детей раннего
и дошкольного возраста (начало года)…………………………………9-10
3. Особенности отбора и конструирования содержания обучения……….11-33
3.1. Ранний возраст………………………………………………………12-16
3.2. Дошкольный возраст…………………………………………………….17
3.3.Старший дошкольный возраст………………………………………..18
4. Результаты сравнительной диагностики (конец года)………………….34-35
5. Перспективное планирование образовательного процесса…………….36-51
6. Заключение………………………………………………………………52-53
7. Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

Показывая символ, обозначающий цвет, говорю: «Посмотри, этот шарик  такой же яркий и желтый, как солнышко на моей картинке».

3. Совместное описание.

Использую при этом договаривание ребенком  фразы или предложения. Более сложный вид описания – составление рассказа о явлениях природы. Он требует большой предварительной работы,  обсуждения проведенных наблюдений. К ним перехожу при наличии у малышей достаточного количества представлений об окружающем.

В конце года провела сравнительную диагностику.

Вывод:

Построенная таким образом работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению представлять объект рассказа (событие, предмет), а также анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями; подбирать для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, связывать их разнообразными способами связей.

                         3.2.  Дошкольный     возраст.

Дошкольный возраст предъявляет новые требования к содержанию образовательного процесса.

Методы и приемы, применяемые мною в этот период, направлены на формирование культуры познания и развитие творческой активности:

- комментируемое управление (Мы сейчас..), схемы-опоры (ход занятия, игры, так называемый «маршрут знаний»), опережающее обучение («зона ближайшего развития»), проблемные ситуации;

- формирование сотрудничества  на занятиях, простор для творчества.

Для успешного развития каждого ребенка учитываю условия, от которых зависит степень его активности в образовательном процессе:

- личная  заинтересованность  в получении знаний;

- уровень учебных умений  и навыков;

- отношение родителей  к процессу обучения.

Для реализации детских потребностей решаю следующие задачи в процессе развития речи и познавательной активности моих воспитанников:

- обогатить сознание таким  содержанием, которое способствует  накоплению представлений о большом  мире, готовит к осмыслению этих  представлений;

- систематизировать уже  имеющуюся и новую информацию  посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);

- продолжать формировать  бережное созидательное отношение  к миру.

В дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи:  пересказом, рассказом (описательным и творческим).

 

 

3.3. Старший   дошкольный  возраст.

Главная задача – формирование качества монологической речи.

1. Самостоятельно пересказывают  литературные произведения, передавая  идею и содержание выразительно  воспроизводя диалог действующих лиц. Используют авторские средства выразительности.

2. В описательных рассказах  точно и правильно подбирают  слова, полно характеризующие особенности  предмета, с помощью взрослого  находят существенные признаки, устанавливают иерархию признаков, определяют и воспроизводят логику  описательного рассказа. Самостоятельно  определяют его содержание, используют  разнообразные  языковые средства.

3. Сочиняют сюжетные рассказы  по картине, из опыта, по игрушке. С помощью взрослого строят  свой рассказ в соответствии  с требованиями структуры сюжетного  повествования.

4. В повествовательном  рассказе отражают характерные  особенности жанра, пользуются  свойственными  жанру средствами выразительности.

5. Самостоятельно создают  творческие  рассказы, сказки на  природоведческую тему  (в старшей  группе придумывают продолжение  и конец рассказа, сказки; рассказ  по предложенному плану; в подготовительной  группе -  сюжеты на тему, предложенную  воспитателем, придумывают рассказы  по пословицам, загадкам и т.д.).

6. Самостоятельно используют  объяснительную форму  речи и  речь-доказательство.                 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказ.

Пересказ – самый первый вид рассказов, которому воспитатель  учит детей.  Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложение. 

Ценность пересказа заключается, прежде всего, в том, что дети приобщаются  к подлинно художественной речи. Запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания,  учатся  владеть живым русским языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская их.

Специфика обучения пересказу, по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Пересказ доступен  и близок ребенку, т. к. он получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать, оценивая поступки героев  и, тем самым, вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Пересказ – это творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель  должен хорошо знать особенности жанра (сказки, рассказа), не допускать слов и оборотов в речи не свойственных данному жанру.

Требования к подбору произведений для пересказа:

- высокая художественная  ценность;

- идейная направленность;

- динамичность. лаконичность  и, вместе с  тем ,образность  изложения;

- четкость и последовательность  развертывания событий;

- занимательность содержания;

- доступность содержания  и его объем.

В дошкольном возрасте применила обучение пересказу сказок и рассказов при помощи мнемотехники.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, с возрастом усложняется.

В младшем и среднем возрасте   большой интерес представляет сказка. Русская народная  сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность русского языка, показывает, как богата родная речь юмором,  живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявляется так ярко, как в народных сказках. Присущая необычайная простота  яркость, образность, особенность повторно воспроизводить  одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей предшествующего значения. Огромное влияние оказывают сказки на эстетическое развитие малыша. Так как обучение пересказу фольклорных литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление с изобразительно выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами).

В работе со сказкой использую выполнение  детьми творческих заданий.

Интересным приемом является изменение ситуации в сказке. Что требует от ребенка умения анализировать.  Например: в сказке «Колобок» я  заменила лисичку на бабочку. В ходе рассуждений малыши пришли к выводу, что герои подружились т. к.  бабочка не может съесть колобка. Более сильные дети способны  самостоятельно изменить ситуацию. Они составляют новую таблицу. Дальше предлагаю пересказать новый вариант сказки отдельному ребенку или по цепочке.

Применила в своей работе прием загадывания эпизодов  сказки.  Отгадывают обычно более сильные дети. После отгадывания отбирают нужные символы, составляют из них дорожку  или таблицу. А остальные дети пересказывают содержание.

В старшем дошкольном возрасте все чаще обращаемся к пересказу рассказов. Передавая реальные события, рассказы обогащают духовный мир детей, готовят их к реальной жизни. Учат соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, усиливают свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей. Кроме того, знакомят со структурой текста, многообразием связи в нем (логикой событий, причинами и следствиями конфликтов, мотивами поведения героев).

Этапы работы:

1. Выразительно читаю  текст.

2. Предлагаю рассмотреть  таблицу. Преобразовываю абстрактные  символы в образы.

3. Задаю вопросы по  содержанию. Вопросы не только  констатирующие, но и поискового  характера. Широко использую метод  аналогий. При ответе открываю  соответствующий символ.

4. Повторно читаю (или  рассказываю текст). Даю установку  на запоминание.

5. Предлагаю пересказать  детям (по цепочке, частями, полностью, от лица литературного героя). При возникновении затруднений  осторожно задаю наводящие вопросы.

6. Анализирую пересказ. Обращаю  внимание на точность изложения  событий, наличие в речи образных  слов,  авторских средств выразительности, эмоциональности воспроизведения  диалога.

Делая вывод, можно сказать, что применение приема мнемотехники при обучении пересказу  помогает детям в логической последовательности правильно передавать идею и содержание произведения, выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц,   концентрировать свое внимание на правильном построении предложений.

Описательные рассказы

Описание  – это наиболее трудный вид в монологической речи. Успешность его составления зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта.

Начинается описание с общего тезиса, определяющего и называющего объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему.

Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картинки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний позволяет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

В каждой возрастной группе предъявляются свои требования к описательному рассказу. Меняются подходы к обучению.

В младшем возрасте особый интерес у детей вызывает описание игрушки. Подбор игрушек имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький заяц; красная и синяя машинки). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей, и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

  Основной прием обучения  в младшем возрасте – совместное  рассказывание.

В средней группе постепенно подвожу детей к составлению небольших самостоятельных рассказов – описаний.

Интересно проходят занятия по совместному придумыванию загадок о предметах. Ценность такого вида построения связного высказывания в том, что загадки учат нестандартно мыслить, находить сходства между самыми  отдаленными вещами. Для загадывания от ребенка требуется немалая сообразительность. Не зря психологи отмечают большое значение загадок для умственного  развития детей. Загадывая загадки, ребенок тренирует внимание, память, учится выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, совершенствуется связная речь.

В этом возрасте целесообразно загадывать загадки о предметах, состоящих из одной части. Например, об овощах или фруктах.

 В старшем возрасте  переходим к составлению описательных  загадок о предметах, состоящих  из нескольких частей. В этом  возрасте шире используются занятия, побуждающие к творчеству и  самостоятельности. Например: «Расскажи  о своей любимой игрушке». На  вопрос: «Какая игрушка?» ребенок  должен детально рассмотреть  и описать предмет (по форме, величине, цвету, вкусу и т. д.).

Этапы работы.

1. Рассматривание предмета  или объекта. Открывание соответствующих  символов.

При рассматривании особое внимание обращаю на то, чтобы ребенок при определении особенностей внешнего вида, использовал в речи точные слова.

2. Составление рассказа  ребенком с опорой на мнемотаблицу. (Образец рассказа не предлагаю, т. к. этот прием не способствует  проявлению самостоятельности и  инициативы). Заслушиваем   ответы 2 – 3 детей. В конце предлагаю рассказать сильному ребенку.

3. Анализ рассказа. Давая  оценку, отмечаю его содержательность, умение точно подбирать слова, характеризующие особенности предмета. В старшем возрасте привлекаю  к анализу детей.

Применила в своей практике обучение составлению рассказов – описаний о сезонных явлениях природы. Сложность данного вида монологического высказывания в том, что ребенок должен не только иметь конкретные представления  об окружающем мире, но  и уметь сравнивать объекты  и явления природы по признакам различия и сходства. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям. Устанавливать и выражать в речи связи разной степени сложности и содержания: структурно – функциональные, причинные, пространственные и др.

Информация о работе Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника