Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовку ребенка в современном обществе. На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и Федеральными Государственными требованиями на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….1-3
1. Концептуальные основы педагогической деятельности…………………..4-5
1.1. Идея наглядности в трудах педагогов и психологов…………………4-5
1.2. Мнемотехника, как средство познавательно-речевого развития детей.6-8
2. Диагностика уровня познавательно-речевого развития детей раннего
и дошкольного возраста (начало года)…………………………………9-10
3. Особенности отбора и конструирования содержания обучения……….11-33
3.1. Ранний возраст………………………………………………………12-16
3.2. Дошкольный возраст…………………………………………………….17
3.3.Старший дошкольный возраст………………………………………..18
4. Результаты сравнительной диагностики (конец года)………………….34-35
5. Перспективное планирование образовательного процесса…………….36-51
6. Заключение………………………………………………………………52-53
7. Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

1.Значительно сокращается  время на запоминание, осмысление  и воспроизведение информации. 

2.Совершенствуется восприятие.

3.Развиваются основные  психические процессы – внимание, образное мышление, память, ядром  которых является речь.

4.Происходит развитие  творческого познания.

Поэтому решила применить данный метод в своей работе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Диагностика уровня познавательно – речевого развития

детей  раннего и дошкольного возраста

В ходе комплексного психолого-педагогического обследования: выявлены особенности психического развития детей, своевременное определение проблем в их развитии.

Первичная диагностика осуществлялась методом наблюдения. По ее результатам были сделаны выводы. У детей существуют проблемы в различных сторонах речевого развития. Наиболее типичны:

1. Речь многих детей  носит ситуативный характер. Выражено  неумение правильно построить  предложение, однословные ответы.

2. Лексически бедная, недостаточный  словарный запас.

3. Плохая дикция. Употребление  в речи облегченных слов. Речь  невнятная.

4. Отсутствие культуры  речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса  и темп речи.

 В дошкольном возрасте имели место наиболее типичные трудности,  которые в разной степени  проявлялись  на всех возрастных этапах:

1.Недостаточно развита  мыслительная деятельность (мыслительные  операции, познавательные процессы  и способности)

2.Уровень сформированности  связной речи  у многих детей  не соответствует возрасту. Что  проявляется в следующих трудностях:

-неспособность грамматически  верно построить предложение;

          -недостаточный словарный запас, бедность речи;

-слабо развитая диалогическая  речь: неспособность грамотно сформулировать  вопрос, выстроить лаконичный, либо  развернутый ответ;

-при построении описания  не умеют самостоятельно определить  главные свойства и признаки  предмета, удержать в памяти последовательность  выявленных признаков;

-при пересказе не соблюдают  структуру,  небольшой объем текста, не используют в речи авторские  средства выразительности;

-не могут самостоятельно  развить сюжетную линию в творческих  рассказах, испытывают затруднения  в логическом обосновании  собственных  утверждений и выводов;

-при заучивании стихотворений  не могут запомнить текст.

Многих трудностей  можно избежать, если систематически заниматься развитием малышей.  Для этого разработала перспективное планирование,  цикл занятий и дидактических игр с применением технологии мнемотехники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности отбора и конструирования содержания образования.

Основные задачи развития связной речи решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются  методы обучения.

от 2-х  до  3-х  лет

Основная задача этого возрастного периода – развитие разговорной речи.

1. Происходит развитие  диалогической речи с использованием  различных языковых средств в  соответствии с ситуацией(дети  должны уметь выслушать собеседника, задавать вопросы, отвечать в  зависимости от контекста).

2. Формируются предпосылки  совместного описания предметов  и объектов окружающей действительности, отражая знания об их признаках, обозначающих цвет, величину, свойства.

3. Дети обучаются пересказывать  небольшие сказки при помощи  взрослого, использовать в речи  определения, характеризующие персонаж, его настроение, состояние, действие, поступки.

от 3-х  до  4 -х  лет

Основная задача – дальнейшее развитие разговорной речи.

1. Используют элементы  монологической речи в сообщении  о выполнении поручений, в разговорах  со взрослыми, в совместной творческой  деятельности по договариванию  стихов, в пересказе известных  текстов.

2. Составляют описательные  рассказы, отражая знания о назначении  предмета, его строении, назначении  частей, качествах и свойствах  материала, из которого он сделан  и о других ярко выраженных  особенностях: цвет, форма, величина  и др.

3. Рассказывают об эмоционально  значимых событиях, используя высказывания  из двух – трех предложений.

 

 

                            от 4 - х – до 5 лет.

Центральным направлением работы является воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монологической речи.

1. Самостоятельно (или с  незначительной помощью взрослого)  пересказывают небольшие литературные  произведения.

2.  Составляют короткие  описательные рассказы по картинам.

3. Придумывают повествовательные  рассказы по игрушкам, описательные  загадки и загадки со сравнением.

4. Составляют рассказы  из собственного опыта.

5. Пользуются элементарными  формами объяснительной речи.

 

3.1. Ранний   возраст

Познавательно – речевая  деятельность детей раннего возраста качественно отличается от познавательно-речевой  деятельности детей дошкольного возраста.

Расширение круга представлений ребенка неразрывно связано с организацией окружающей обстановки. «Развивающая среда – тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обуславливает развитие языка» - писала Е.И.Тихеева.

Одним из непременных условий влияния среды на развитие каждого ребенка является участие взрослого. Он стимулирует познавательную деятельность  детей, поддерживает имеющийся у них интерес, обеспечивает материалами для экспериментирования, игрушками, играми, отвечает на многочисленные вопросы или предлагает новые сферы деятельности.

Таким образом, создаются новые условия, содействующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно – развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение « зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности.

Для поддержания интереса и потребности говорить, превращать воспринимаемое в речь, важное место в организации среды отвожу мнемотаблицам  и мнемодорожкам.

Уровень развития познавательной активности во многом зависит от педагогического воздействия, которое учитывает общие закономерности развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Применяемая система занятий учитывает пути становления  связной  речи и познавательной активности детей раннего возраста:

- формирует  первые представления  и ориентиры в мире природы;

- способствует  активному  восприятию информации;

- стимулирует потребности  в познании окружающего мира;

- развивает воображение, творческие качества;

- способствует развитию  связной речи.

Предпочтение отдаю подгрупповым и индивидуальным формам проведения занятий. Решение поставленных задач достигаю при различных, но обязательных условиях:

- эмоциональности контакта  с ребенком;

- определенного уровня  развития речи;

- устойчивости внимания;

- наличие подражательной  мотивации.

Большую роль в речевом развитии малыша играет диалог. Поскольку в раннем детстве формирование диалогической речи предшествует монологической.

В диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Учится использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры общения. Большую роль в формировании связного высказывания играет умение правильно использовать интонацию отдельного предложения, что способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности в целом.  Для этого предлагаю ребенку спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.

Применила метод мнемотехники для обучения детей монологу:

- составлению элементарных  рассказов;

- пересказу сказок;

- составлению первых рассказов-описаний.

Этапы применения моделей:

- предметная модель, предметные  картинки, графическая модель, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Учитывая то, что игрушка – самая простая предметная модель решила применить ее на начальном  этапе обучения составлению элементарных рассказов.

Моделируя различные ситуации, использую, знакомые по его собственному опыту  бытовые сюжеты: кто-то живет в доме, кто-то что-то построил. Или же темы  из жизни животных.

Например:

«Сегодня к нам в гости пришел котик». ( Выставляю игрушку).

«Кто это?» (Котик – мягкие лапки, а в лапках царапки).

«Потрогайте котенка  ручкой и скажите, какой он?» (Мягкий, пушистый).

Степень развернутости сюжета зависит от уровня развития малышей.

После того, как дети научились пользоваться предметной моделью, разворачиваю сюжет при помощи предметных картинок. На них должен быть изображен конкретный предмет и конкретное действие. На следующем этапе через сказочный сюжет знакомлю с графической моделью. Дальше работаем с мнемодорожками.  По мере накопления информации создаю мнемотаблицу.

Чем больше развит ребенок, тем чаще он будет отдавать предпочтение не рассказам, а сказкам.  Ведь в сказках действуют обобщенные образы, а степень развития малыша определяется, как известно, способностью к обобщению, к мышлению крупными формами. Кроме того сказка является для ребенка источником познания окружающей действительности.

Детям раннего возраста вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок.

Этапы работы с мнемотаблицей при пересказе.

1. Чтение текста.

2. Рассматривание таблицы  и того, что на ней изображено.

3. Преобразование абстрактных  символов в образы.

4. Пересказ с опорой  на таблицу педагогом.

5. Совместный пересказ.

На начальном этапе использую мнемодорожки. На первом занятии по обучению  пересказу достаточно, чтобы ребенок только показывал символы, соответствующие персонажу, о котором в данный момент рассказывает взрослый.  Обозначил его словом или фразой. По мере накопления информации применяю таблицы, изображающие действия персонажей.

В раннем возрасте дети еще не владеют привычным для нас способом «чтения» последовательности изображений: слева - направо, сверху - вниз. Поэтому целесообразно открывать картинки по одной.

Развитию познавательно – речевой активности детей способствует обучение построению текстов – описаний. Данный вид работы помогает сформировать элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. Для того, чтобы описать предмет,  нужно уметь анализировать.

Ребенку это непросто. Поэтому необходимо научить малыша способам обследования предмета,  выделению его признаков и активизации слов-признаков в речи.

С этой целью сравниваю две игрушки, знакомлю с величинами: «большой - маленький». Использую в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Этот кот большой, а котик - маленький».

Знакомя с цветом, провожу попутное наблюдение: шарик синий, паровозик синий, кофточка синяя. После этого  малышу будет легче употреблять прилагательное в предложении.

Важнейшей составной частью формирования связной речи является понимание и структурирование фразы. Для этого подбираю лексический и дидактический материал, который способствует упражнению в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие)  и употребление его в речи. Работая с фразой, использую знакомые игрушки: мишка, киска, собачка, …и наиболее простую для понимания предикативную лексику: лежит, сидит, бежит.

Большой интерес вызывает у детей описание игрушек или животных.

Этапы работы с мнемотаблицей при составлении рассказа – описания.

1. Рассматривание игрушки.

Помогаю ребенку выделить наиболее яркие признаки, обозначить их словами.

2. Рассматривание таблицы. Преобразование абстрактных символов  в образы

Информация о работе Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника