Инновационные технологии в сфере обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Зарубежный опыт социально-экономического развития показывает, что для того, чтобы занять достойное место среди наиболее развитых стран мира, России необходимо двигаться по инновационному пути развития. Достижения в области науки и технологии предопределяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, определяют степень обеспечения их национальной безопасности. Следовательно, основной целью социально-экономической политики становится глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация и на этой основе выход на траекторию высоких и устойчивых темпов роста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования инновационных технологий 6
1.1 Понятие, виды и типология инноваций 6
1.2 Основные этапы инновационного процесса 13
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности и её применение в сфере обслуживания населения 18
2.1 Основы государственного регулирования инновационной деятельности 18
2.2 Инновационные технологии в сфере обслуживании населения 24
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 39

Вложенные файлы: 1 файл

Иновационные технологии.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные этапы инновационного процесса

 

Инновация иногда определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. С этой точки зрения непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию — результат  — нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновационный процесс можно определить как  процесс последовательного превращения  идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с  различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как  параллельно - последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как  временные этапы жизненного цикла  нововведения от возникновения идеи до её разработки и распределения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг,  решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Выделяют несколько поколений моделей инновационного процесса7. Линейный подход к определению инновационного процесса относится к 1950-м – середине 1960-х гг., то есть к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями.

Второе поколение инновационного процесса относится к концу 1960-х – началу 1970-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка.

Третье поколение: начало 1970-х – середина 1980-х гг. Сопряженная модель. В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка.

Четвертое поколение: середина 1980-х – настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует  внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, так как время реализации технической идеи и превращения её в готовую продукцию в современном мире – это очень важный аспект.

Пятое поколение: настоящее время – будущее.  Это модель стратегических сетей, стратегическая интеграция и установление связей. Её отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИКОР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые8.

Результаты  теоретических исследований проявляются  в научных открытиях, обосновании  новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,   открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские науки. Их выполнение  связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов9.

Этап опытно-конструкторских  и проектно-конструкторских работ  связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

В зависимости  от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном  этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны10.

Таким образом, в данной главе рассмотрено понятие  инноваций, их виды и типология, а  также приведены этапы инновационного процесса.

Инновация –  это внедрение в практику, осуществление  и использование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.

Инновацию как  результат нужно рассматривать  неразрывно с инновационным процессом.

Инновационный процесс можно определить как  процесс последовательного превращения  идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.

В общем виде инновационный процесс состоит  в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг,  решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Вывод по главе.

Инновация –  конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Особенности инновационных  процессов обуславливаются преобладающим  типом нововведений, образующих данные процессы.

Из многообразия нововведений наибольшую значимость в инновационном процессе имеют инновации человеческой деятельности, поскольку они на прямую связаны  с ролью лидера, новатора11.

Инновации человеческой деятельности базируются на творческих способностях: даре предвидения и инициативе персонала предприятия. Их успех, в конечном счете, зависит от людей, для которых все большее значение приобретают такие мотивы, как желание реально ощущать результаты своей работы, обладать возможностями для творческого поиска, чувство поддержки новаторской деятельности со стороны высшего руководства и социальная значимость в осуществлении инноваций.

В основе разработанных  новых моделей развития и использования  человеческих ресурсов в инновационной деятельности лежит ориентация на высококвалифицированную рабочую силу; непрерывность процесса обогащения знаний и повышение квалификации; гибкость рабочей силы и организации труда; делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства.

Любые новые  явления, события, продукты только тогда  получат общественное признание, когда  будут приняты к распространению  и уже в новом качестве они  выступят как нововведение (инновации).

Можно сделать  вывод что, инновация – это внедрение в практику, осуществление и использование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.

 

 

 

 

2. Государственное  регулирование инновационной деятельности и её применение в сфере обслуживания населения

2.1 Основы государственного  регулирования инновационной деятельности

 

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной  деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. 

Высшая форма  регулятивной деятельности - это выработка  и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций12:

  • Развитие в области обслуживания населения,
  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях13.

Финансовые  факторы государственного регулирования инновационной деятельности14:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Информация о работе Инновационные технологии в сфере обслуживания населения