Методология и организация разработки инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение и реализация имеющихся прогрессивных инновационных проектов на уровне предприятий осуществляется не достаточно активно. В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического обоснования применения инновационных стратегий развития предприятий в целях повышения уровня их конкурентоспособности.
В настоящее время недостаточно полно обоснованы и методические
подходы к разработке инновационной стратегии развития предприятий разной отраслевой принадлежности.
Целью данной курсовой работы является – исследование методологии и организации разработки инновационной стратегии, и анализ практического применения инновационных стратегий на примере организации.

Содержание

Введение
1. Понятие инновационной стратегии. Ее классификация, виды и значение.
1.1. Понятие и значение инновационной стратегии
1.2. Классификация стратегий. Виды инновационных стратегий
2. Методология и разработка инновационных стратегий.
2.1. Этапы разработки инновационной стратегии
2.2. Методология инновационных стратегий
2.3. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации
3. Значение организации инновационной стратегии. Инновационные стратегии на предприятии ИП «Джинсовка».
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая инновацоинный менеджмент.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

  - коммуникации с заказчиками, деловыми  партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями  и ВУЗами;

  - лоббирование интересов в государственных  институциональных структурах.

     Внутренние  факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:

  - мотивированное руководство;

  - интеграция технологических и  организационно-управленческих инноваций;

  - высокая производительность;

  - эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;

  - непрерывное организационное обучение;

  - эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с  конечными потребителями;

  - управление качеством, инфраструктурой,  организационным развитием.

  Разработка  стратегии должна ответить на следующие  вопросы: как достичь целей, как  устранить конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции  фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

  Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:

  - повышение уровня неопределенности  результатов (по срокам, затратам, качеству и эффективности);

  - повышение инвестиционных рисков проектов;

  - усиление потока изменений в  организации в связи с инновационной  реструктуризацией (перестройка  предприятия, за счет изменения  каких-либо его элементов);

  - усиление противоречий интересов  и подходов к управлению у  руководства организации.

  Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский  и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана  со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными  и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

  Наиболее  существенными специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие  при самостоятельной разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

  Таким образом, при инновационной стратегии  длительность получения и вероятностный  характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. . Классификация стратегий. Виды инновационных стратегий

     Основной  характеристикой, фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достигнуть ожидаемого. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

     Инновационная стратегия как составная часть  общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

     Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю не достаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

 
 

     Стратегическое  планирование преследует две основные цели:

  1. Эффективное распределение и использования ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного «портфеля» предприятий.
  2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

     Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

     Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая  должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в  связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

     При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы, и какие потребности она  может удовлетворить.

     После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

  1. Прибыльность – добиться в текущем году уровня чистой  прибыли млн. руб.;
  2. Рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до …% или довести объем продаж до … тысяч штук;
  3. Производительность, например, средняя часовая выработка на одног рабочего … ед. продукции;
  4. Продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятие некоторых моделей с производства и др.);
  5. Финансовые  ресурсы (размер и структура капитала, соотношение собственного и заемного капитала,  размер оборотного капитала и др.);
  6. Производственные мощности, здания и сооружения;
  7. НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);
  8. Организация-изменение в организационной структуре и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;
  9. Человеческие ресурсы (их использование, обучение, движение и т.п.);
  10. Социальная ответственность.

     Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой это, – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

     К серьезным факторам внешней среды  относятся социально-поведенческие  и экологические.  Фирма должна учитывать  также изменения в  демографической ситуации, образовательном  уровне и другое.  Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

     Стратегия является отправным пунктом теоретических  и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того что оно будет принято к внедрению в организации возрастет. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

     Основные  виды инновационной  стратегии

     В зависимости от условий микро- и  макросреды организация может выбрать  один из основных видов инновационной стратегии:

•  адаптационный, оборонительный, пассивный

•  творческий, наступательный, активный.

     В общем виде сущность адаптационной  стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать  ранее освоенные продукты, технологические  процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.

     В рамках адаптационной стратегии  выделяются:

•  защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций. В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей организации эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций. Основной характеристикой, фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достигнуть ожидаемого результата;

•  стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Товаропроизводители, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют. Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественное недоверие, стремясь получить продукт с высокими качественными характеристиками, гарантированными фирменными торговыми марками авторитетных производителей. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;

•  стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности организациями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика. Небольшие организации также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточно устойчивая ресурсная база, но есть проблемы с НИОКР. Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;

•  стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Особенность этих заказов или проектов состоит в том, что предусматриваемые работы охватывают главным образом этапы промышленной разработки и сбыта новшества, тогда как весь объем НИОКР выполняется в специализированных инновационных подразделениях самой организации. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла. Кроме небольших специализированных организаций стратегию непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей могут применять и подразделения крупных организаций, имеющие определенную хозяйственную самостоятельность, быстро реагирующие на конкретные производственные потребности и способные в короткие сроки адаптировать свою производственную и научно-техническую деятельность в соответствии с содержание предлагаемых заказов.

Информация о работе Методология и организация разработки инновационных стратегий